/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 364,14 Brent 36,55
Казахстанские грузоотправители не предоставили информацию о сумме ущерба от загрязнения нефти в «Дружбе» – «КазТрансОйл»

Казахстанские грузоотправители не предоставили информацию о сумме ущерба от загрязнения нефти в «Дружбе» – «КазТрансОйл»

Нацоператор нефтепроводов прорабатывает механизм возможной компенсации с российскими коллегами из «Транснефти».

14:46 07 Июнь 2019 3007

Казахстанские грузоотправители не предоставили информацию о сумме ущерба от загрязнения нефти в «Дружбе» – «КазТрансОйл»

Автор:

Данияр Сериков

Фото: ТАСС

Казахстанские грузоотправители не предоставили информацию о сумме ущерба от загрязнения нефти в «Дружбе». Об этом говорится в ответе «КазТрансОйла» на запрос inbusiness.kz.

«На данный момент информация о сумме ущерба с документальными подтверждениями от казахстанских грузоотправителей не предоставлена. В свою очередь АО «КазТрансОйл» прорабатывает механизм возможной компенсации за загрязненную хлором нефть с ПАО «Транснефть». Одновременно национальный оператор взаимодействует с отечественными нефтяными компаниями и принимает все возможные меры по защите их интересов», – указывается в сообщении пресс-службы нефтепроводного нацоператора.

Ранее Минэнерго сообщало о том, что загрязнение нефти в российской части нефтепровода «Дружба» в апреле с ее поставкой через порт Усть-Луга затронуло около 590 тыс. тонн нефти от казахстанских поставщиков. При этом в министерстве утверждали, что после переговоров удалось убедить покупателей в Европе принять некондиционную нефть.

«Согласно условиям договора, если будут какие-то потери у наших грузоотправителей, «КазТрансОйл», как единый оператор по транспортировке нефти через систему «Транснефти», имеет право эти претензии собрать и, если они документально подтверждены, перевыставить «Транснефти», – пояснял в мае вице-министр энергетики Асет Магауов, согласно цитате в Интерфаксе.

В случае документального подтверждения реального ущерба и факта несоответствия казахстанской нефти в пункте назначения установленным требованиям, согласно договору о транзите через трубопроводную систему России, «Транснефть» может компенсировать грузоотправителю связанные с неустойкой убыток и сопровождающие расходы, уточняли в министерстве.

«Пока схема вырисовывается такая: «Транснефть» расплачивается с покупателями, а потом поставщики могут подавать в суд на «Транснефть» за причиненный ущерб», – пояснил в электронном письме партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, комментируя вопрос о компенсации казахстанским экспортерам за загрязнение их нефти в «Дружбе».

Между тем российские СМИ на днях сообщили, что «Транснефть» начала переговоры с российскими поставщиками, европейскими клиентами и трейдерами по техническим и финансовым аспектам, возникшим в результате загрязнения нефтепровода «Дружба». Для решения проблемы будут выработаны общие принципы урегулирования, а детали будут проработаны отдельно между контрагентами.

Напомним, ранее Министерство энергетики РФ подтверждало загрязнение нефти веществами, содержащими хлор, в районе Самары, что затронуло несколько миллионов тонн сырья, транспортированного в Европу и Беларусь.

Данияр Сериков

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Владельцы трубопровода второй год отстаивают свои права в судах.

06 Июль 2020 08:24 1405

Перевозчик против запуска нефтепровода, потому что с его запуском потеряет часть прибыли

Торговая война или экономический конфликт между железнодорожниками и нефтяниками в Мангистауской области входит в новую фазу. Первые не желают терять прибыль от перевозки нефтепродуктов в цистернах, а вторые хотят оптимизировать и логистику, и финансовые потоки, построив свой 20-километровый нефтепровод, избавившись от лишних затрат.

Самый наглядный пример торговых войн – это битва титанов: США и Китая. Еще в ходе своей предвыборной кампании осенью 2016 года Дональд Трамп постоянно критиковал торговые отношения с Поднебесной, заявляя, в частности, что «Китай насилует нашу страну несправедливой торговой политикой».

«Изнасилование» орла драконом состояло в гигантском торговом дисбалансе: в 2017 году США импортировали из Китая товаров на сумму 526 млрд долларов, в то время как импорт Китая из США составил всего 154 млрд долларов. Притом для самого Трампа совсем не важно, что Поднебесную как раз и развивали для того, чтобы она была дешевой мировой мастерской.

Как бы то ни было, но «тоталитарный Китай» не дает житья «светочу мировой демократии», а потому в рамках продвижения этой самой демократии совершенно недемократическими методами его нужно уничтожить.

Если же говорить о нашем примере, то и здесь все достаточно просто.

