В опубликованной сегодня агентством по защите и развитию конкуренции РК "Краткой справке по анализу состояния конкуренции на рынке внутренних регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Казахстане" были изложены рекомендации антимонопольного ведомства по развитию конкуренции на рынке авиационных перевозок, которые предполагают в том числе и выделение в качестве отдельного субъекта рынка авиакомпании FlyArystan, которая в настоящее время является структурным подразделением авиакомпании Air Astana.
Редакция inbusiness.kz обратилась с запросом к руководству компании Air Astana, чтобы получить комментарий по поводу рекомендаций антимонопольного ведомства. Стоит отметить, что разговоры о разделе субъектов бизнеса ведутся, можно сказать, с начала операционной деятельности компании FlyArystan, и позиция руководства Air Astana остается прежней.
Еще в сентябре, на пресс-конференции, посвященной вопросам деятельности и развития авиакомпании Air Astana, ее президент Питер Фостер отметил, что благодаря тому, что FlyArystan ведет свою деятельность в рамках группы Air Astana, дочерняя авиакомпания пользуется экономическими преимуществами, пользуясь частью услуг материнской авиакомпании.
"Авиакомпания FlyArystan использует свой флот на основе сублизинга, по наименее низким ставкам, которые в свое время смогла получить Air Astana у лизингодателей. Благодаря совместной деятельности достигается максимально возможное использование единых услуг по работе экипажей воздушных судов, услуг по техническому обслуживанию и ремонту самолетов, которое осуществляется инженерно-техническим персоналом Air Astana, не все, но все же большая часть наземного обслуживания в аэропортах осуществляется также департаментом материнской авиакомпании. Кроме того, сюда же включается работа других департаментов Air Astana, таких как управление человеческими ресурсами, информационными технологиями. В настоящее время флот авиакомпании FlyArystan состоит из 12 самолетов, и если говорить о принудительном ее выводе из группы Air Astana, то будут утеряны экономические преимущества лоукостера, произойдет разрыв имеющейся синергии. Это, в свою очередь, приведет к росту удельной себестоимости авиаперевозок для FlyArystan" – подчеркнул Питер Фостер.
При этом президент Air Astana отметил, что по планам развития начало деятельности FlyArystan, как полностью самостоятельного субъекта авиационной отрасли, запланировано на ближайшую перспективу.
"Уже в ближайшее будущее наступит тот момент, когда FlyArystan станет достаточно крупной авиакомпанией, чтобы самой создавать собственные ресурсы и осуществлять собственные услуги. Мы думаем, что это станет возможным, когда флот FlyArystan будет состоять из 20-25 самолетов, и, по нашим данным, этот период наступит к концу 2024 года.
Если говорить об IPO, то я могу рассказать лишь общую картину, так как согласно правилам Лондонской фондовой биржи не могу обсуждать детали. Можно ожидать в 2023 году положительного решения этого вопроса, хотя, если смотреть только на финансовые результаты, то можно было бы рассматривать и 2022 год. Но, к сожалению, по информации от инвестиционных банков, в связи с макроэкономическими показателями региона, а особенно геополитической ситуации вокруг, ждать интереса к авиакомпаниям региона со стороны инвесторов в 2022 году не стоит".
По данным, озвученным руководством национального авиаперевозчика, группа Air Astana входит в десятку стран с наиболее низкой удельной себестоимостью пассажирских авиаперевозок. Для авиакомпании Air Astana этот показатель составляет менее 6 американских центов на 1 пассажиро-километр. А казахстанский лоукостер FlyArystan и вовсе возглавляет мировой рейтинг самой низкой себестоимости пассажирских перевозок с показателем менее 4 центов для одного пассажира на один километр авиаперелета.
Руководитель Air Astana отметил, что принудительное решение о выделении FlyArystan в полностью самостоятельную авиакомпанию не только вызовет резкий рост показателей себестоимости авиаперевозок, но и заставит казахстанцев забыть о средних тарифах в 48 долларов или евро, что, в свою очередь, станет очень неблагоприятным развитием ситуации на рынке для авиапутешественников нашей страны.