/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 383,00 Brent 36,55
Казахстанский автопром не успевает за потребностями растущего рынка

Казахстанский автопром не успевает за потребностями растущего рынка

При этом по итогам апреля объемы выпуска, продажи и рыночная доля предприятий отрасли обновили исторический максимум.

13:12 18 Май 2019 3195

Казахстанский автопром не успевает за потребностями растущего рынка

Автор:

Елена Тумашова

«После рыночного спада 2014-2016 годов предприятия казавтопрома планомерно наращивают выпуск на протяжении 28 месяцев. Однако по итогам апреля производственные объемы отечественных автозаводов впервые превзошли докризисные показатели. Если в благополучном апреле 2014 года с их конвейеров сошли 2,8 тыс. автомобилей, то по результатам минувшего месяца эта цифра превзошла 4 тыс. единиц», – говорит председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алфёров.

По его словам, отгрузка автомобилей, выпущенных с начала этого года, также обновила исторический максимум, зафиксированный в январе-апреле 2014 года, и составила 12,9 тыс. единиц.

Как следствие, вклад казавтопрома в ВВП страны вырос на 45,8% к прошлогоднему значению. Сегодня автопроизводство – локомотив роста машиностроения и самая быстрорастущая отрасль казахстанской экономики. В апреле автопром обеспечил почти четверть совокупного выпуска машиностроительной отрасли, отмечают в профильном объединении.

Более того, по итогам месяца и продажи, и рыночная доля предприятий казавтопрома обновили исторический максимум. Казахстанские автопроизводители впервые заняли 58,6% рынка, реализовав свыше 3,3 тыс. автомобилей, приводят данные в союзе «КазАвтоПром».

«Важно учесть, что перечисленные результаты достигнуты при минимальном вкладе госпрограммы льготных автокредитов – на ее долю пришлось лишь 4,7% сбыта казахстанской техники. Однако уже в мае выделенный четвертый транш финансирования программы станет дополнительным фактором устойчивости отечественного автопроизводства», – считает Олег Алфёров.

Вместе с тем, отмечает он, динамика спроса на продукцию казавтопрома сегодня ощутимо опережает темпы производства. «Предприятия отрасли не успевают за потребностями растущего рынка. Причина – в нехватке оборотных средств. Расширение возможностей финансирования отечественных автопроизводителей позволило бы отрасли развиваться более внушительными темпами», – уверен спикер.

Казавтопром: подробности
По итогам отчетного периода в Казахстане произведено 12 870 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 83,9 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 39,2%.

Производство легковых автомобилей выросло на 37,9%, достигнув значения 12 113 ед. Выпуск автобусной техники (203 ед.) по итогам четырех месяцев этого года увеличился в 5,2 раза. Также увеличилось производство грузовых автомобилей (307 ед.) – на 29,5%, прицепов – со 161 до 230 ед. Выпуск специализированной автотехники сократился с 26 до 17 единиц.

Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 10 879 единиц, что на 42,2% выше прошлогоднего значения (7652 ед.). Из них 3 368 автомобилей (+48,9%) реализованы в течение апреля, что стало лучшим результатом в истории отрасли.

Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 55,8% в январе-апреле 2019 года против 46,7% в аналогичный период прошлого года. При этом в течение апреля рыночная доля отечественных производителей обновила исторический максимум и впервые достигла 58,6% (против 49,5% в апреле 2018 года).

Расходы жителей республики на приобретение автомобилей местного производства по итогам четырех месяцев составили 69,6 млрд тенге – на 68,5% выше показателя годичной давности.

509 автомобилей в течение января-апреля 2019 года приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 4,7% продаж автомобилей локального производства.

Вклад предприятий отрасли в структуру ВВП республики по итогам четырех месяцев этого года составил 83,9 млрд тенге, превысив прошлогоднее значение на 45,8%.

ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» – отраслевой, объединяющий крупнейших участников автомобильной индустрии Казахстана. Учрежден в 2015 году. На долю предприятий – участников союза приходится свыше 60% выпуска продукции казахстанской автомобильной промышленности и более 40% занятых в автомобильной отрасли республики.

Елена Тумашова

Автопром отчитался о налогах и производстве

В первом полугодии увеличились налоговые выплаты и выпуск легковых автомобилей, снизилось производство автобусов.

19 Июль 2018 23:53 27147

Автопром отчитался о налогах и производстве

Фото: kolesa.kz

В первом полугодии казахстанские автосборочные предприятия заплатили 3,9 млрд тенге налогов – это в 3,5 раза больше по сравнению с показателем того же периода прошлого года. Общий объем налоговых поступлений от предприятий автомобильной отрасли (включая розничную продажу и обслуживание техники) составил 25,8 млрд тенге – на 47% больше по сравнению с первым полугодием 2017-го, следует из данных, опубликованных отраслевой ассоциацией "КазАвтоПром".

Налоговые поступления от предприятия "Азия Авто" за шесть месяцев составили 1,9 млрд тенге, что в 5,2 раза превышает показатель прошлого года. Предприятие "КамАЗ-Инжиниринг" пополнило бюджет на 701,7 млн тенге – рост на 17,8% по сравнению с прошлым годом. Налоговые поступления от костанайского "СарыаркаАвтоПрома" в сравнении с первым полугодием 2017-го выросли на 15,6% – 614,9 млн тенге, по данным отраслевой ассоциации.

Платежи Daewoo Bus Kazakhstan и "СемАЗа" – 263,1 млн и 189,5 млн тенге, в сравнении с первым полугодием 2017-го рост налоговых поступлений на 6,7% и 4,8% соответственно. Предприятия "Уральскагрореммаш" и Hyundai Com Trans Kazakhstan внесли в бюджет 184,7 млн и 70,6 млн тенге налогов – на 4,7% и 1,8% больше по сравнению с показателем прошлого года, по данным "КазАвтоПрома".

По итогам полугодия автопроизводители зафиксировали также и рост производства. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, общая стоимость произведенной отечественными заводами техники составила 88,261 млрд тенге, рост производства легковых автомобилей по сравнению с прошлым годом составил 76,4% – было выпущено 13725 авто. В сравнении с первым полугодием 2017-го было выпущено больше прицепов и полуприцепов – 210 ед. и спецтехники – 86 ед., рост составил 60,3% в обеих категориях.

При этом за полугодие снизилось производство грузовиков: выпущено 486 ед. техники – на 0,2% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года; и автобусов: их произведено 153, что на 51,1% меньше, чем было выпущено в первом полугодии 2017-го.

В общей сложности отечественным предприятиями было выпущено 14660 ед. техники, их доля на рынке, по данным АКАБ, составляет 47,04%. Меры государственной поддержки и отложенный спрос, полагают в отрасли, обуславливают текущую ситуацию на рынке.

Предприятием "АзияАвто" было выпущено 8573 авто (рост на 51,7%). На "СарыаркаАвтоПроме" за полугодие произвели 5297 ед. техники, что на 123,2% выше в сравнении с первым полугодием 2017-го, рост обусловлен локализацией автомобилей Hyundai. Кокшетауский "КамАЗ-Инжиниринг" выпустил 280 грузовиков, Hyundai Trans Auto произвел 94 единиц техники. "СемАЗ" и Daewoo Bus – 89 и 67 единиц техники.

"С одной стороны, работает отложенный спрос и локализация всей модельной линейки Hyundai и Lada представленной в Казахстане, с другой – помогают программы поддержки производителей программами льготного кредитования и утилизации в обмен на сертификаты. За последний год в стране было выдано почти 15 тысяч скидочных сертификатов, большая часть из которых была использована на покупку 7,5 тысячи автомобилей отечественного производства", – комментирует вице-президент АКАБ Анар Макашева.

Артур Мискарян

Автопрому готовят бюджет выхода на внешние рынки

Кабмин выделит отрасли больше льгот и преференций по стимулированию экспорта.

28 Июнь 2018 19:31 31543

Автопрому готовят бюджет выхода на внешние рынки

Новые инструменты господдержки автопроизводителей будут сфокусированы на экспорте продукции отечественного производства. Об этом в ходе пресс-конференции в правительстве сообщили член комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса Парламента Республики Казахстан Мейрам Пшембаев и председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК Алмас Матанов. Стимулирование будет выражено в применении льгот и преференций для производителей, более конкретные детали пока не уточняются.

По данным МИР РК, доля автомобильной отрасли в машиностроении составляет 16%. При этом в ведомстве отмечают наметившийся рост в отрасли.

«По итогам 2017 года объем производства автотранспортных средств составил 19,5 тысячи автомобилей. Причина роста в 2017 году – восстановление спроса на внутреннем рынке, открытие экспортных рынков и выделение бюджетных средств на программу льготного автокредитования. Было экспортировано 1,5 тысячи автомобилей», – сказал Алмас Матанов.

В мажилисе ожидают снижения стоимости продукции отечественных производителей за счёт цифровизации в отрасли.

«Мы ожидаем, что внедрение цифровых технологий приведет к снижению стоимости производимой продукции ориентировочно на 20 процентов. Основной момент в том, что сами предприятия должны быть в этом заинтересованы. Технологические тренды и аспекты повышения конкурентоспособности будут учтены при разработке третьей пятилетки индустриализации», – комментирует член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мейрам Пшембаев.

«По сравнению с прошлым годом машиностроение выросло на 12,2 процента. В этом году мы приближаемся к объему производства в триллион тенге, хотя в 2014 году мы произвели на 954 миллиарда тенге. Мы бы давно эту планку перешагнули, если бы не те кризисные события, которые случились в 2014-2015 годах», – добавил мажилисмен.

Ранее, по его словам, меры поддержки были сосредоточены на количественных показателях отрасли. Теперь представителям отрасли поставят задачу по повышению локализации производства.

«Отрасль сегодня демонстрирует положительную динамику, и мы надеемся, что эта тенденция сохранится. Если в начале первой пятилетки развития отрасли мы ставили вопрос количественно заместить импорт, то сегодня растет качественный показатель, локализация. Будут поддерживаться товаропроизводители, которые насыщают внутренний рынок и реализуют продукцию на экспорт», – сказал Мейрам Пшембаев.

С начала года, по данным, которые представляют отраслевые ассоциации АКАБ и «КазАвтоПром», в Казахстане было произведено 11,8 тыс. автомобилей.

«В планах производителей произвести 35 тысяч автомобилей в этом году. Сейчас обсуждается по наращиванию экспорта автомобилей, прорабатываются рынки, меры стимулирования. Правительство работает над этим», – комментирует представитель МИР Алмас Матанов.

«Экспорт машиностроительной продукции растёт. Предприятиям будут оказывать поддержку, чтобы они осуществляли импорт. Находясь в пространстве ЕАЭС, предприятия уже имеют такую возможность. Такая политика будет поддерживаться», – говорит Мейрам Пшембаев.

В 2017 году казахстанское предприятие «Азия Авто» поставило в Китай партию из 1,5 тыс. автомобилей Lada 4x4. Костанайское предприятие «СарыаркаАвтоПром» заключило контракт на поставку 1000 автомобилей JAC отечественной сборки в Душанбе.

Артур Мискарян