Органами административной полиции, данные которой приводит ОЮЛ "КазАвтоПром", с января по август текущего года поставлено на учет 747365 автотранспортных средств всех категорий. Это на 20,1% больше, чем было зарегистрировано за тот же период прошлого года. При этом число первично регистрируемых автомобилей тоже растет – 41250 авто, это на 5,9% больше, чем за январь-август 2016 года.
Однако растет и число вторичных регистраций – техники, сменившей владельцев. С января по август 2017 года количество таких регистраций составило 706115, что на 21% больше, чем за тот же период 2016 года, тогда было 583386 вторичных регистраций. В августе текущего года количество поставленных на учет автомобилей достигло 105894 единиц, превысив прошлогодний результат на 24,5%. При этом количество перепродаж на вторичном рынке – 98828, что на 23,6% превышает показатель августа 2016 года.
"Текущая динамика регистрации, – сказано в сообщении "КазАвтоПрома", – продолжает способствовать старению отечественного автопарка: доля машин преклонного возраста стремительно растет в ущерб новой технике".
Более двух третей (65,7%) автомобилей, повторно зарегистрированных за восемь месяцев текущего года, составила техника в возрасте старше 10 лет. Доля автомобилей старше 20 лет составила 35,9% (253812 единиц), от 11 до 20 лет – 29,8% (210299), от 4 до 7 лет – 16,7% (117894), от 8 до 10 лет – 9,1% (64551). Доля регистраций автомобилей возрастом от года до трех лет – 7,5% (53233 единицы), стоит отметить, что в эту категорию могут входить двух-, трехлетние автомобили из нераспроданных запасов дилеров. Количество регистраций автомобилей в возрасте менее года составило 6326 единиц, или 0,9%.
В сравнении с прошлым годом доля перепродаж автомобилей старше 20 лет выросла с 31,7% до 35,9%. При этом доля регистраций автомобилей в возрасте менее года сократилась с 2,6% в прошлом году до 0,9% в 2017 году.
Причиной старения отечественного автопарка, по мнению председателя правления ОЮЛ "Союз независимого автобизнеса Казахстана" Тимура Жаркенова, является снижение покупательской способности казахстанских автолюбителей.
"Учитывая отсутствие конкуренции, в том числе по причине отсутствия параллельного импорта, цены на машины увеличиваются. Соответственно, люди уже не могут приобретать те автомобили, которые раньше могли себе позволить", – комментирует Тимур Жаркенов.
По его словам, имеющаяся у покупателей несколько лет назад возможность самостоятельного ввоза автомобилей из-за рубежа способствовала обновлению автопарка.
"Действующие в настоящее время ограничения по ввозу и зависимость страны от импорта приводят к тому, что производители навязывают покупку определенных автомобилей по определенной стоимости. Поэтому население не может приобретать новые автомобили", – сказал Тимур Жаркенов.
По ранее опубликованным данным, в первом полугодии 2017 года официальные дилеры в Казахстане продали 18858 автомобилей, что на 11,8% меньше по сравнению с первым полугодием 2016 года. При этом, по данным союза "КазАвтоПром", выручка дилеров с января по июнь составила 471,7 миллиона долларов, что на 30,1% больше, чем в первом полугодии 2016 года.
Артур Мискарян