Покупательская активность в "черную пятницу", 24 ноября 2017 года, в мире выросла в среднем на 624% по сравнению с обычным днем в этом же году, отмечают аналитики аналитики скидочного портала Picodi. Особо активными стали пользователи из Пакистана, где количество продаж увеличилось на 11525%. Отличились также покупатели из Венгрии (9750%), Италии (4516%) и Греции (2600%).
Количество транзакций, совершенных казахстанскими покупателями в "день всемирной распродажи", выросло на 1675%. Тогда как в России этот показатель достиг 527%, в Украине — 1303%, а в Беларуси — 2279%.
Средний чек в Казахстане составил 17516 тенге. В среднем в этом году пользователи сэкономили по 14125 тенге, или 56%, а пользователи сайта Picodi и того больше – 30 миллионов 111 тысяч 377 тенге. В тройку самых популярных магазинов у казахстанских покупателей вошли Sulpak, Technodom и Lamoda.
Отмечается, что большинство казахстанских покупателей совершали покупки с мобильных устройств (68% с телефонов и 4% с планшетов). Компьютером во время "черно-пятничных" покупок пользовалось всего 28% покупателей.
По данным аналитиков Picodi, которые ежегодно анализируют внутренние статданные о посещаемости сайта и о транзакциях в "черную пятницу", средний размер скидки в "черную пятницу" 2016 года составил 53%. Самыми покупаемыми товарами тогда стали одежда и техника, а средний чек составлял 80,79 евро. Правда, при составлении статистики использовались только те страны, в которых работает скидочный портал.
Ежегодно каждый четверг ноября американцы отмечают День благодарения. А на следующий день берут неофициальные отгулы с работы, чтобы отправиться выбирать подарки к Рождеству. Теперь же "черная пятница" (Black Friday) – это день самой высокой покупательской активности в году во всём мире. Всемирную славу этому распродажному безумию принесла интернет-торговля: в отличие от американцев, которые привыкли с раннего утра охотиться за скидками в торговых центрах, у казахстанцев и многих других народов нет традиции брать отгул, чтобы отправиться на предновогодний шопинг.
"Черная пятница" настолько популярна, что ее приходится растягивать на несколько дней. Например, в России первые распродажи появляются уже в 19:00 четверга. Во многих других странах своеобразным продолжением "черной пятницы" стал "киберпонедельник" (Cyber Monday). Чтобы охватить оба пика активности, мы сравнили данные о продажах в ноябре 2016 года с предыдущим месяцем. Общая посещаемость сайта выросла втрое, достигнув общего показателя в 19,3 миллиона сессий. Активность покупателей возросла во всех странах, причем жители некоторых из них в ноябре в целом проявили к шопингу особый интерес. Например, количество посещений из Финляндии по сравнению с октябрем выросло более чем на 500%, а из Греции и Португалии – более чем на 450%", – сообщали аналитики портала.
По результатам 2016 года все рекорды побила ЮАР: здесь посещаемость в ноябре выросла на 936%. Такая сверхактивность, предположили аналитики, вызвана тем, что в ЮАР чрезвычайно популярны покупки за рубежом: 43% совершеннолетних пользователей совершали шопинг в заграничных интернет-магазинах. Любопытно, что рост посещаемости отмечался и в странах, где доступ к Интернету ограничен. Например, в Пакистане регулярный доступ есть всего у 15% населения, но все же количество посещений в ноябре выросло на 338%.
При этом аналитики отмечают, что в таких благополучных странах, как Германия или Великобритания, продажи выросли не очень сильно. Некоторые исследования отмечают охлажденный интерес к "черной пятнице" в Западной Европе. Так или иначе, в другой части континента "черная пятница" 2016 года продемонстрировала впечатляющие результаты, как, например, в Финляндии с ее 700% скачком.
По результатам прошлого года Picodi сделала выводы: покупатели чаще используют этот праздник распродаж, чтобы обновить свой гардероб. Несмотря на то, что крупные международные ритейлеры в этот день акцентируют внимание в первую очередь на электронике, эта категория оказалась на втором месте по популярности после категории "Мода". Третье по популярности место заняли книги, неожиданно популярными оказались и сервисы по доставке еды.
Отмечается, что лидирующие позиции нередко занимали американские компании. К примеру, Amazon была брендом номер один в "черную пятницу" в Испании и Мексике, а Nike – в Германии и Португалии.
В ряде стран доминировали локальные игроки. Азиатский гигант Lazada занял первые позиции во Вьетнаме, Таиланде, в Филиппинах, Малайзии и Индонезии. Другие региональные фавориты – это Falabella в Перу и Чили и Lamoda в России и Беларуси. Так или иначе, "черная пятница" – это не то событие, которое ритейлеры могут позволить себе проигнорировать, и это независимо от своих локализации и масштаба.
Алина Альбекова