Казахстанским мукомолам все труднее конкурировать на внешних рынках

Казахстанским мукомолам все труднее конкурировать на внешних рынках

14:42 09 Июль 2021 5307

Казахстанским мукомолам все труднее конкурировать на внешних рынках

Автор:

Павел Притолюк

Отечественных зернопереработчиков едва не оставили без афганского рынка, закрыв для них железную дорогу.

Ничего личного, просто бизнес

Узбекистан делает все, чтобы поддержать собственных экспортеров муки, тогда как в Казахстане ситуация полностью противоположная – бизнес оставлен на самовыживание, передает inbusiness.kz. За примерами далеко ходить не нужно. Чуть больше недели назад у казахстанских мукомолов появился новый серьезный повод для беспокойства. Узбекистан, через который идет экспорт муки в Афганистан, объявил о запрете перевозки грузов по своей железной дороге. Причины якобы технические.

"Они ссылаются на то, что было много вагонов отправлено, а разгрузка идет очень медленно. В итоге образуется затор. И они вводят конвенционный запрет на грузоперевозку, чтобы разгрузить станцию. Однако стоит отметить, что сейчас все мы отправляем очень мало. Если в сентябре-октябре компании по 100 вагонов отправляли, то сейчас по 5-10. Там, в принципе, не может быть такого затора, который мог бы быть осенью или зимой. Мы считаем, что неудовлетворительная выгрузка надуманная", – объяснила inbusiness.kz коммерческий директор североказахстанской мельницы Таисия Колегова.

Тем не менее Узбекистан предупредил иностранных мукомолов, что железная дорога на важнейших станциях будет закрыта. Справедливости ради запрет должен был касаться и узбекского бизнеса. Однако здесь свое взяли оруэлловские сюжеты, вроде тех, что в обществе равных найдется тот, кто равнее.

"30 июня текущего года "Узбекские железные дороги" уведомили всех своих грузоотправителей о том, что в изменение ранее направленной телеграммы разрешается производить погрузку всех грузов со станций АО "Узбекистон темир йуллари" назначением на станции Галаба и Термез-Порт, следующих в Афганистан. Таким образом, в нарушение факсограммы Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества "Узбекские железные дороги" разрешили своим грузоотправителям осуществлять погрузку всех грузов во время конвенционного запрета, введенного для всех", – рассказал президент Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.

Тактика не сработала. Пока?

Для казахстанских мукомолов такое положение дел – последний гвоздь в гроб и без того умирающего бизнеса. Очевидно, что это большая предпринимательская хитрость, которая, между прочим, идет вразрез с тем, что зовется честной конкуренцией. Пока действует запрет для остальных, Узбекистан мог бы спокойно полностью закрыть потребность Афганистана в муке. И избытки, и продукт нового урожая у узбеков беспрепятственно ушли бы за рубеж, тогда как мельницы Казахстана могли бы окончательно расписаться в своей беспомощности и закрыться навсегда.

Эта тенденция, кстати, к сожалению, уже наметилась. Не так давно о прекращении работы было объявлено на одном из крупнейших в РК мукомольном комбинате – Тимирязевском. Причины как в отсутствии интереса к проблемам отрасли со стороны властей, так и все в той же невозможности в нынешних реалиях конкурировать с узбеками, которые на государственном уровне находят механизмы для поддержки собственных предпринимателей. Пусть и в ущерб иностранным.

"Когда наша мука шла по территории Узбекистана, то тариф с одной тонны был в $53. Тогда как для собственных переработчиков, везущих товар на экспорт по этой же самой дороге, тариф составлял $21. Они создали хорошие условия для своего бизнеса, а афганцы в итоге стали покупать муку у Узбекистана", – отметил в разговоре с корреспондентом inbusiness.kz руководитель Тимирязевского мукомольного комбината Иса Аллахяров.

Впрочем, в этот раз тактическая хитрость узбекам не удалась. Запрет даже не успел вступить в силу и был отменен. Однако новые ходы, обеспечивающие конкурентное преимущество узбекским бизнесменам, наверняка, не за горами. Тем более в свете последних событий, когда ситуация в Афганистане стала очень напряженной и из страны хлынули потоки беженцев. И без того скромные логистические возможности казахстанского бизнеса в текущих условиях рискуют сойти на нет.

Ирония такого положения дел в том, что совсем недавно в Узбекистане гостила казахстанская делегация от министерства торговли. Одной из задач встречи заявлялось "прокладывание новых маршрутов и коридоров". Но, вместо новостей о том, что конкуренция на рынке муки, наконец, станет хоть немного честнее, главным событием визита минторга к соседям стала покупка у узбеков черешни и плодоовощной продукции.

Павел Притолюк


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

troe-kazahstancev-proshli-startovyj-raund-odinochki-domashnego-turnira-itf

italiya-vyigrala-dosrochnyj-final

pokazateli-vakcinacii-naseleniya-ot-covid-19-v-rk-huzhe-chem-po-azii-i-miru

strany-centralnoj-azii-uluchshayut-investicionnyj-klimat

dejstvitelno-li-s-nachala-goda-socialno-znachimye-produkty-podorozhali-na-9-5

загрузка

×