В ДГД по ЮКО сегодня прокомментировали ситуацию, сложившуюся перед пунктом пропуска "Б.Конысбаева", где, как сообщалось, образовалась пробка из большегрузов в несколько километров.
Как проинформировал на пресс-конференции в Шымкенте руководитель отдела интегрированного контроля и таможенной инфраструктуры управления таможенного контроля ДГД по ЮКО Темур Мирзагаликов, по данным на 26 октября, перед въездом в этот пункт пропуска со стороны Казахстана в направлении Узбекистана скопилось 180 грузовых транспортных средств. Скопление начало образовываться с 21 октября.
Темур Мирзагаликов опроверг предположения о том, что данная ситуация связана с усилением контроля по всему периметру казахстанской границы. По его словам, это не имеет никакого отношения к ситуации на границе с Кыргызстаном.
Руководитель отдела ДГД указал две причины возникшей проблемы. Первая - значительное увеличение потока автотранспортных средств, прибывающих в направлении Узбекистана, вызванное развитием внешней торговли Узбекистана со странами ближнего и дальнего зарубежья в этом году.
Так, по его информации, товарооборот соседней страны только с Южно-Казахстанской областью за девять месяцев этого года составил 533,4 млн долларов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 68,7 млн долларов, или на 14,8 %.
Как он добавил, с апреля месяца наблюдается значительное увеличение перемещения грузов в сторону Узбекистана, и подобная ситуация по этой причине уже имела место в апреле-мае. Ее разрешили принятием экстренных мер.
Вместе с тем второй причиной скопления грузовых автомашин на границе он назвал отсутствие у перевозчиков, следующих из других стран, в частности, из КНР, разрешительных документов на перемещение автомашин по территории Узбекистана (РУ).
"Скопление идет с нашей стороны, так как узбекистанская сторона не запускает их без разрешения на поездку, - пояснил г-н Мирзагаликов. – Этот документ - разрешение на поездку - выдают транспортные инспекции двух сторон. Они обмениваются бланками разрешения. Соответственно для того, чтобы наш перевозчик смог переместить грузы в Узбекистан из третьей страны, он должен получить разрешение на поездку в РУ в транспортной инспекции нашего государства по месту регистрации. Допустим, алматинское транспортное средство должно получить бланк разрешения в Алматы. Аналогично их перевозчики получают наши разрешения для въезда на территорию Казахстана в Узбекистане".
Спикер признался, что не знает, почему казахстанские перевозчики решили пересечь границу без оформления этого разрешительного документа. При этом отметил, что эти люди не новички, и занимаются подобными перевозками постоянно.
К слову, сегодня на своей странице в Facebook официальный представитель МИР РК Мурат Жуманбай написал, что в этом году в рамках обмена бланками их было выдано казахстанским перевозчикам 1187 штук, однако использовано было только 498.
По данным Темура Мирзагаликова, в ожидании получения разрешительных документов Узбекистана перед пунктом пропуска "Б.Конысбаева" простаивают 50 автомашин из 180, которые выехали из Китая. Остальные фуры - из России, Белоруссии, Германии, Болгарии.
Г-н Мирзагаликов также объяснил причину образования скопления только перед пунктом пропуска "Б.Конысбаева": "В рамках двусторонней отработки вопросов пересечения границы с лета этого года все наши пункты пропуска были переведены на круглосуточный режим работы. Им был придан статус многосторонних, то есть через них могут перемещаться и транспортные средства, и товары, и физические лица, и граждане других стран. Но Узбекистан немножко не готов к этому технически, поэтому направляет всех через данный пункт. В будущем они приведут в соответствие все пункты, и, скорее всего, перемещение пойдет через все посты".
"В данный момент пункт пропуска "Б.Конысбаева" работает на пределе своих пропускных способностей, - подчеркнул он. – Сейчас по этому пункту идет увеличение перемещения транспортных средств в два раза: при пропускной способности в 120 единиц транспорта в стуки мы сейчас пропускаем ежедневно порядка 250".
Со следующего же года в рамках мер по увеличению транспортного потока, в частности, программы развития таможенных постов, как сообщил руководитель отдела ДГД, планируется довести его пропускную способность до 500 машин в сутки.
"В данный момент для исключения образования скопления и простоя транспортных средств руководством таможенного поста осуществляется взаимодействие с руководством сопредельной стороны по вопросу ускорения пропуска транспортных средств, а также проводится разъяснительная работа с перевозчиками и участниками ВЭД", - сказал Темур Мирзагаликов.
При этом он отметил, что сложившаяся ситуация не требует какого-либо экстренного вмешательства на высоком уровне: все вопросы будут разрешены в рабочем порядке. "Мы стараемся ускорить решение этих вопросов, но есть не зависящий от нас момент - это скорость оформления грузов с узбекистанской стороны. На данный момент они работают немного медленнее нас", - завершил спикер.
Клара Ларина, Шымкент