Казахстанцы в поиске вакансий: портрет соискателя

2504

Бренд работодателя стал важным инструментом для компании.

Казахстанцы в поиске вакансий: портрет соискателя Фото: Inbusiness/Midjourney

Летом 2023 года были проведены исследования восприятия бренда работодателя в Казахстане, проведенные компанией The Talentist, и опубликованы результаты. Эксперты компании ANCOR озвучили эти результаты, которые были опубликованы на днях. Сайт inbusiness.kz сообщил о мотивах, которыми руководствуются соискатели при выборе и смене работы.

Три основные позиции, привлекающие в выборе места работы: хорошая заработная плата – 85%, финансовая стабильность организации – 78% и гарантии долгосрочной занятости – 67%. Самыми востребованными отраслями для работы стали автобизнес и транспорт. Из 100 крупнейших по численности персонала компаний страны барьер в 10% преодолели 84 организации. Масштабные исследования показали, как изменилась модель поведения людей в отношении занятости, и выявили множество полезных для работодателя сведений о соискателях и сотрудниках.

Когда бренд работает на тебя...

Исследования показали, что бренд работодателя стал важным инструментом для компании в работе как с кандидатами, так и с действующей командой. Он позволяет сформировать актуальный имидж и стратегию работодателя для наиболее эффективного привлечения и удержания талантов, при этом позволяя компании экономить на зарплатном фонде.

Сегодня работающие граждане все больше думают о самореализации и возможности создать бизнес. Так, более трети опрошенных предпочли бы иметь собственное дело, а каждый шестой хотел бы стать самозанятым. Если говорить о работе по найму, то, выбирая между международными коммерческими компаниями и отечественными, соискатели предпочитают казахстанские.

По мнению экспертов, потребности людей уже не ограничиваются материальной мотивацией. Помимо зарплаты и финансовой стабильности, для них важны приятная рабочая атмосфера, качество создаваемых компанией продуктов и услуг, предоставление равных возможностей.

Кто ты, респондент?

В масштабном онлайн-опросе участвовали более 3,5 тысячи респондентов трудоспособного возраста от 16 до 63 лет по всему Казахстану, при этом основной акцент был сделан на группу людей в возрасте от 25 до 44 лет. Среди участников 49% составили женщины и 51% – мужчины. По возрастным группам распределение следующее: 16-24 года – 16%, 25-34 года – 34%, 35-44 года – 38%, 45-63 года – 12%. Что касается формата занятости (вопрос задавался респондентам старше 18 лет), то 73% работали на постоянной основе, 13% были самозанятыми или фрилансерами и 11% работали на временной основе.

Географическое распределение участников опроса следующее: Алматы – 21%, Астана – 16%, Северный Казахстан – 15%, Западный Казахстан – 13%, Центральный Казахстан – 10%, Восточный Казахстан – 10%, Южный Казахстан – 8%, Шымкент – 7%.

Что ищут на рынке труда?

Опрос также показал, что существует значительный интерес к работе в небольших организациях (до 100 человек). Хотя должности в международных корпорациях все еще считаются привлекательными, они уже не воспринимаются как наилучший вариант, как и сама работа по найму. В результате крупные работодатели конкурируют не только с более мелкими компаниями, но и с другими формами занятости, включая собственный бизнес (37%) и фриланс (15%). Интерес к работе в международных коммерческих компаниях выразили 14% респондентов, без особых предпочтений – 10%, работу в государственной службе рассматривают 6%, а о семейном бизнесе думают 5%.

Женщины чаще мужчин выражали нежелание работать по найму. Молодежь до 24 лет склонна к работе в крупных компаниях с численностью персонала свыше 5000 человек, в то время как люди старшего возраста (45+) предпочитают небольшие организации до 100 сотрудников. Жители северных и западных регионов чаще выражали желание работать в небольших бизнесах, тогда как жители восточного региона предпочитали средние организации от 1000 до 5000 сотрудников.

