RU KZ
Казахстанцы за месяц потратили на товары более 1,2 трлн тенге

Казахстанцы за месяц потратили на товары более 1,2 трлн тенге

08:55 25 Октябрь 2020 2853

Казахстанцы за месяц потратили на товары более 1,2 трлн тенге

Автор:

Алексей Никоноров

Розничная торговля в республике набирает обороты: уже в сентябре ее объем достиг предновогоднего уровня. Но по итогам трех кварталов выручка все равно оказалась меньше, чем в 2019-м.

По данным комитета по статистике, в сентябре 2020 года объем сделок в розничной торговле в целом по республике составил 1 трлн 205,9 млрд тенге. И это крайне высокий показатель:

  • Больше объем розничных сделок был лишь дважды – в декабре 2018 (1 трлн 224,4 млрд тенге) и 2019 (1 трлн 393,6 млрд тенге) годов.
  • Ранее в первый осенний месяц торговля была более 1 трлн тенге лишь однажды – в 2019 году (1 трлн 011,7 млрд тенге).
  • Впервые в истории республики объем месячной торговли два месяца подряд держится на уровне выше 1,2 трлн тенге (показатель августа – 1,2 трлн тенге).

Объем розничной торговли в сентябре оказался на 11,4% больше, чем в аналогичном месяце 2019-го. С начала 2015 года более крутой рост был лишь однажды: в августе 2018-го объемы относительно аналогичного месяца 2017-го выросли на 11,6%. Для сравнения: в 2019 году в среднем показатель составлял 5,7%.

В целом за девять месяцев 2020 года объем розничной торговли в республике составил 8 трлн 014,8 млрд тенге. Это не рекордный, но, тем не менее, не самый плохой показатель, особенно учитывая условия, в которых предприятия торговли и услуг вынуждены работать в текущем году. За последние восемь лет лишь однажды объем торговли по итогам трех кварталов был выше: в 2019-м он был почти на 40 млрд тенге больше, чем сейчас. Таким образом, даже несмотря на успехи последнего месяца, розничная реализация в 2020-м находится ниже уровня 2019-го на 6,8%.

Наибольшее снижение торговли – в столице

При этом восстановление показателей торговли в регионах проходит разными темпами. Сразу в четырех регионах республики объем сделок в сентябре вырос более чем на 20% от уровня сентября 2019-го:

  • в Кызылординской области индекс физического объема розничной торговли к соответствующему месяцу предыдущего года составил 122,8%;
  • в Мангистауской – 121,6%;
  • в Алматы – 121,5%;
  • в Шымкенте – 126,6%.

С другой стороны, в Алматинской области объем торговли в прошедшем месяце составил лишь 93,8% от уровня сентября 2019-го. Хуже, чем год назад, показатели и в Акмолинской области – 94%. Во всех остальных регионах республики казахстанцы потратили на покупку товаров и услуг больше, чем годом ранее.

Лидером по общему объему розничной торговли традиционно является Алматы. В сентябре в южном мегаполисе было продано товаров и услуг на 385 млрд тенге – это 32% от общереспубликанского показателя. Вклад Нур-Султана втрое меньше: за месяц объем сделок тут составил 128,4 млрд тенге. Еще в двух регионах показатель превысил отметку в 100 млрд тенге – это произошло в Карагандинской (107 млрд тенге) и Восточно-Казахстанской (101,4 млрд тенге) областях.

По итогам девяти месяцев лишь в одном регионе Казахстана объемы сделок превысили (или хотя бы сравнялись) с показателями января-сентября 2019 года. Им стал Шымкент: официальная статистика говорит о сделках на 284,8 млрд тенге по итогам девяти месяцев, что на 2,7% больше, чем годом ранее. И на треть меньше, чем в одном только Алматы в одном только сентябре. Впрочем, Алматы относится к регионам с наиболее сильным снижением показателей торговли:

Сокращение розничной торговли за девять месяцев в абсолютных цифрах составило 77,9 млрд тенге.
В процентном отношении снижение составило 9,7%. Хуже показатель только в одном городе – Нур-Султане. В столице индекс физического объема розничной торговли составил 86,8% от уровня предыдущего года.

Население не стало менять привычки

В мае, когда карантинные меры в республике были самыми жесткими, наблюдался четкий тренд – покупатели стали чаще закупаться в крупных супермаркетах, тогда как рынки клиентов теряли. Но в привычку это не вошло: после постепенного снятия ограничений население вернулось в привычные магазины:

  • По итогам сентября 2020 года доля крупного бизнеса в розничной торговле составила 19%. Годом ранее показатель составлял 18,3%, в мае 2020-го – 23,8%.
  • Доля малого бизнеса в сентябре текущего года составила 73,5%, слабо изменившись за 12 месяцев (73,3%). Уровень мая составлял 64,7%.
  • Если говорить об индивидуальных предпринимателях (включая торгующих на рынках), то сентябрьская доля составила 38,5% против 40,7% годом ранее и 32,3% в мае.

Хотя подобные тенденции прослеживаются, конечно, не везде. Наиболее сильное изменение поведения случилось в Актюбинской области: доля малого бизнеса в розничной торговле за год (сентябрь 2020 года к сентябрю 2019-го) упала с 74,6% до 57,7%, крупного бизнеса – выросла с 21,9% до 38,7%. В Алматы и Шымкенте, наоборот, резко выросла доля индивидуальных предпринимателей: на 13,9% (до 25,5%) и 9,5% (до 24,1%) соответственно. А Кызылординская область стала лидером по приросту доли малого бизнеса в розничной торговле: по итогам сентября он составил 6,7 п.п., добравшись до 86,9%.

На еде казахстанцы не экономят

Еще один эффект коронавируса и карантинных мер – казахстанцы стали больше тратить на еду. По итогам девяти месяцев объем розничной торговли продовольственными товарами составил 3 трлн 012,7 млрд тенге – это на 4,9% больше, чем годом ранее. Прирост отмечается в 12 из 17 регионах республики, самый сильный – в Туркестанской области (+45,3%).

В целом если в январе-сентябре 2019 года продукты составляли 32,4% всех трат, то год спустя – 37,6%. Соответственно, изменилась и доля продовольственных товаров в общей структуре. Физический объем продаж вырос только в Актюбинской и Акмолинской областях, тогда как во всех остальных на эти цели население стало тратить меньше средств. В целом по итогам девяти месяцев показатель снизился на 12,9%, до 5 трлн тенге.

Алексей Никоноров


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!