В 2020 году весь музыкальный мир отметил 250-летие со дня рождения одного из самых исполняемых в мире композиторов – Людвига ван Бетховена. Его часто называют последним представителем венской классической школы и ключевой фигурой западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. Самыми значительными в его творческом наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.
Лауреат международных конкурсов виолончелист Ермек Курманаев совместно с пианисткой Анар Камельиновой записал два диска сонат великого немецкого композитора. Музыкант дал эксклюзивное интервью inbusiness.kz.
– Ермек, как родилась идея записи дисков? Кто ее спонсор? Что значит записать диск сегодня? Зачем он нужен?
– Идея возникла в карантин, когда мы остались без концертов и стало очень скучно. Летом куда-то уехать отдыхать было практически невозможно. Я решил записать пять сонат Бетховена для виолончели. Зал филармонии им. Жамбыла был свободен. Директор пошел навстречу и предоставил его нам бесплатно. Со звукорежиссерами мы договорились, и они тоже поддержали нас, взяв небольшую сумму. Мы оплатили запись из своего кармана. Сейчас никто не заинтересован спонсировать это занятие. Хотя я не понимаю почему.
Когда на казахстанском телевидении звучат какие-то записи, например, соната или отрывок из симфонии, приложение Shazam сразу определяет, что они записаны не у нас, а за рубежом, что это записи иностранных компаний. И это стыдно. В Казахстане пока не действует защита прав интеллектуальной собственности. Но когда закон введут, мы можем остаться с носом. Настоятельно всех призываю: записывайтесь! Делайте качественные записи как отечественной, так и иностранной музыки! Иначе после себя мы можем не оставить никакого наследия. После записи пяти сонат Бетховена, на следующее лето есть планы сделать другие записи.
– Сложно записывать в зале? Почему не в студии?
– В студии запись, конечно, лучше. Идет более четкий звук с глушителями, качественный плотный звук непосредственно из инструмента. В зале это сделать сложно.
У нас не было возможности записаться в студии. В Алматы я не знаю студий для записи классической музыки. Только в консерватории, где стоит рояль. В остальных используется синтезатор для записи эстрады. Поскольку популярнее записывать эстрадную музыку.
– В чем роль Бетховена для современности?
– Имя Бетховена остается известным спустя века. Спроси через десять лет о каком-нибудь исполнителе эстрады – его никто не вспомнит. Классики за короткую жизнь сделали столько, сколько нашим современникам и будущим поколениям не сделать за тысячелетия.
Ольга Власенко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!