Январские события прошлого года и текущая геополитическая обстановка в мире заставили людей осознать важность базовых жизненных ценностей. Результаты опроса подчеркивают, что соискатели ставят на первое место хорошую заработную плату (85%), финансовую стабильность работодателя (78%) и гарантии долгосрочной занятости (67%). Однако, кроме финансовой безопасности, они ищут и психологический комфорт, приятную рабочую атмосферу и ценность продуктов или услуг, которые предлагает компания.

Чтобы сохранить коллектив и сократить текучку кадров, работодателям необходимо учитывать различные критерии, которые важны для работников, такие как равные возможности (59,6%), интересная работа (58,6%), сильное руководство (56,2%), баланс работы и личной жизни (55,9%), возможности карьерного роста (54,2%), хорошая репутация компании (53,9%), использование современных технологий (48,1%), обучение и тренинги (39,2%), удобное расположение (39,1%), гибкие условия труда (34,5%) и социальная ответственность (23,8%).

Стабильность на первом плане

Согласно опросу, большинство респондентов (74%) за последний год не меняли место работы. Те, кто решил сменить работодателя (26%), делали это из-за низкой заработной платы (43%), отсутствия удовлетворения от работы (31%), недостатка возможностей для карьерного роста (28%), недовольства руководством (25%) и чрезмерной рабочей нагрузки (24%). Молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет чаще меняли работу из-за неподходящего графика, в то время как сотрудники старше 45 лет – из-за недовольства руководством компании.

Несмотря на прилив мигрантов из России, аналитики отмечают, что в Казахстане продолжается дефицит кадров в различных секторах экономики и многие мигранты используют страну лишь как транзитный пункт. В то же время перспективная казахстанская молодежь после обучения часто предпочитает развивать свою карьеру за рубежом.

"Плюшки"

Если говорить о возможных льготах, на которые рассчитывают работники: это материальная помощь в трудных ситуациях – 82%, дополнительные выходные – 81%, медицинское страхование – 80%, компенсация и организация питания – 77%, компенсация проезда к месту работы – 76%.

Важно отметить, что женщины по сравнению с мужчинами проявляют больший интерес к предоставлению льгот. Молодые люди в возрасте до 24 лет считают привлекательным страхование путешествий – только 4% работодателей включили данную услугу в свой социальный пакет. Люди в возрасте от 25 до 34 лет чаще других заинтересованы в компенсации занятий спортом – такую опцию предоставляют 7% компаний. Что касается сотрудников с высшим образованием, то они больше других заинтересованы в тренингах или компенсации дополнительного образования, подобный вариант предоставляют 16% работодателей.

Где искать работу?

Среди каналов поиска работы лидируют порталы вакансий – 60% участников опроса. Далее следуют личные связи (46%), социальные сети (36%), интернет-поисковики (33%), ярмарки вакансий – 13%.

При этом эксперты отмечают, что общение с бывшими сотрудниками потенциального работодателя – это мощный тренд, связанный с недоверием соискателей к информации в Сети. Так что, расставаясь с людьми, это надо делать по возможности аккуратно, оставляя положительные впечатления. Для проверки репутации потенциального работодателя люди руководствуются: мнением друзей и семьи – 38%, поиском в Интернете – 38%, личными посещениями – 37%, сайтами отзывов – 35%, порталами с вакансиями – 35%.

Что выбирают на рынке?

Самыми привлекательными и узнаваемыми отраслями на территории Казахстана являются автобизнес (53%) и транспорт (49%). В категорию привлекательных, но с менее известными игроками вошли отрасли добычи и обработки (51%), ТЭК (49%), строительство (43%), машиностроение (37%), товары народного потребления (33%), АПК (27%). Самыми же узнаваемыми, но менее привлекательными были названы: финансовые услуги (64%), информация и связь (60%), розничная торговля (35%).

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться