"Мы очень надеемся уйти от стучания пальцев по клавиатуре и перейти на дисплеейные формы. Мы ждем, что наше оборудование будет реально интегрировано. Врач все равно рядом с пациентом, он смотрит ему в глаза, а не в компьютер. Но то что происходит сейчас, возможно это этап развития, но тем не менее это такая имитация цифровизации, потому что все тонны бумажных отчетов просто перекочевали с бумаги на дисплей компьютера. Мы продолжаем что-то вбивать, вносить в таблицы, графики заполнять. Это приводит к профессиональному выгоранию", - говорит председатель казахстанского общества врачей–гематологов Ирина Пивоварова на круглом столе в мажилисе. Она поддержала Минздрав в желании создать группу и продолжать цифровизацию, но попросила включать в нее математиков, финансистов, программистов и других IT-специалистов. А медиков, в том числе чиновников от медицины, сделать экспертами, которые могут подсказать, что они хотят от цифровизации и как это повлияет на улучшение здоровья пациента. И уж профессионалы справятся с этим лучше всех, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Директор центра неврологии, эпилептологии и реабилитации Лейла Дайрабаева отметила, что система направлена на создание отчетов, и поэтому врачу некогда заниматься пациентом. "На сегодня мы вынуждены работать со старыми системами, которые созданы для обслуживания транзакций, а не их анализа. И как уже было сказано, данные в них разрознены по разным подсистемам. И это до сих пор не позволяет нам перейти в культуру управленческих решений", - говорит она.
Затронули участники круглого стола и проблему финансирования, а именно перекоса в тарифообразовании. По мнению Лейлы Дайрабаевой, сейчас очень высокая оплата на хиругическое лечение, мало профилактики. "То есть выгодно оперировать, а не заниматься профилактикой и лечить", - говорит она. Врач призвала провести ревизию всех правовых актов и минимизировать чрезмерное регулирование в отрасли.
По мнению Ирины Пивоваровой, в Казахстане, особенно в период пандемии, можно было бы развить услугу дистанционной консультации. Тарифы на это в нашей стране очень низкие. Около 500 тенге, что обесценивает труд медиков.
Депутат Мажилиса Гульдара Нурумова рассказала о выезде депутатов в столичную поликлинику, где они ознакомились с процессом приема больных.
"Все заболевания разделены на ГОБМП и ОСМС, перечень медуслуг на 358 страницах. Можно представить, сколько нужно времени врачу на прием, чтобы найти нужный код заболевания, услуги и правильно занести в направление. Так как имеется ежемесячный план финансирования по 2 источникам – по ГОМБП и ОСМС, который разрабатывается и спускается каждой медорганизацией ФОМС. Врач вынужден выполнять план, чтобы не было перевыполнения и невыполнения. Происходит путаница, допускаются ошибки", - говорит она.
Причем одни и те же данные заполняются в разные системы, на что уходит время. По ее словам, Минздраву следует утвердить минимальный перечень отчетных форм. В развитых странах на них уходит 2 минуты. Разработчики создают программы без учета мнения врачей –практиков.
"Это происходит еще и потому, что никто не несёт прямой ответственности за результат. Кому выгодна эту путаница? Непонятно", - говорит она, предложив отменить систему штрафов для медорганизаций до 2023 года, до момента завершения работы над цифровизацией.
В свою очередь вице-министр здравоохранения Жандос Буркитбаев сообщил, что в Минздраве 47 информационных систем, и ведомство намерено до конца года их интегрировать.
"Это нам даст возможность исключить те замечания, те вопросы, которые отмечали наши коллеги, процессы будут дорабатываться. Второе – мы нацелены на то, чтобы у пациента была возможность быть уверенным, что все, что делается в отношении него в здравоохранении, было прозрачно. По поводу врачей. Да, есть проблемы, они теряют время на заполнение форм. В конечном итоге автоматизация позволит это исключить. Они будут работать по принципу единого окна и у них будет возможность больше работать с пациентами", - говорит вице-министр.
Представитель Минздрава также сообщил, что до конца года 10 из 15 новых правовых актов будут оцифрованы, что позволит систему закупа лекарств до конца года сделать абсолютно прозрачной, вплоть до списания препаратов на уровне стационаров - куда, кому лекарство назначено и когда было списано.
Участники круглого стола признали, что сейчас сколько не время для критика, столько для дела. Для того, чтобы увидеть и устранить ошибки, облегчить труд врача, и тем самым повысить качество и доступность медицинской помощи населению.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!