/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
«Казахстанский рынок YouTube монетизируется слабо»

«Казахстанский рынок YouTube монетизируется слабо»

Общий объем рекламы достиг 6,5 млн долларов за 2018 год.

07:11 01 Март 2019 16733

«Казахстанский рынок YouTube монетизируется слабо»

Автор:

Аскар Муминов

Фото: nur.kz

Как заработать и что ждет казахстанский YouTube, inbusiness.kz рассказал директор Genesis YouТube Qazaqstan Самсон Безмятежный.

Самсон, расскажите для начала, что из себя представляет казахстанский сегмент YouTube, какой контент пользуется популярностью?

– Тренды в казахстанском YouTube меняются очень медленно, редко, но динамика в казахоязычном сегменте довольно заметна. В 2018 году выстрелило много проектов на госязыке, стали появляться видеоблоги на казахском. Самые трендовые категории остаются прежними, но поднялись немного новости.

На первом месте – музыка, на втором – развлечения, на третьем – категория «сделай сам»: самоделки, подручные материалы, лайфхаки, на четвертом месте – «новости», народ стал более серьезно воспринимать контент на YouTube. По статистике, мы имеем более 1000 регулярно действующих каналов, которые что-то выпускают авторского хотя бы раз в месяц, более миллиарда просмотров роликов в месяц казахстанцами.

Сейчас посещаемость видеосервиса достигла 10 миллионов в месяц, девять миллионов в неделю, и главный показатель, который показал прирост, – с четырех до шести миллионов в день. Несмотря на непродолжительные блокировки, число пользователей YouTube в Казахстане растет.

Отчасти это происходит за счет безлимитных тарифов наших операторов и хорошего покрытия Интернета по регионам. Тем самым YouTube опередил самый популярный до этого в Казахстане сайт «ВКонтакте», где люди в основном слушают музыку, общаются с друзьями. Но теперь YouTube – номер один в Казахстане. Не стоит забывать, что он также используется как поисковик, занимая второе место после Google.

Есть феномен казахстанского рынка, связанный с развлечениями и музыкой. Это то, что в этом сегменте нишу в основном заняли телеканалы. Удалось удачно трансформировать развлекательную и музыкальную продукцию телеканалов под YouTube-формат. Телеканалы уже создают контент, которого нет на телеэкране, но есть в YouTube.

Соответственно, так и формируется развлекательный контент – по музыке это в основном продукция телеканала GAKKU и «Той Думан», хотя сами исполнители не сильно охотно ведут свои каналы. По пальцам можно посчитать, у кого вообще есть среди музыкантов YouTube-каналы. Это Кайрат Нуртас, Ninety One, Торегали Тореали, Shine Production Баян Есентаевой, продюсерские центры. Сегмент развлечений также формируются за счет телевизионного контента – это телевизионные скетчкомы, КВН по-казахски «Жайдарман» и так далее.

Меньшей частью контент представлен продукцией казахстанских вайнеров, которые с Instagram перешли в YouTube.

Мы видим, что в соседней России активно раскручиваются не только каналы, но и конкретные персоны. Есть ли в Казахстане люди, которые могут быть столь же популярны, как российские ютюберы?

– Конечно, этот сегмент растет, ситуация, когда телеканалы господствуют в YouTube, она изменится, и блогеры завоюют интернет-пространство. Из топовых имен, которые уже используют эту площадку для продвижения – Танирберген Бердонгаров. Здесь также интересная история. В той же России депутаты не используют YouTube для самопродвижения, только перед выборами. Есть Айсулу Нуртаева (Fancy Smth) из Астаны – это единственный блогер категории «Сделай сам» (DIY), у которого уже больше 700 тысяч подписчиков в Казахстане, который набирает аудиторию своими поделками, полезными советами.

Есть таксист Русик – один из ветеранов YouTube, канал стартовал еще в 2015 году и имеет уже более 160 миллионов просмотров.

Есть феномен для Казахстана, известный по всему СНГ, – блогер Аминка-Витаминка, у которой уже почти три миллиона подписчиков и более двух миллиардов просмотров на канале.

Еще одна из обладательниц «Золотой кнопки» YouTube – Катя Сайбель с ее ежедневными блогами о собственной жизни и ее сыне Климе. Эта аудитория накопилась давно, еще с 2012 года.

Да, авторов мало, но они есть, существуют уже примерно 30 блогеров, которые развивают свои каналы как бизнес.

