Казахстанская пшеница набивает карманы узбекским мукомолам – эксперты

55586

Отечественных переработчиков взбудоражил отчет Всемирного банка, проливший свет на особенности конкуренции за афганский рынок.

Казахстанская пшеница набивает карманы узбекским мукомолам – эксперты

По законам конкуренции

Пшенично-мукомольный сектор стран Центральной Азии и Афганистана детально изучили специалисты Всемирного банка. Делали они это в рамках программы по модернизации сельского хозяйства Республики Узбекистан, выступая в ней консультантами. Отчет интересен деталями, в которых наглядно прослеживаются проблемы, актуальные для Казахстана, который может потерять свой самый крупный рынок сбыта муки, передает inbusiness.kz.

Речь, конечно, идет об Афганистане. На сегодня это ключевой импортер муки в Центральной Азии. Годами ранее в лидирующих позициях по импорту муки был и Узбекистан, но экспорт казахстанского сырья превратил их в крупного переработчика. И здесь закономерен вопрос – сможет ли свои лидирующие позиции по экспорту в регионе сохранить Казахстан? Учитывая, как сегодня действует узбекский бизнес благодаря поддержке своего правительства. Конкуренция нарастает. И методы, предложенные консультантами Всемирного банка, на практике оказываются весьма рабочими, что играет не в пользу нашей страны.

Происходит это за счет системы толлинга. То есть узбекские мукомолы закупают казахстанскую пшеницу, перерабатывают ее у себя и реализуют муку в Афганистан. Получается продукция более дешевая, чем у нас. Здесь свою роль играет большая конкурентная хитрость в виде тарифного регулирования. Таких, как, например, повышение стоимости транзита казахстанских мукомольных грузов через территорию Узбекистана.

"Результатом такого регулирования стало развитие системы толлинга, когда, например, импортеры из Афганистана закупали казахстанскую пшеницу на территории Узбекистана со средней стоимостью на 19% ниже, чем при поставках на территорию Афганистана. Затем перерабатывали ее на мукомольных предприятиях Узбекистана, где затраты на энергоресурсы на 60-95% ниже, чем аналогичные затраты в Казахстане, и далее транспортировали готовую продукцию по внутренним тарифам Узбекистана в Афганистан", – отмечается в отчете.

В итоге с сентября 2017 года идет рост экспорта муки из Узбекистана. Так, в 2017-2018 годах он составлял 364 тыс. тонн, в 2018-2019-м уже был на уровне 400 тыс., а в 2019-2020-м – 623 тыс. тонн.

Неучтенные объемы

Запросы узбекского мукомолья растут, а значит, пшеницы нужно больше. Кроме Казахстана, зерном может обеспечить и Россия. Но здесь есть подводные камни. К примеру, наша страна может ответить таким же повышением тарифов для грузов, идущих по территории РК. Кроме того, дороговизна российской таможенной пошлины делает транспортировку не слишком рентабельной для узбекских мукомолов. Впрочем, и здесь нашелся выход.

"Единственным решением может стать система толлинга. Это когда российская пшеница будет закупаться узбекскими покупателями на территории Казахстана и вывозиться как казахстанская в Узбекистан для дальнейшего производства и экспорта муки в Афганистан", – говорится в отчете.

И здесь свою особенную роль играют неучтенные объемы российской пшеницы, каким-то образом попавшей в Казахстан. В 2019 году, по данным отчета, это было в пределах 800 тыс. тонн.

Импорт пшеницы в Узбекистан в тыс. тонн за 2019 г. (месяцы не указываются)       

                 350,000

                 300,000

                 250,000

                 200,000

 Экспорт пшеницы из Казахстана в тыс. тонн за тот же период

                 150,000

                 100,000

                  50,000

                       0

Разница в 800 000 тонн.

