За место под солнцем
Эксперты считают, что мировой рынок нефти не где-то там далеко, а в Казахстане. Здесь присутствуют все акулы мирового нефтяного бизнеса.
Действительно, сегодня у нас ведут нефтедобычу такие лидеры, как Chevron, ExxonMobile, LUKOIL, CNPC и другие. Все они приносят сюда свои новейшие технологии и миллиардные инвестиции. Это настоящий Клондайк для всех, кто попадает на этот рынок огромных возможностей, в том числе для нефтесервисных компаний. В настоящее время в Казахстане работают не менее 1000 нефтесервисных компаний с общей численностью более 170 тысяч человек.
"Сегодня на долю операторов трех крупнейших проектов – Кашагана, Тенгиза и Карачаганака – приходится 75 процентов всех закупок нефтегазового сервиса Казахстана. В дальнейшем с увеличением нефтедобычи только на трех этих месторождениях этот показатель будет только увеличиваться. Мы стоим на пороге больших возможностей, и для нас, казахстанских сервисных компаний, важно добиться равных условий для участия в этих проектах", – заявил председатель президиума союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков, выступая во вторник, 12 февраля, на пресс- конференции в Астане.
Сегодня отечественные сервисные компании, прошедшие хорошую закалку за прошедшие 25 лет, намерены побороться за место под солнцем. Они хотят добиться, чтобы выгодные заказы не уходили аффилированным зарубежным сервисным компаниям и чтобы заказчики в лице крупных нефтяных компаний видели в них равноценных партнеров, заслуживающих достойной оплаты за их товары и услуги.
"Ежегодный оборот нефтесервисных услуг в сфере недропользования составляет в среднем семь миллиардов долларов в год. Вовлечение отечественного бизнеса в нефтесервисе составляет в среднем 55 процентов. Однако по некоторым сегментам доля казахстанского бизнеса составляет менее 20 процентов", – такой расклад нынешней ситуации в нефтесервисном секторе страны обрисовал генеральный директор союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.
Когда силы неравны
Господин Жумагулов назвал основные причины, почему многие казахстанские сервисные компании остаются за бортом выгодных нефтесервисных контрактов. Одна из них – это закрытые тендеры.
"Например, возьмем стабилизированные контракты по Кашагану, Тенгизу и Карачаганаку. Всем известно, что у операторов этих проектов закрытые тендерные процедуры, где к тендерам допускаются компании только по приглашениям. А ведь на долю этих трех проектов приходится полтора триллиона тенге!" – сказал г-н Жумагулов.
Он заметил, что львиная доля заказов (подрядов) от операторов таких крупных проектов, как Кашаган, Тенгиз и Карачаганак, уходит, как правило, зарубежным компаниям. Среди них те, кто входит в топ-250 глобальных подрядных организаций. Сегодня в Казахстане из этого топ-списка работают и неплохо зарабатывают порядка 20 подрядных компаний со всего мира. Еще десять компаний из Европы и США также намерены войти на казахстанский нефтесервисный рынок.
Вторая важная причина – это неравные стартовые финансовые условия – нехватка оборотных средств у казахстанских сервисных компаний.
"Сейчас в "ТШО" разыгрываются несколько строительных работ с бюджетом не менее миллиарда долларов. Зарубежные компании, имея свой бренд, могут получить доступ к кредитам с низкими процентами. Есть кредитный рейтинг, и, имея имя, они могут получить дешевые кредиты в зарубежных финансовых организациях, а казахстанским компаниям очень сложно получить кредиты даже в отечественных банках, если даже получат, то под огромные проценты – под 15 или 20 процентов годовых, отчего им сложно конкурировать", – отметил г-н Жумагулов.
Третья причина – это частные недропользователи, среди которых доминируют китайские нефтедобывающие компании.
"С одной стороны, все их закупки прозрачны для участников рынка, но с другой – все крупные подряды выигрывают компании с китайским учредительным капиталом. Тендерные документации составляются таким образом, что казахстанская компания даже и не пытается участвовать в закупках", – подчеркнул г-н Жумагулов.
По его словам, до последнего времени китайские нефтедобывающие компании указывали срок оплаты за оказанные услуги в течение до двух лет. Понятно, что ни одна местная компания не захочет работать и ждать оплату два года. Лишь недавно при поддержке министерства энергетики Казахстана удалось закрепить срок оплаты до двух месяцев.
"Мы хотели бы поднять вопрос о важности государственной поддержки отечественного нефтяного сервиса. Нашим местным компаниям сегодня приходится конкурировать в неравных условиях с иностранными предприятиями, которые освобождены от импортных пошлин и имеют доступ к финансам", – считает управляющий по проектам союза нефтесервисных компаний Казахстана Нияз Жумат.
В то же время он предлагает не уповать лишь на поддержку государства, а видит выход в объединении финансовых и человеческих ресурсов казахстанских сервисных компаний.
"Только сплотившись, мы сможем добиться высоких результатов", – резюмировал господин Жумат.
В новом Кодексе о недрах и недропользовании прописаны новые правила, которые закрепляют равные права для зарубежных и казахстанских компаний, в том числе на Кашагане, Карачаганаке и Тенгизе. Кроме этого, новый закон закрепил обязательства по достижению не менее 50-процентного казахстанского содержания в бурении и проектировании.
Кульпаш Конырова