В этой торгово-судебной войне с одной стороны участвует собственник некоторого количества железнодорожных путей, которого назовем региональный перевозчик, а с другой – ТОО Caspian Oil Trans, которое строит «Приемо-сдаточный пункт (ПСП) с подводящим трубопроводом».

Трубопровод первоначальной длиной 14,4 км и пропускной способностью до 1 млн тонн в год соединяет два значимых объекта нефтегазовой промышленности города Актау – битумный завод ТОО «СП CASPI BITUM» и головную нефтеперекачивающую станцию «Актау» Мангистауского нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл».

И если ТОО запустит трубопровод, то железнодорожная компания, которая пока еще в цистернах перевозит нефть для этих объектов, потеряет ежегодный объем перевозок даже не в один миллион долларов.

Caspian Oil Trans, получив все необходимые разрешения – от местных органов власти до соответствующих министерств и экспертных организаций, эту ветку построило. Поскольку трубопровод по проекту пересекал железную дорогу регионального перевозчика, то разрешение было получено, в том числе, и от него.

Но, когда нефтепровод был уже построен, транспортники отозвали свое разрешение и обратились в суд.

Исковые требования регионального перевозчика

Стороны в течение года доказывали законность/незаконность своих требований и действий. Когда рассматриваются такого рода дела с массой документов и необходимостью их сортировки на две стопки «за» и «против», то на память сразу приходит мультфильм «Как лечить удава» со сценой, в которой мартышка и слоненок размышляли: «Три ореха – это куча? А шесть орехов?».

В конечном итоге региональный перевозчик и ТОО Caspian Oil Trans добрались до Верховного суда, который удовлетворил исковые требования железнодорожников. И нефтяникам пришлось разобрать 4 тыс. метров.

Схема трубопровода, красным выделен первоначальный вариант. Желтым – новый обходной участок

Но Caspian Oil Trans разработало новую проектно-сметную документацию, пустив 9,5 км трубопровода в обход железнодорожных путей.

Однако позже выяснилось, что еще 28 метров трубопровода проходит по земле, которая на правах аренды принадлежит Другому Перевозчику. Он эту землю получили ещё в далёком 2011 году для строительства и эксплуатации железнодорожного пути, однако «железку» за девять лет так и не построил. Так что государство при соблюдении норм Земельного Кодекса (ст. 92, 94) эту землю у них имеет полное право изъять.

16 января 2020 года нефтяники обратились к этому Другому Перевозчику с просьбой о предоставлении сервитута на 28-метровый клочок земли, но те не только ответили отказом, но и подали на Caspian Oil Trans в суд.

Требования истца были таковы:

Исковые требования Другого Перевозчика

Ничего не напоминает?

Стоит ли в этом случае говорить об иронии судьбы, но единственным учредителем Другого Перевозчика является уже известный нам Региональный Перевозчик. Потому вполне естественно, что ТОО Caspian Oil Trans нарвалось на новый иск.

Но суд первой инстанции встал на сторону нефтяников.

Решение суда первой инстанции

Война железнодорожников с нефтяниками идет не только в судах: началось активное формирование общественного мнения. Уже появились статьи о «негативном влиянии» 20-километрового трубопровода на экосистему всей области, в которых для сравнения приводится недавняя авария в Норильске с разливом 17 тыс. тонн нефтепродуктов. Но не говорится о том, что в Мангистауской области по трубам перекачивается до 95% всей добытой нефти, а в некоторых областях Казахстана этот показатель доходит до 100%.

К слову, протяженность магистральных нефтепроводов регионального нефтепроводного управления АО «КазТрансОйл» составляет почти 1000 км.

По данным сайта kaztransoil.kz.

Однако никто «плач Ярославны» по этому поводу не устраивает, и не требует признать их незаконными.

Также жителям региона, опять же – в связи со строительством нефтепровода, напоминают о крушении жилищного комплекса «Бесоба» в Караганде, и о говорят о влиянии ветки трубопровода даже на работу подразделения «Казатомпрома» – Мангистауского атомного энергетического комбината.

1 июля 2020 года Другой Перевозчик – дочернее предприятие Регионального Перевозчика, подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, опять добиваясь запрета строительства нефтепровода. Еще раз напомним: если трубопровод будет запущен, Региональный Перевозчик потеряет весьма крупного клиента, а вместе с ним и весьма немалые деньги. Так что эта торговая война будет длиться ещё долго.

Саян Абаев


 Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Цены на газ в Европе рухнули вдвое за месяц

Трения между США и КНР вокруг Гонконга нервируют рынки и прессуют цены на нефть.

23 Май 2020 11:49 2964

Цены на газ в Европе рухнули вдвое за месяц

Рынки в пятницу закрылись разнонаправленно. Американские и европейские ведущие индексы завершили торги преимущественно ростом, правда, стоит отметить, что прирост был очень незначительным. Напротив, азиатские рынки, включая Китай, Индию, Южную Корею, Индонезию, Японию и Австралию, показали снижение. Причем наибольшее падение произошло с индексом гонконгской биржи Hang Seng, который обвалился сразу на 5,6%.

