На днях министерство юстиции США опубликовало новый массив материалов из "библиотеки" Джеффри Эпштейна: миллионы страниц, сотни тысяч изображений и тысячи файлов, многие из которых сильно редактированы и частично закрыты для прочтения. Среди них в более 400 файлах упоминается Казахстан, в том числе имеется переписка Эпштейна, где фигурируют имена политических фигур нашей страны. inbusiness.kz поискал знакомые имена.
Джеффри Эпштейн – американский финансист, арестованный в 2019 году по федеральным обвинениям в торговле несовершеннолетними для сексуальной эксплуатации. В том же году его нашли мертвым в камере тюрьмы.
Кайрат Келимбетов
Надо учитывать два ключевых момента: массив документов огромен и охватывает публичные записи, электронную переписку, заметки следствия и файлы разного рода и слово "Kazakhstan" могло попасть в документы по самым разным поводам (переписка о поездках, списки контактов, упоминания геополитических событий, перепечатки новостей и т.п.).
Второй момент: появление имени страны или фамилии в документе не означает причастности к преступлению – это лишь факт упоминания, требующий контекста и подтверждения. В контуре переписки Казахстан является не как экзотическая периферия, а как активный участник разговоров о будущем, инвестициях и геополитической архитектуре.
Центральной фигурой казахстанского сегмента переписки становится казахстанский чиновник Кайрат Келимбетов, которые в разные годы был вице-премьером, министром экономики, возглавлял госфонд "Самрук-Казына", Национальный банк, администрацию президента. С публичного поля он исчез в январе 2022 года, когда потерял пост председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам.
Кайрат Келимбетов в переписках фигурирует не эпизодически, а системно, как человек, вокруг которого строится инфраструктура встреч, визитов и переговоров.
"Кайрат примет вас там 20-го числа, как указано в письме Джули. Думаю, несмотря на долгий перелет, это того стоит", – отмечается в одном из письменных диалогов.
В другом письме Эпштейн подробно поясняет, кто именно этот "Кайрат". И делает это в формате справки для западного адресата:
"Кайрат Келимбетов в настоящее время является главой Национального банка Казахстана. Он также занимал пост вице-премьера Казахстана…".
Особое место в переписке занимает Ларри Саммерс – американский экономист, бывший министр финансов США и экс-глава Гарвардского университета. Из писем следует, что его визиты в Казахстан и встречи с Келимбетовым рассматривались как содержательные, а не протокольные. А Джеффри Эпштейн, по всей видимости, выполнял посредническую роль.
В одном из писем прямо говорится о необходимости, чтобы Келимбетов встретился с Ларри Саммерсом отдельно до начала ужина с более широким кругом гостей. Такая логика – сначала приватный разговор, затем расширенный формат – характерна не для светских мероприятий, а для консультационных и стратегических диалогов.
В электронном письме от 2014 года (в тот период Келимбетов возглавлял Нацбанк) Эпштейну в качестве отправителя указан Саммерс. В тексте переписки указывается, что Казахстан в течение следующих нескольких лет столкнется с финансово-экономическими проблемами. И краткой фразой описывается, какой путь для преодоления кризиса предложил бы Казахстану Саммерс.
22 марта 2014 года в личной переписке с Ларри Саммерсом, который по всей видимости побывал в Казахстане, Кайрат Келимбетов благодарит его за визит, беседу и возлагает большие надежды на будущее партнерство.
"Нет необходимости говорить, насколько мы все восхищаемся вашей компетентностью, вашим богатым опытом и вашей важной ролью в принятии политических решений в США на протяжении последних десятилетий. (...) Мы также с нетерпением ждем нашей встречи в Вашингтоне, и я высоко ценю ваше любезное предложение помочь в организации встреч", – отметил Келимбетов.
В ответном письме Саммерс пишет, что изложит ключевые моменты беседы с Келимбетова "общим друзьям в Вашингтоне".
"Я внимательно рассмотрю рекомендации, полученные вами от команды из Гарварда, и вместе с Джеффри Эпштейном изучу ваши инвестиционные проблемы", – написал американский экономист, добавив, что ждет встречи с собеседником в Вашингтоне в рамках заседания МВФ.
Карим Масимов
В переписках всплывают и другие имена политических фигур из Казахстана. В частности, упоминается ныне осужденный экс-глава КНБ РК Карим Масимов.
Масимов не пишет сам. Он появляется в переданных приветах; в уведомлениях о том, что он не приедет, не сможет, делегирует.
Одна из реплик: "Масимову были переданы поздравления. Келимбетов примет участие во встрече в Вашингтоне. Он скоро свяжется с Ларри".
Эпштейну также неизвестный собеседник написал письмо с вопросом: "В доме рядом с моим домом живет премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Вы его знаете?"
Другие чиновники
Появляется и имя Нурлана Кусаинова (в свое время он был председателем правления Международного финансового центра "Астана") в контексте сопровождения Келимбетова на ужине с Саммерсом. Эти детали важны не сами по себе, а как индикатор: контакты не были единичными, они вписывались в устойчивую коммуникационную линию.
В переписках упоминается и Ержан Казыханов, на тот момент являющийся министром иностранных дел Казахстана. Его имя всплывает в контексте визитов, европейских поездок и координации контактов.
Отдельной линией проходит фонд "Самрук-Казына" и его бывший глава Умирзак Шукеев, через который обсуждаются инвестиции, консультации и возможное участие западных экспертов.
Это история не про скандал, а про механизмы власти в XXI веке, где решения предваряются разговорами, разговоры – знакомствами, а знакомства – людьми, умеющими сводить нужных людей в нужное время.Эти файлы ясно показывают, как именно Казахстан и его элита были встроены в неформальные коммуникационные сети глобальной политики там, где решения часто начинаются не с пресс-релизов, а с писем, ужинов и коротких фраз вроде: "He will be in touch soon".
Читайте по теме:
Дело Эпштейна: новых обвинений не будет