По их словам, запрет на вывоз полиэтилентерефталат (ПЭТ) отходов – это только частичное решение проблемы, передает корреспондент inbusiness.kz.
Напомним, с 14 июня в Казахстане вводится запрет на вывоз ПЭТ-отходов сроком на полгода. Для обеспечения отечественных производителей доступным сырьем. По данным комитета государственных доходов, запрещено вывозить из страны бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия емкостью не более 2 литров, а также отходов, обрезков и скрапов из пластмасс, полимеров, пропилена. Запрет введен после обращения Ассоциации упаковщиков Казахстана, где отмечалось, что казахстанские мусороперерабатывающие заводы испытывают нехватку сырья из-за того, что отходы с полигонов твердых бытовых отходов страны уходят за границу.
На сегодня в стране функционирует 15 компаний, перерабатывающих полиэтилентерефталат (ПЭТ) отходы. Они расположены в Шымкенте, Павлодаре, Караганде, Жамбылской, Туркестанской, Алматинской, Атырауской, Северо-Казахстанской областях. Из них шесть загружены на 50%, четыре – на 30%, остальные только на 10%. Между тем казахстанские заводы могут перерабатывать более 60 тыс. тонн пластикового мусора.
Черный рынок процветает
Нехватка сырья, говорят специалисты, обнажила цепочку проблем. ПЭТ-отходы вывозят за рубеж, в основном в Россию и Узбекистан. Там их сборщики мусора продают дороже. К примеру, если в Казахстане килограмм отходов из пластика стоит 250-280 тенге, то в России – 280-300 тенге. По информации представителя ассоциации, официально из страны ежегодно вывозится порядка 1000 тонн ПЭТ-отходов. По неофициальным данным – порядка 20 тыс. тонн.
"Мы хотим, чтобы правила игры были понятны. Потому что вся информация в тени. То есть это темный, серый рынок. Не платят налоги, вывозят, обходя наши налоговые органы. Контрагенты, которые должны были нам продавать, говорят, мы не хотим, потому что придется платить налоги. Лучше продадим за границу, там никто не следит, какие объемы мы продаем. Теперь мы хотим знать, кто конкретно вывозит, в каких объемах и по какой цене. Мы хотим создать систему, чтобы наши сборщики продавали нашим переработчикам. Чтобы все оставалось в Казахстане. За 30 лет ведь эту проблему никто не решал. И просим, чтобы был мониторинг, внимание к проблеме", – отмечает председатель правления Ассоциации упаковщиков Казахстана Батырбек Аубакиров.
По его словам, российские переработчики могут себе позволить платить дороже. Но если казахстанские заводы из-за недозагрузки мощностей закроются, российские заводы могут занизить цены, и у казахстанских сборщиков уже не останется выбора, кроме как вынужденно продавать по установленным российскими переработчиками ценам. Так сказать, демпинговать.
"В России производство по переработке с получением товарного продукта более широкого спектра. Соответственно, у них технологии по переработке намного востребованнее, чем у нас. Поэтому они скупают все наши пластиковые отходы. Тогда как наши переработчики сейчас остаются без сырья. Полагаю, что надо более взвешенно подойти, оценить внутренний рынок, потребности в пластике и порекомендовать нашим переработчикам, чтобы они повысили себестоимость отходов. Поскольку это конкурентная среда, наверное, кто собирает эти отходы, он бы тоже хотел иметь большую прибыль. Соответственно, нужно учитывать и его интересы", – говорит руководитель департамента экологии по ВКО Данияр Алиев.
Есть и другой вопрос
Кроме того, говорят специалисты, нужно уточнить масштабы загрязнения ПЭТ.
"По нашим данным, только казахстанские производители производят минеральной воды, напитков и соков, газировок на 1,5 млрд тенге ежегодно. Сколько тары выбрасывается на природу, загрязняют экологию, судить пока сложно. Из 90 тыс тонн отходов по данным Министерства экологии перерабатывается всего 3,5 %. А где тогда остальное? Неужели это все идет на полигон и горит? Отравляет почву и воздух?" – задается вопросами председатель правления Ассоциации упаковщиков Казахстана Батырбек Аубакиров.
Также один из актуальных на сегодня вопросов – насколько хорошо собирается ПЭТ.
"Большинство уходит на полигоны и собирается только поверхностно. А то, что под грунтом, он так лежит и гниет. Поэтому надо кардинально менять систему сбора этого сырья. То есть, к примеру, у вас есть пустая бутылка от минеральной воды, вы должны ее не выбросить в урну. Мы считаем, что должна быть система, куда вы ее отнесете. Либо это будут сетки, которые должны стоять в каждом дворе, и вы должны четко знать, что за нее вы получите деньги, либо вам просто удобно выйти с работы и бросить в сетку, эту сетку в конце дня приедет машина и заберет. У нас эта система практически не развита. И в этой связи происходит масштабное загрязнение экологии. И эту проблему готовы решить переработчики, потому что для нас это не мусор, а сырье, которое даст возможность функционировать заводам", – заключил Батырбек Аубакиров.
Жанар Асылханова