Поводом для такой динамики стал новый виток разногласий между КНР и США вокруг Гонконга. Вашингтон осуждает китайский законопроект по безопасности автономной территории. Советник Белого дома, Хассет, отмечает что выпад Пекина в сторону Гонконга очень плохо скажется на экономике КНР.

Любое решение властей КНР по ограничению автономности Гонконга заставит США пересмотреть принцип «1 страна, 2 системы» и статус всей территории, заявил в этой связи госсекретарь США Майк Помпео. Лидер республиканского большинства в Сенате Макконел отметил, что дальнейшее вмешательство Пекина в дела Гонконга приведет к повышенному интересу к пересмотру отношений США-КНР. МИД КНР в ответ заявил, что будет отвечать, если США будут продолжать давить на Китай.

Однако, несмотря на трения, индекс страха – VIX – снизился в пятницу на 4,6% до 28,1 пункта. Нефть Brent и WTI падает на 2,4% и 1,5% до $35,2 и $33,4 за баррель соответственно на американо-китайских разногласиях. Природный газ подорожал почти на 2% до $1,74 за млн БТЕ, однако в целом продолжает оставаться на низком уровне. Сектор драгметаллов растет в среднем на 0,7%-2,3%, за исключением палладия, упавшего почти на 4%, до $1981 за унцию.

Говоря о рынке черного золота, стоит отметить решение Royal Dutch Shell Plc о старте программы добровольных увольнений с выплатой пособия. Компания сокращает внешний набор персонала, включая контракты с экспатами. Rystad Energy прогнозирует в 2020 году падение спроса на нефть на 10,8%.

Большие ценовые движения идут и на европейском рынке газа. Отгрузки американского СПГ, по данным ICIS, в мае упали на 50% от максимумов до коронакризиса. Цены на газ в Европе еще ниже, чем в США – фьючерс ближайшего месяца торгуется по $1,3 за млн БТЕ, тогда как спотовая цена – $1 за млн БТЕ. И не исключено, что ценовое дно не достигнуто.

В пятницу спотовые краткосрочные контракты на бельгийской бирже ZTP и нидерладнской TTF в отдельные моменты падали до $34 и $35 тыс за куб.м. соответственно. Напомним, цены на голубое топливо в Северной Европе в апреле снижались до $72 за тыс. куб.м.; в начале мая - $67 за тыс куб.м.; по итогам минувшей недели цена на газ потеряла еще $5 за тыс.куб.м. Другими словами, падение за месяц с учетом пятничных минимумов составило почти в два раза.

И без того жаркую конкуренцию на газовом рынке на фоне слабого спроса подогревает Qatar Petroleum, планирующая нарастить производство СПГ к 2025 году в 1,5 раза до 110 млн тонн; к 2027 году -  вдвое. Компания запускает новые месторождения, а также закупает 100 СПГ-танкеров. Вслед за Катаром в США запускаются новые СПГ-мощности. С 2020 году четыре проекта в отрасли получили экспортные разрешения.  Однако, как пишет Bloomberg, в июле покупатели могут отметить до 60% поставок американского СПГ из-за переполненных хранилищ.

Большая встряска идет на рынке недвижимости США. Просрочки по кредитам на коммерческую недвижимость в третьей декаде января выросли почти в четыре раза, до 8,5%, отмечают в Morgan Stanley. Более того, по итогам текущей недели ФРС США выкупил закладных на недвижимость на $80 млрд, или 77% всего недельного объема QE.

Nissan сократит 20 тысяч рабочих мест по всему миру, а в рамках реструктуризации бизнеса рассматривает ликвидацию бренда Datsun. Розничные продажи в Канаде в марте рухнули на 10% по сравнению с предыдущим месяцем. Тогда как Китай ввиду неопределенности отказался от таргетов по ВВП на текущий год. Тем временем Белый дом готовит план по новому пакету мер господдержки экономики.

Аргентина 22 мая не выплатила $500 млн процентов по своим гособлигациям, допустив таким образом девятый дефолт в своей истории. Власти страны объявили о начале переговоров с кредиторами о реструктуризации долга, который продлятся до 2 июня.

Число заражений коронавирусом в мире по состоянию на утро 23 мая по данным университета Джона Хопкинса превысило 5,3 млн; летальных исходов – свыше 340 тыс. Главный санитарный врач США Фаучи уверен, что США смогут создать вакцину к конку 2020 года. В свою очередь Трамп заявил, что власти США не будут вводить ограничения в случае второй волны пандемии коронавируса.  

Султан Биманов