Казахстанские экспортеры могут нарастить объемы поставок, активнее используя каналы таких крупных международных гигантов электронной торговли, как Alibaba Group, JD, Tencent, Amazon, Walmart. На сегодня доля виртуального сегмента в общем товарообороте Казахстана едва дотягивает до 3%. Тогда, как в США показатель составляет 10%, в Китае – 20%.
По данным агентства We Are Social, на конец 2018 года более половины населения, а именно 4,39 миллиарда человек, являлись пользователями Интернета. Соответственно, растет и количество онлайн-покупателей. Если говорить о казахстанцах, делающих интернет-покупки, то в минувшем году их стало в два раза больше – 2,3 млн человек.
По прогнозам экспертов, в 2019 году объем электронной торговли превысит 400 млрд тенге. До 2025 года в стране планируется увеличить долю электронной торговли от 5% до 10% в общем товарообороте. О том, как развивается рынок виртуальных продаж в Казахстане и какие перспективы открывает перед отечественными экспортерами канал электронной торговли, в интервью inbusiness.kz рассказал генеральный директор Центра развития торговой политики QazTrade Арман Абенов.
– Какой объем переработанных в Казахстане товаров на внешние рынки реализуется через интернет-магазины?
– На сегодняшний день одной из проблем является практически полное отсутствие экспорта товаров по каналам электронной торговли. В этом направлении в настоящий момент проводится усиленная работа, государство нацелено в ближайшее время вывести наших производителей на экспорт через крупнейшие международные интернет-площадки, такие как Alibaba.com, JD, Tencent, Amazon, Walmart.
– Сколько товаропроизводителей практикуют торговлю через международные электронные торговые площадки?
– Необходимо также отметить, что система учета субъектов электронной торговли в Казахстане достаточно слабая. Сегодня невозможно точно узнать по долям, в каких электронных платформах работают наши предприниматели, чтобы точечно решать возникшие у них проблемы.
В целом в Казахстане количество активных покупателей возросло в два раза и составило 2,3 млн человек. На рынке функционирует более 1700 самостоятельных интернет-магазинов, более 20 электронных торговых площадок. Рынок электронной торговли увеличился в 1,5 раза и составил 269 млрд тенге, что составляет 2,9% от общего объема торговли. К примеру, в Китае доля электронной торговли составляет 20%, а в США – 10%.
– Каков потенциал для наращивания экспорта казахстанской продукции переработки через интернет-торговлю?
– Глобальная цифровизация мировой экономики, широкое распространение и доступность Интернета обеспечивают ежегодный рост рынка электронной торговли более чем на 11%. Сейчас более четырех миллиардов людей являются пользователями Интернета, а это более половины населения планеты. К 2023 году ожидается оборот глобальной электронной коммерции до 2,8 трлн долларов. В этой связи развитие электронной торговли несет в себе огромный потенциал для экономического роста страны. Это безграничное увеличение товарооборота между странами и возможность товаропроизводителям Казахстана выйти на любой рынок в любой точке мира.
– Совместно с НПП "Атамекен" вы открываете школу интернет-экспортера. Кто может пройти данный курс? Какова стоимость данного обучения? Что входит в программу курса?
– 19 октября Министерством торговли и интеграции РК совместно с Национальной палатой предпринимателей "Атамекен" и АО "Центр развития торговой политики QazTrade" запускается программа "Школа интернет-экспортера". Основной целью которой будет развитие и увеличение количества казахстанских компаний на международных электронных торговых площадках, таких как Alibaba.com, eBay.com и другие. Данную программу могут пройти абсолютно бесплатно все казахстанские товаропроизводители, которые активно используют интернет-каналы при реализации своих продуктов. Участники получат уникальную возможность расширить приток покупателей, увеличив доходы без крупных дополнительных временных и финансовых вложений. Также участники получат: обучение от международных экспертов в сфере B2B-продаж, необходимые знания и инструменты для ведения бизнеса на электронных торговых площадках, анализ особенностей работы и возможности электронных торговых площадок, профессиональное сопровождение и консалтинг в ведении бизнеса и создании продающих мини-сайтов на электронных торговых площадках, практические советы по позиционированию бренда и ознакомление с процессом поиска партнеров для продажи и продвижения товаров.
По итогам программы будут определены топ-50 наиболее перспективных компаний, которым будет предоставлен статус "золотой поставщик" на площадке Alibaba.com. Поясню, "золотой поставщик" – это премиум-статус поставщика Alibaba.com. Его обладателям будут доступны комплексные методы продвижения своих товаров и услуг, право размещения в топе среди товаропроизводителей, получение иконки "золотой поставщик" рядом с названием своей компании, широкий охват аудитории и высокие возвраты на вложенные инвестиции.
– Каким образом в стране стимулируется использование казахстанскими производителями Интернета в качестве одного из инструментов для расширения продаж?
– Правительством уделяется огромное внимание развитию цифровизации в Казахстане. В этой связи принята специальная государственная программа "Цифровой Казахстан", одним из приоритетов которой обозначено развитие электронной торговли.
В реализацию "Цифрового Казахстана" Министерство торговли и интеграции РК разработало дорожную карту по развитию электронной коммерции до 2025 года, которая включает перечень мероприятий, позволяющих вывести долю электронной торговли к 2025 году как минимум до 5% от общего розничного товарооборота. Развитие будет по следующим направлениям: наращивание экспорта в электронной торговле; вовлечение отечественных компаний в электронную торговлю и развитие инфраструктуры; усиление защиты прав потребителей и продвижение электронной торговли.
Также хотелось бы отметить, что для стимулирования онлайн-торговли предусмотрены налоговые льготы. Это 100% освобождение от корпоративного и индивидуального подоходного налога. Еще важным фактором для развития электронной торговли является наличие высокотехнологичной инфраструктуры. Так, государством через АО "Казпочта" предоставляются услуги фулфилмент-центров в Нур-Султане, Алматы и Актобе, где предприниматели могут получить полный спектр логистических услуг – от приема и хранения товара до поставки конечному потребителю, а также прием возвратов. Вдобавок идет обучение в E-commerce-центрах в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Караганде по сервисному ведению онлайн-торговли и базовым навыкам экспорта казахстанских товаров на зарубежных электронных платформах на базе "Школы экспорта".
– По какой причине казахстанские производители не используют международные электронные площадки?
– У наших граждан есть недоверие к онлайн-покупкам. Для этого проводится информационно-разъяснительная работа среди населения о преимуществах электронной торговли. Ведь электронная торговля позволяет сэкономить время для покупателей, например, не надо ходить в авиакассу, чтобы купить авиабилет, вы это можете сделать дома, или в офисе, или даже гуляя по парку через мобильное приложение. Также необходимо будет пресекать мошенничество в сфере электронной торговли и вывести ее из тени. Для этого, согласно дорожной карте по развитию электронной коммерции, планируется внедрить онлайн-платформу для подачи жалоб в отношении недобросовестных интернет-магазинов.
– Какие товарные группы имеют перспективы для наращивания своих продаж через онлайн-площадки?
– В целом в мире динамично развивается электронная торговля продуктами питания и сельскохозяйственными товарами. К 2023 году данный сегмент увеличится на 64% по сравнению с 2018 годом, а объем достигнет более 130 млрд долларов.
Сейчас в Казахстане объем электронной торговли продуктами питания составляет 15,4 млрд тенге и занимает 4% от всей электронной торговли товарами. Это дает нашим отечественным сельхозпроизводителям безграничную возможность для роста на внешних рынках, а также найти покупателей со всего мира. Кроме того, это даст толчок в развитии торговли на селе.
В целом в казахстанском обществе идет понимание того, что ведение электронной коммерции дает возможность для начинающих предпринимателей начать свой бизнес с минимальным капиталом и найти клиентов со всего мира. Это уникальная возможность для нашей страны. Так, например, Джек Ма, китайский бизнесмен, основатель компании Alibaba Group, сказал:
"Электронная коммерция предназначена для развивающегося мира, призывая коммерсантов во всех странах действовать прямо сейчас, чтобы не упустить возможность выйти на глобальные рынки с минимальными затратами".
Карина Алимова