Появляются грамотные профессиональные техноблоги. Из казахоязычной ниши, мы видим, активно развивается команда Pazl – это три брата, которые раньше занимались ремонтом квартир, а теперь занимаются YouTube. У них уже шесть каналов. Из бизнес-ниши лидером является канал «Бизнес бастау», где даются советы, связанные с открытием своего дела, развитием различных моделей бизнеса. Он уже набрал почти 200 тысяч подписчиков.

Крайне популярна в казахоязычном сегменте девушка Куралай с кулинарным каналом Super Kelinshek. Всего за четыре месяца активной работы она собрала больше 90 тысяч подписчиков. Это такая прекрасная казахская келинка в платочке, и ее появления пользователи ждали как образ. Казахоязычная ниша – она нуждается в харизматичных людях и образах, поэтому этот сегмент будет набирать оборот.

Сколько за месяц может заработать популярный блогер в казахстанском YouTube?

– Скажу сразу, в Instagram те же вайнеры зарабатывают куда больше, в YouTube только все начинается и развивается. Средний заработок абсолютно небольшой – от 300 до 1500 долларов в месяц – это то, что мы фиксируем по рынку.

Есть топовые команды, которые давно появились, включая телеканалы, у кого аудитория больше миллиона, они могут зарабатывать от 8000 до 10000 долларов. В плане монетизации казахстанский рынок довольно слабый. Путь для телеканала и блогера достойно продолжать деятельность на YouTube – это не ждать дохода от видеорекламы, а самому искать рекламодателей.

Вообще, рекламодатель активно идет в YouTube или он по-прежнему нацелен на традиционные СМИ и то же телевидение?

– Телевидение по рекламным объемам падает, но очень медленно, также обстоят дела с «наружкой», радио и газеты падают достаточно быстро. В целом динамика роста интернет-рекламы 20-25% ежегодно. Если в России реклама на ТВ и в Интернете по объемам сравнялась, то у нас пока нет, но это дело пяти лет.

Мы видим, что в той же России появляются какие-то проекты с огромной аудиторией. Часто это провокационные проекты. Почему этого нет в Казахстане?

– У нас пока народ не понимает, что YouTube предоставляет глобальные возможности. У нас многие видеопродакшен сидят у кормушки телеканалов, а когда он пойдет в YouTube, тогда эта революция и произойдет.

Есть ли какие-то данные по капитализации казахстанского YouTube?

– В прошлом году общий объем рынка достиг 6,5 миллиона долларов, примерно миллион из этой суммы достался казахстанским авторам. Надо учитывать, что это не только реклама внутренних рекламодателей Казахстана, но и многих зарубежных, например игровых приложений, образовательных сервисов и международных рекламодателей, которые таргетируют рекламу на Казахстан.

А с какого количества просмотров начинается монетизация в YouTube?

– Для канала нужно как минимум набрать тысячу подписчиков и четыре тысячи часов просмотров контента.

Будет ли расти спрос на более качественную, серьезную информацию на YouTube?

– И да, и нет. То, что YouTube будет более полезным – это факт, появляется много образовательных материалов. Прайм-тайм в YouTube – это вечернее время, когда человек хочет прийти домой и отдохнуть. Если ему под соусом, что он отдыхает, подключить полезную информацию, он только спасибо скажет, и именно на познавательно-развлекательный контент будет расти спрос.

В одно время были крайне популярны вайнеры, они все еще в тренде и как можно оценить в денежном выражении этот рынок?

– Вайнеры – это в основном тема Instagram. В 2018 году рынок оценивался в два миллиона долларов, в этом году прогноз на пять миллионов долларов, более чем двукратное увеличение.

А насколько казахстанский сегмент YouTube политизирован?

– Государство пока представлено в YouTube крупными гостелеканалами – «Казахстан», «Хабар», у которых вкупе более миллиона подписчиков, что позволяет доносить до народа официальную информацию. Другой вопрос, что наши госорганы в целом мало внимания уделяют YouTube, нет развитых каналов у министерств или акиматов, но, думаю, ситуация будет стремительно меняться.

Как я понимаю, сейчас наибольшими темпами развивается именно казахоязычный контент?

– Уже больше половины всех просмотров на казахском языке, русскоязычная аудитория остается, но уже приходит понимание, что желательно работать на двух языках.

А есть ли интерес к англоязычному контенту?

– Нет, этого мы не наблюдаем. Кроме клипов, в основном нет.

Каков прогноз на 2019 год по рынку YouTube в Казахстане?

– Я не думаю, что сильно вырастет реклама, но может вырасти product placement, когда авторы сами себя монетизируют. Если говорить о рекламе внутри контента, если в целом сумма превысит 500 тысяч долларов за год, уже хорошо. Я ожидаю, что наши бренды пойдут в YouTube не только на уровне видеорекламы, но будут появляться и новые интересные каналы брендов, когда во главу станет сам контент, а не прямая реклама.

Аскар Муминов

Обзор зарубежных новостей от Bloomberg подготовил inbusiness.kz

Обанкротившиеся компании в США, открытие парка Disney и перестановки в списке богатейших людей стали одними из актуальных новостей в повестке уходящей недели.

12 Июль 2020 11:14 533

Обзор зарубежных новостей от Bloomberg подготовил inbusiness.kz

Минимум 114 компаний в США – банкроты

Розничная торговля, общепит, энергетика. В частности, американские компании именно из этих сфер объявили о банкротстве в текущем году. Всего их насчитывается минимум 114 единиц. В основном это малый и средний бизнес.  Не исключается, что число может быть и выше. Числятся в списке и крупные игроки. Например, Hertz. Это старейшая американская компания по прокату автомобилей. Многие руководители разорившихся фирм обвиняют в сложившейся ситуации коронавирус. Но справедливости ради надо отметить, что некоторые из них испытывали финансовые трудности еще до того, как местные власти поручили им закрыть предприятия для предотвращения распространения вируса.

Тем временем непростая ситуация и в немецком автоконцерне Daimler. Если ранее сообщалось, что там планируется сократить 15 тысяч рабочих мест, то теперь, вероятно, цифра окажется больше. Но руководство производителя Mercedes-Benz сообщило, что готово принять все меры, чтобы избежать массовых увольнений.

Пока что это неполная картина о влиянии Covid-19 на компании в частности и на мировую экономику в целом. Возможно, позже нам предстоит оценить его масштабы.

В США заработал центр развлечений Disney

В американском городе Орландо спустя почти четыре месяца накануне возобновил работу крупный центр развлечений Disney World. А вот парк Disney's Hollywood Studios, расположенный неподалеку от этого города, откроется через несколько дней. Сами посетители, бесспорно, обрадовались этой новости. Тем не менее на территории есть ограничения. Пока что фудкорты и некоторые аттракционы закрыты. В целом парки развлечений открываются по всему миру. Ранее, к примеру, объекты возобновили работу в Японии и Китае. 

Изменения в списке богатейших людей планеты

В рейтинге топ-10 богатейших людей планеты произошли перестановки. Так, Илон Маск стал богаче Уоррена Баффета, поднявшись на седьмое место. Состояние главы Tesla недавно превысило 70 миллиардов долларов. В целом акции компании с начала года повысились на 269%. К слову, о Баффете. На этой неделе его капитал уменьшился после того, как он направил 2,9 миллиарда долларов на благотворительность. 89-летнего инвестора по объему состояния обогнал и миллиардер из Индии Мукеш Амбани, у которого в кармане сейчас 68,3 миллиарда.

Что касается состоятельных людей в Казахстане, то в целом 23 человека из списка улучшили за год свои позиции, 13 ухудшили, восемь остались без изменений, появилось шесть новичков, писал ранее Forbes.

Айсауле Байгазина


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Власти ВКО потратят на госзаказ в СМИ свыше 660 млн тенге

Львиная часть госзаказа распределена вне конкуренции из одного источника, а каждый второй тенге медиа-бюджета достался акиматовской «дочке».

12 Июль 2020 08:00 2649

Власти ВКО потратят на госзаказ в СМИ свыше 660 млн тенге

Лидером по заключенным договорам на государственный информационный заказ со стороны властей Восточно-Казахстанской области является ТОО «Шығыс Ақпарат». Отметим, что учредителем товарищества является государственное учреждение «Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности ВКО». Предприятие издает областные газеты «Рудный Алтай» и «Дидар», на балансе которых находятся сайты аltaynews.kz и rudnyi-altai.kz. Также сюда входит региональная служба коммуникаций ВКО (Инфоцентр ВКО, Департамент SMM).

Всего с поставщиком, ТОО «Шығыс Ақпарат», заключены договора на сумму более 360 млн тенге. Заказчик ГУ «Управление внутренней политики ВКО». Все конкурсы проведены  со второй декады апреля  до второй декады июня 2020 года способом закупок из одного источника.

Сколько стоит пост в соцсетях?

Так, по данным официального ресурса goszakup.gov.kz,  услуги по изготовлению и размещению видеороликов "Абай в XXI век" в социальных сетях обойдутся бюджету  3,6 млн тенге. Услуги по размещению информационных материалов по основным тематическим направлениям государственной информационной политики  в региональном периодическом издании на казахском и русском языках - в 203 млн тенге.

За подготовку и размещение информации  в социальных сетях бюджет готов заплатить 130 млн тенге. Согласно технической спецификации, материалы должны быть «о ходе реализации Послания Главы государства, по разъяснению актуальных вопросов государственной политики, с продвижением в популярных группах, пабликах, страницах социальных сетей ВКО».

В объем услуг кроме прочего входят создание и размещение в Facebook, ВКонтакте не менее 300 видеороликов новостного характера, не менее 150 репортажей,  1500 текстовых постов новостного и 1500 постов репортажного характера, прямые эфиры в Facebook, ВКонтакте и Instagram, Youtube. Размещение свыше 400 текстовых постов лидеров общественного мнения в Facebook, Instagram. Также  свыше 2000 постов в республиканских  и региональных пабликах в социальных сетях Instagram, ВКонтакте с количеством подписчиков от 50 тысяч до более 1 миллиона.

За услуги по размещению информационных материалов на двух языках по основным тематическим направлениям государственной информационной политики в региональном сетевом издании предусмотрено 17 млн тенге. В объем услуг входят 1000 информационных материалов на казахском и русском языках, 310 видеороликов, 50 фоторепортажей, 40 видеоинтервью, 50 графических материалов на двух языках.

За продвижение тематических постов и материалов об общественно- значимых мероприятиях, в основном  посвященных 175-летию Абая Кунанбаева, в популярных республиканских и региональных пабликах заказчик заплатит поставщику 8 млн тенге. В республиканских пабликах с количеством подписчиков свыше 1,1 млн. в социальной сети Instagram должно быть размещено не менее 20 публикаций, с количеством подписчиков не менее 800 тысяч - не менее 50 публикации, с количеством подписчиков не менее 1 млн в социальной сети ВКонтакте не менее 30 публикации.

В региональных пабликах с количеством подписчиков свыше 100 тысяч в соцсети  Instagram  должно быть размещено не менее 100 публикации, с количеством подписчиков свыше 50 тысяч - не менее 150 публикации. В региональных пабликах с количеством подписчиков свыше 100 тысяч в социальной сети ВКонтакте - не менее 350 публикации, с количеством подписчиков свыше 50 тысяч подписчиков в ВКонтакте - не менее 300 публикации. Путем нехитрых подсчетов выводим стоимость одного поста. Итак, за один такой пост из бюджета будет выплачиваться 8 тысяч тенге.

Остальным меньше

Несколько лотов на общую сумму более 89 млн тенге выиграло АО «Қазақстан» Республикалық Телерадиокорпорациясы». С ТОО «Далгер» заключен договор на общую сумму 74,5 млн тенге за услуги по размещению информационных материалов о ходе реализации Послания Главы государства, государственных программ, правовой политики, об общественно-значимых мероприятиях, также материалов об общественно-политической жизни региона. Согласно техспецификации, материалы будут опубликованы в семи региональных газетах и восьми информационных сайтах на казахском и русском языках.

Также среди получивших госзаказ АО «Агентство «Хабар»,  ТОО «Газеты Семей таны-Вести Семей», ТОО «Евразия+ОРТ», АО «Республиканская газета «Егемен Қазақстан», АО «Республиканская газета «Казахстанская правда», ТОО «ТРК «31 канал», ТОО «Телевидение г.Астана», ТОО "Effective Media Liaison"( Tengrinews.kz) , ТОО «Компания «ЮрИнфо», Национальный филиал Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» в РК, ТОО «Internet Portal Nur» (nur.kz), АО «МИА «Казинформ», ТОО «Қазақ үні» (qazaquni.kz), ТОО "Qamshy Media", ИП «СҰЛТАН МЕДИА» (Dalanews.kz) , ИП СЕМБИНОВА АЛМАГУЛЬ ОРАЛБЕКОВНА (телеканал Атамекен), ТОО «БАЙУАКОВ ТВК-6» (телеканал ТВК-6), ТОО «МИКС», ТОО «ҚАЗАҚ РАДИОЛАРЫ».

Отметим, что по большинству лотов закупки фактически состоялись по методу из одного источника.  

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!