Аналитики отметили, что покупка большого дополнительного объема российской пшеницы из Казахстана по схеме толлинга была не замечена в Казахстане или ей не придали значения по следующим причинам:

"Следует подчеркнуть, что статистика, полученная из казахстанских источников, практически всегда отличается от данных по импорту, предоставленных Узбекистаном. Это, с одной стороны, свидетельствует о несогласованности статистики и сложностях учета, а с другой стороны – о вероятности формирования неучтенных потоков пшеницы между странами", – отмечается в отчете.

Зато разницу заметили в USDA:

"Так, по официальным данным, валовой сбор урожая в 2018 г. составил 5,4 млн тонн, в то время как USDA оценивает производство на уровне 6,0 млн тонн. В 2019 г. официальная статистика говорит о 6,0 млн тонн пшеницы, а USDA – 6,8 млн тонн. 800 тыс. тонн – это большая разница".

Из отчета Международного банка казахстанские переработчики делают следующие заключения:

"С 2018 года, помимо официального импорта пшеницы из Казахстана (со среднегодовым объемом 2,9 млн тонн), существует дополнительный, неучтенный импорт российской пшеницы в больших объемах, которую завозят в Казахстан контрабандой из России и вывозят в Узбекистан, где по системе толлинга полностью используют для производства и импорта муки в Афганистан. Этот вывод также подтверждается в отчете аналитиками банка: "Основные поставки муки в Афганистан осуществляются в рамках системы толлинга", – ранее пояснил  председатель совета учредителей Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.

Эксперты отмечают, что контрабандный ввоз российского зерна на территорию нашей страны в данный момент наносит самый большой ущерб отечественной пшенично-мукомольной отрасли.  Как производителям пшеницы, так и производителям муки (уменьшение объемов продаж и производства, понижение экспортных цен на готовую продукцию, и, как следствие на пшеницу). Это возможно остановить в том числе пролонгацией количественных ограничений на вывоз пшеницы, отмечают эксперты.

Отечественные отраслевики уверены, что в связи с введением в РФ системы отслеживания зерна с 1 сентября текущего года на рынок Азии будет вывозиться только казахстанская пшеница. А это прямая угроза продовольственной безопасности нашей страны.

"Для обеспечения продовольственной безопасности, стабильности цен на внутреннем рынке необходимо продлить квотирование вывоза пшеницы на полгода с 1 октября 2022-го по 31 марта 2023-го. Это позволит снизить себестоимость готовой продукции (мука и отруби) благодаря увеличению загрузки перерабатывающей отрасли и даст возможность достигнуть целей по развитию смежных отраслей в птицеводстве и животноводстве. Также ограничение вывоза пшеницы позволит увеличить экспорт готовой продукции и сохранить лидирующую позицию Казахстана на традиционных рынках сбыта. Эта стратегия соответствует проекту Национального плана развития АПК до 2025 года", – прокомментировала вице-президент Союза зернопереработчиков Казахстана Таисия Колегова.

В нынешнем сезоне цены на муку и отруби (не говоря уже о хлебобулочных, макаронных и мучных изделиях) заметно выросли. Причиной роста стоимости муки послужило значительное повышение цен на пшеницу из-за ее вывоза в третьи страны, которое, в свою очередь, привело к дефициту на внутреннем рынке, уверены спикеры. После того как РФ закрыла экспорт зерна в страны ЕАЭС, а казахстанские чиновники открыли вывоз сырья, ссылаясь на то, что зерна в достатке, только за одну неделю цена подскочила со 115-120 тыс. тенге до 140 тыс.. К середине апреля цена была на уровне 160 тыс. тенге, далее достигнув отметки в 180 тыс. тенге. Парадокс, отмечают эксперты, заключается в том, что при наличии достаточного предложения (о больших остатках утверждали именно экспортеры зерна) почему-то цена на пшеницу за короткое время резко выросла до 50%. В итоге, заключают отраслевики, выиграли только трейдеры, но никак не простые люди.

Петр Акутионов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться