В последнее время искусственный интеллект (ИИ) все активнее входит в повседневную жизнь казахстанцев. С одной стороны, он облегчает и упрощает многие задачи, с другой – создает трудности в определении, где труд человека, а где результаты работы ИИ. Например, студенты и даже школьники вовсю пользуются технологиями, получая хорошие отметки за подготовку домашних заданий.
Сегодня с ИИ можно запросто одномоментно сделать перевод объемного текста с иностранного языка и преподнести как свой собственный, написать сочинение или эссе, выполнить контрольную работу, доклад и рефераты. А ведь когда-то студенты и школьники ежедневно засиживались в библиотеках, делали все сами и многое оставалось в памяти.
Плохо это или хорошо? Как используется ИИ в казахстанском образовании, мы узнавали в министерстве науки и вышего образования. На вопросы inbusiness.kz ответила Гульжан Джарасова, заместитель председателя комитета высшего и послевузовского образования.
– Какова стратегия министерства по интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс? Допускаются ли работы студентов, аспирантов и других с использованием ChatGPT? Существуют ли какие-то правила?
– Технологии и методы в области ИИ развиваются очень быстро, поэтому важна готовность к постоянному обучению и обновлению знаний. На сегодняшний день вузы активно работают над внедрением искусственного интеллекта для модернизации образовательной системы. Стратегия включает разработку адаптивных цифровых платформ, которые учитывают индивидуальные потребности каждого обучающегося.
В 2024 году министерство разработало Межвузовский стандарт по применению искусственного интеллекта в высшем и послевузовском образовании, включающий этические аспекты и методологию использования ИИ в образовательном процессе. Также планирует в дальнейшем предлагать ОВПО подробные рекомендации и правила, которые будут регламентировать использование ИИ в научных и учебных работах, чтобы избежать нарушения академической честности.
На сегодняшний день проводится работа по разработке образовательных программ по подготовке кадров в сфере ИИ. Так, вузами внедрены более 20 образовательных программ по ИИ, такие как: "Прикладной искусственный интеллект", "Инженерия ИИ и блокчейн", "Кибернетика и ИИ", "ИИ в медицине", Искусственный интеллект и анализ данных", "Смарт-технологии и искусственный интеллект в транспортном машиностроении", "Компьютерная наука и искусственный интеллект" и другие.
Выпускники новых образовательных программ (ОП) будут обладать такими навыками, как программирование на Python, работа с библиотеками и фреймворками (TensorFlow, Keras, PyTorch), анализ данных и визуализация (Pandas, NumPy, Matplotlib, Seaborn), обработка естественного языка (NLP), работа с большими данными и базами данных (SQL, NoSQL), интеграция ИИ-решений в бизнес-процессы, разработка и внедрение нейронных сетей, автоматизация процессов с использованием ИИ и другими.
Также на сегодняшний день министерством прорабатывается вопрос реализации специальной программы подготовки специалистов в области искусственного интеллекта – AI-Sana.
AI-Sana – это инновационная акселерационная платформа, направленная на обучение студентов компетенциям в области искусственного интеллекта и предпринимательства. Программа разработана с участием международных организаций и экспертов и предоставляет студентам возможность трансформировать теоретические знания в практические стартап-проекты. Ключевые проблемы, на которые отвечает AI-Sana: недостаток навыков у студентов в стартап-деятельности, слабая координация между университетами и бизнес-инкубаторами, ограниченный коммерческий потенциал разработок.
Программа включает четыре ключевых модуля, которые охватывают все аспекты подготовки стартапов на базе ИИ:
- Программирование ИИ: обучение основам ИИ, машинное обучение и адаптация моделей.
- Анализ мировых практик: изучение успешных ИИ-решений на локальных и международных рынках.
- Применение ИИ в отраслевых направлениях: погружение в проблемы конкретных отраслей и создание прикладных решений.
- Навыки предпринимательства: развитие креативного мышления и критического анализа, изучение маркетинга, бизнес-моделирования и построения стратегии выхода на рынок.
– Как Вы в целом оцениваете влияние искусственного интеллекта на качество образования в Казахстане?
– Для подготовки высококвалифицированных специалистов в области ИИ министерство сотрудничает с международными компаниями, такими как Google, Microsoft, Huawei, Amazon, Nvidia, Coursera и другими компаниями, и образовательными платформами, имеющими опыт создания систем и инструментов ИИ.
Вузами заключены соглашения с зарубежными ведущими университетами по подготовке кадров, повышению квалификации преподавателей, прохождения стажировок и производственных практик в области ИИ и машинного обучения. С сентября 2024 года начата подготовка кадров в области ИИ на базе казахстанских вузов совместно с ведущими зарубежными университетами:
- В Школе искусственного интеллекта и информатики Сеульского национального университета науки и технологий (SeoulTech) на базе Кызылординского университета им. Коркыт ата по образовательным программам "Информационные системы", "Кибербезопасность", "Вычислительная техника и программирование" и "Информатика".
- В филиале City University of Hong Kong (CityU) на базе Казахского национального исследовательского технического университета имени К.И.Сатпаева, созданном на основании меморандума от 13 июня 2024 года, по ОП "Искусственный интеллект".
- На базе Мастерской Лу Бань в Восточно-Казахстанском техническом университете им. Д. Серикбаева, созданной на основании соглашения от 9 декабря 2023 года с Тяньцзиньским профессиональным институтом (КНР), по инновационной ОП "Смарт-технологии и искусственный интеллект в транспортном машиностроении".
- В филиале Heriot Watt University (Великобритания) на базе Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова, по ОП "Компьютерная инженерия".
- В Международном университете информационных технологий по совместной ОП "Искусственный интеллект" с Киевским национальным университетом строительства и архитектуры (Украина) на основании соглашения от 19 июня 2024 года с использованием проектного подхода и технологии ИИ.
– Назовите основные цели и ожидания от внедрения искусственного интеллекта в образовательную систему?
– Внедрение искусственного интеллекта в образовательную систему направлено на создание интеллектуальных систем поддержки, которые помогут обучающимся получать более качественные и персонализированные знания. Это включает разработку инструментов, способных анализировать образовательные данные, формировать эффективные стратегии обучения и совершенствовать систему оценки знаний и навыков.
Подготовка специалистов, владеющих технологиями ИИ, становится неотъемлемой частью образовательной стратегии, чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда. Вместе с тем в 2024 году разработаны методические рекомендации по определению уровня цифровой зрелости организаций высшего и послевузовского образования.
Целью определения и повышения степени интеграции и использования цифровых технологий в вузах являются измерение и оценка уровня готовности и способности вузов к использованию цифровых технологий в различных аспектах своей деятельности, а также выявление зоны развития, сильных и слабых сторон в области цифровых инноваций и разработка индивидуальной стратегии для улучшения его цифровых возможностей.
– Какие риски Вы видите в процессе интеграции искусственного интеллекта в образовательный процесс? Каким образом министерство планирует справляться с потенциальными этическими и правовыми проблемами, связанными с использованием искусственного интеллекта в образовании?
– Для управления этическими и правовыми проблемами министерство разрабатывает комплексную стратегию, которая включает создание регламентов использования ИИ и внедрение образовательных программ по вопросам этики.
Казахстан также активно участвует в международных инициативах, направленных на выработку единых стандартов использования ИИ, что позволяет учитывать мировой опыт и адаптировать его к национальным условиям.
24 июля 2024 года министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности утверждена Концепция развития искусственного интеллекта на 2024-2029 годы.
В рамках концепции планируется создание эффективной системы обучения и использования искусственного интеллекта, создание региональных центров компетенции и школ программирования, сотрудничающих с вузами, чтобы обучить до 25 тысяч специалистов в ближайшие 5 лет и оказать влияние на десятки тысяч специалистов в других сферах.
В целях определения потребности в кадрах будет пересмотрена методика прогнозных потребностей трудовых ресурсов. Отраслевые уполномоченные органы будут совместно выявлять необходимость в кадрах, на основе данных прогнозов будут разработаны учебные программы, гранты для удовлетворения кадровых потребностей и недопущения дефицита.
Будут внедрены модули по искусственному интеллекту, учебные программы различных специальностей, которые будут способствовать укреплению цифровых навыков, повышению квалификации и переквалификации специалистов. Сотрудничество с ведущими технологическими компаниями для проведения мастер-классов, стажировок и проектной работы позволит преподавателям и студентам работать над реальными задачами.
Также планируется организация хакатонов, инкубаторов, летних ИТ-школ, челленджей и олимпиад, что будет способствовать выявлению талантов и стартапов, которым будет оказываться ситуативная поддержка в рамках действующих систем поощрения.
– Какова позиция министерства относительно угрозы замещения учителей и преподавателей с помощью технологий искусственного интеллекта?
– Как всем известно, сегодня на смену лекциям, семинарам, заполненным аудиториям приходят более эффективные цифровые решения. Такие технологии, как дополненная и виртуальная реальность, адаптивное обучение, предсказательная аналитика позволяют выстроить более эффективное обучение студентов.
В целом цифровизация открывает огромные возможности для сферы образования. Более того, современная молодежь нацелена на получение прикладных знаний и практических навыков. Цифровизация образования все больше вовлекает молодежь в глобальное образовательное пространство.
Поэтому на сегодня важной задачей является обеспечение обучающихся равным доступом к получению высококачественных образовательных ресурсов независимо от географического или финансового положения вуза.
Расширяется использование цифровых инструментов в образовательном процессе, в том числе ChatGPT. Он позволяет находить информацию в разных источниках, подсказывать и предлагать решение некоторых проблем.
Поэтому здесь важным является обеспечение академической честности, которая является основой всего процесса обучения. Одним из основных принципов академической честности также является определение преподавателем политики четких параметров оценивания учебных достижений обучающихся.
Для развития практических навыков студентов и преподавателей по IT, блокчейн-технологиям, искусственному интеллекту для индустрии ИКТ и сообщества на сегодня наши вузы осуществляют партнерство с такими компаниями, как Coursera, Google, Microsoft, Huawei, Hp, Amazon, Всемирный банк Times Higher Education и др.
Подход министерства заключается в развитии синергии между ИИ и преподавателями, что позволит создать более эффективную образовательную систему, сохраняя при этом человеческую составляющую.
– Как будет обеспечиваться безопасность данных студентов при использовании технологий искусственного интеллекта?
– Министерство уделяет особое внимание вопросам защиты данных студентов при использовании технологий ИИ. Уже разработаны политики конфиденциальности, которые включают использование сертифицированных систем шифрования и ограничение доступа к данным через защищенные платформы. Для предотвращения утечек информации проводится регулярный аудит и мониторинг всех используемых систем. Важным направлением является разработка национальных стандартов защиты данных, которые позволят создать единую систему обеспечения информационной безопасности. Эти меры направлены на то, чтобы минимизировать риски и обеспечить защиту персональных данных учащихся.
Одним из ключевых блоков являются кибербезопасность и конфиденциальность данных: внедрение обучающих программ по кибербезопасности для сотрудников и обучающихся, разработка процедур по защите персональных данных и др.
– Планируете ли вы реагировать на возможные негативные последствия использования искусственного интеллекта в образовании, такие как неравенство доступа к технологиям?
– Министерство осознает важность решения проблемы цифрового неравенства и планирует ряд инициатив, направленных на сокращение этого разрыва. В первую очередь, это расширение доступа к Интернету в удаленных регионах, что позволит больше обучающихся получить доступ к образовательным ресурсам.
Во исполнение поручения главы государства с 2023 года реализуется проект "Coursera – қазақ тілінде" по локализации лучших курсов на казахский язык и предоставлению доступа студентам.
Coursera является ведущей мировой платформой, предлагающей не только академические курсы, но также практикоориентированные проекты, профессиональные сертификаты, обеспечивающие обучившимся повышение квалификации, получение новой квалификации и, как следствие, трудоустройство благодаря освоению современных навыков. Задача проекта в Казахстане заключается в обеспечении обучающихся передовыми цифровыми навыками и навыками применения искусственного интеллекта, подготовке современных кадров для экономики страны и др.
На сегодняшний день на платформе зарегистрировано более 124 млн обучающихся из более чем 190 стран мира.
Coursera сотрудничает с более чем 300 университетами и отраслевыми партнерами, которые разрабатывают контент. Среди образовательных партнеров Coursera есть как университеты Лиги Плюща (Harvard University, Yale University, University of Pennsylvania и другие), так и глобальные индустриальные компании (Google, Facebook, Intel, IBM, Boston Consulting Group и многие другие).
На образовательной платформе Coursera доступны более 11 500 курсов различной сложности и продолжительности для удовлетворения различных потребностей в навыках — от практических проектов и курсов до готовых к работе сертификатов и программ для получения степени (в том числе магистерской).
В 2023 году проект стартовал с 25 вузов, а в 2024 году охватил уже 93 вуза страны, предоставляя доступ к курсам мирового уровня и профессиональным сертификатам. В целом за два года около 111 тыс. студентов получили более 208 тыс. сертификатов.
Кроме этого, за два года около 4,5 тыс. студентов получили 5344 сертификата по 225 курсам, которые охватывают различные аспекты ИИ, машинного обучения, глубокого обучения, компьютерного зрения, обработки естественного языка, генеративного ИИ и их применения в конкретных отраслях. Наибольшей популярностью пользуются курсы как "Искусственный Интеллект (ИИ) для всех" и его аналогом на английском языке AI For Everyone, а также прикладные программы, такие как AI & ML Applications in Oil and Gas Industry, Artificial Intelligence (AI) Education for Teachers, AI & Law и Machine Learning with Python.
Также в 2024 году платформа Coursera предоставила уникальную бесплатную возможность ректорам, проректорам, деканам, заведующим кафедрами и другим сотрудникам вузов расширить понимание ключевых принципов работы генеративного ИИ и его возможностей, что позволяет принимать эффективные стратегические и операционные решения в сфере высшего образования и менеджмента исследований.
С 1 августа по 30 сентября 2024 года более 900 руководителей вузов успешно завершили курс "Генеративный ИИ для университетских лидеров" (Generative AI for University Leaders). Более того, в 2024 году преподаватели 5 вузов загрузили 8 МООК на платформе Coursera. Это по логике, основам бизнес-планирования, краеведению, цитологии, soft skills и основам исследовательской деятельности.
– Каким образом министерство будет контролировать использование ChatGPT в учебном процессе, чтобы предотвратить возможные злоупотребления?
– Контроль использования ChatGPT и других инструментов ИИ в образовательном процессе осуществляется через внедрение систем проверки на оригинальность и образовательных программ, посвященных академической честности. Преподаватели и студенты будут регулярно информироваться о правилах и границах допустимого использования подобных технологий. Дополнительно планируется проведение мониторинга использования ИИ-инструментов для выявления злоупотреблений и формирования на их основе рекомендаций. Эти меры позволят сохранить баланс между эффективным использованием технологий и соблюдением академической этики.
В целях усиления мер по повышению и внедрению академической честности в учебный процесс предусмотрено создание комиссии по обеспечению качества на базе факультета (школы) вуза.
Кроме того, дипломные работы проходят проверку на предмет наличия плагиата (заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста, переведенного с другого языка). Правила и порядок проведения такой проверки, в том числе проверка работ на использование ИИ, определяются вузами самостоятельно.
Сегодня вузы используют различные системы определения плагиата текстов других авторов такие, как: Антиплагиат, Antiplagiat.pl, StrikePlagiarism, Turnitin и др. Так, компанией StrikePlagiarism продемонстрирован новый модуль по поиску контента ИИ в студенческих работах. Вузы самостоятельны в выборе систем антиплагиата.
Как было отмечено, министерством разработан Межвузовский стандарт по применению искусственного интеллекта в высшем и послевузовском образовании, включающий этические аспекты и методологию использования ИИ в образовательном процессе, а также планирует в дальнейшем предлагать ОВПО подробные рекомендации и правила, которые будут регламентировать использование ИИ в научных и учебных работах, чтобы избежать нарушения академической честности.
Сегодня вузами для подготовки обучающихся в практической деятельности активно используются различные методы, такие как кейс-технологии, проектное обучение и так далее.
Кейс-технологии предоставляют обучающимся возможность работать с ситуациями из реальной жизни, что способствует пониманию теории и ее применения. Данный подход развивает навыки критического мышления и принятия решений на основании анализа фактов и данных.
Проектное обучение требует интеграции знаний из различных дисциплин, что способствует глубокому пониманию предмета. Работая в группах над проектами и кейсами, обучающиеся развивают навыки коммуникации, командной работы и управления временем.
– Какие меры будут предприняты для обучения студентов правильному и этичному использованию технологий искусственного интеллекта?
– Обучение правильному и этичному использованию технологий ИИ является важным элементом образовательной стратегии. Министерство планирует внедрение курсов по цифровой и ИИ-грамотности, которые будут включать изучение этики, безопасности данных и возможностей современных технологий. Также будут организованы семинары и тренинги, направленные на повышение осведомленности студентов о потенциальных рисках и преимуществах ИИ. Вовлечение студентов в проекты, связанные с разработкой ИИ, позволит им лучше понять границы применения этих технологий. Все эти меры призваны обеспечить ответственное и осознанное использование ИИ.
В целях обновления методов преподавания дисциплин в области ИИ около 40 вузами проведены обучающие семинары, курсы по обновлению методов преподавания дисциплин в сфере ИИ (по обновлению методов преподавания дисциплин в сфере ИИ, по таким курсам как: "Введение в AI и GPT в образовании", "Применение ChatGPT и других нейросетей в образовании", "Искусственный интеллект в профессиональной жизни современного преподавателя", "Основы искусственного интеллекта: от теории к практике" и другие).
С целью обучения менеджеров вузов практическим навыкам использования генеративного ИИ МНВО запущен курс Generative AI for University Leaders на платформе Coursera с охватом более 900 руководителей структурных подразделений вузов (курс предусматривает три основные модули: "Влияние GenAI на вузы", "Влияние GenAI на индустрии и рабочие места", "Практические стратегии для внедрения GenAI в вузах").
В целом обновление методов преподавания дисциплин в сфере ИИ предполагает усиление принципа практикоориентированности в вузах.
Так, в Институте искусственного интеллекта SeoulTech на базе КУ имени Коркыт ата будет использоваться платформа для генерации креативных идей Wowideas, основанная на проектно-ориентированном обучении (PBL). Студенты при зачислении сразу становятся резидентами бизнес-инкубатора, предоставляющий возможность работать над реальными проектами и стартапами, применять знания на практике.
Открыта научно-исследовательская лаборатория смешанной реальности, которая оснащена оборудованием для работы с виртуальной и дополненной реальности (шлемы виртуальной реальности Oculus, очки дополненной реальности Microsoft, перчатки виртуальной реальности, 3D сканер и различное программное обеспечение).
Также министерством внесены изменения в ГОСО высшего образования, предусматривающие включение во все ОП дисциплин, направленных на освоение компетенций по применению ИИ для решения профессиональных задач.
Читайте по теме:
Китайский чат-бот DeepSeek встревожил органы национальной безопасности США