Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества.
Но несмотря на то, что ЕАЭС – экономическое объединение, являются актуальными некоторые проблемы гуманитарных связей. Политолог Эдуард Полетаев считает, что связаны она с тем, что общему рынку нужен общий подход к формированию кадров. Об этом он заявил на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?».
ЕАЭС – экономическое объединение, при этом являются актуальными некоторые проблемы гуманитарных связей, в частности, программа согласования образовательных стандартов, о которой много говорят, имеются некие декларации о намерениях, создаются учреждения вроде Евразийского союза ректоров, Евразийской ассоциации университетов, проводятся мероприятия, но в целом мы видим ситуацию, которая характеризуется следующим образом. Образовательные программы разбежались друг от друга за годы суверенитета: где-то 11-летнее образование, где-то 12- летнее. В Казахстане в 2016 году в качестве эксперимента 30 школ перейдут на 12-летнюю систему. В России ЕГЭ, у нас ЕНТ, в Беларуси сохранились экзамены. Мы хотим формировать единый рынок труда в ЕАЭС, но подготовка специалистов к этому рынку весьма отличается от страны к стране. Для успешного сотрудничества необходимо, чтобы у сторон был взаимный интерес. Часто говорится о том, что требуется унифицировать системы, что будет устраивать и работодателей, которые поймут, чего ожидать от того или иного выпускника. Понятно, не обязательно, что все специалисты должны быть адекватно подготовлены к работе на любом рынке – допустим, казахстанский в России, армянский – в Беларуси. Свободное перемещение граждан в поисках работы еще при Таможенном союзе заработало в 2012 году в рамках трехстороннего Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, и рынок этот примерно сложился – большинство специалистов все-таки остаются в местах своего постоянного проживания или там, где получили образование. Тем не менее, проблема не один раз уже была обозначена и связана она с тем, что общему рынку нужен общий подход к формированию кадров.
Суть в том, что образовательная сфера уже давно идет в авангарде интеграционного процесса. Вспомним, даже идея Евразийского союза впервые была озвучена президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в стенах МГУ им. Ломоносова. Есть ряд высших учебных заведений, которые активно встраиваются в интеграционные идеи – в Казахстане это, например, Евразийский национальный университет им. Гумилева, КазНУ им. Аль-Фараби. Среди научных учреждений много организаций, которые занимаются данной проблематикой, например, Казахстанский институт стратегических исследований, Институт евразийской интеграции и т.д. В России это МГУ им. Ломоносова, МГИМО, Университет дружбы народов, привлекающие в свои стены студентов из самых разных стран мира.
При этом надо признать, что многое зависит не столько от инициатив высших учебных заведений и различных интеллектуальных центров, сколько от политических решений. Мы можем сколько угодно говорить о желании создавать единые образовательные программы, но единственное, в чем мы способны пока успешно продвигаться – это в создании совместных сетевых программ. Многие визионеры уже сегодня говорят о том, что со временем в сети образование будет получать доступнее, дешевле и может быть даже эффективнее. Если сравнивать со СМИ, то ряд учебных заведений может вообще уйти в сеть полностью. Это конечно дело далекого будущего, тем не менее, потенциал у сетевых программ есть.
Существуют гуманитарные проекты. В частности, уже объявлено, что для молодежи будет создана образовательная программа «Евразийская интеграция». Проблема кроется в вопросе – что должно быть первым? Сначала нужно создать общий рынок – посмотреть, как он заработает, насколько это будет эффективно, либо наоборот – сначала образовательные программы надо подтянуть друг к другу, а потом уже предлагать этому общему рынку адаптированных специалистов.
Есть разные предложения. Недавно в публичном пространстве была озвучена идея о разработке концепции общих евразийских учебников. Еще одна идея связана с проработкой варианта единого диплома для стран ЕАЭС. А, может, надо сделать какое-то приложение к диплому, где будет указано, что специалист подготовлен для работы в других странах Евразийского экономического союза? Уже есть в договоре о создании ЕАЭС взаимное признание дипломов, за исключением некоторых специальностей – это медики, фармацевты, педагоги и юристы. Если проанализировать деятельность этих специальностей, то понятно, что юридическая практика в достаточной степени отличается друг от друга, хотя надо признать, что часть законов на постсоветском пространстве списана друг у друга. Меняются только названия.
В тоже время медицинская практика должна быть определенного качества везде – медик должен учиться всю жизнь. Здесь я не вижу особо сильных различий, учитывая, что еще до создания таможенного и евразийского союзов многие высококвалифицированные специалисты стали мигрантами. Например, много медиков из Кыргызстана работает в Российской Федерации давно и довольно успешно. То есть нужно все-таки учитывать, почему так было сделано. Какие потребности в рабочей силе имеют принимающие мигрантов страны? Это в первую очередь сфера обслуживания, промышленность либо добывающая, либо перерабатывающая, где стандарты не сильно отличаются друг от друга. Ну и сфера строительства является весьма мигрантоемкой.
Также еще нужно думать о том, какие специальности будут востребованы на едином рынке труда, учитывая, что сейчас все страны ЕАЭС в периоде экономического кризиса находятся, и ряд специалистов, например, если строительство притормаживает свой рост, остаются без работы. Соответственно возникает вопрос –нужна ли нам вообще подготовка таких единых специалистов?
Тем не менее, в Казахстане сейчас идет работа по синхронизации с рынками труда Российской Федерации и других стран ЕАЭС. Дело в том, что национальная система квалификации внедряется – мощная система, и она уже согласовывается с ЕАЭС и его требованиями. Другая проблема связана с профориентацией, под которую попала молодежь, вышедшая во взрослую жизнь в 1990-х, 2000-х годах, когда многие дипломы оказались не нужны, не востребованы. И мало кто сейчас по специальности вообще работает. Эта проблема касается всех стран ЕАЭС – ее нужно совместно решать. Но это не единственные проблемы в образовании – есть и коррупция, и несоответствие многих высших учебных заведений стандартам реального высшего образования. Сейчас большое количество университетов по своей сути не являющихся таковыми. В том же Казахстане в советское время было только два университета, сейчас их гораздо больше. Такие проблемы легче решить, если будет совместная процедура обмена опытом, каких-то договоренностей, созданы эффективные структуры.
Несмотря на то, что экономические, политические приоритеты в некоторой степени поменялись в наших странах, образовательные приоритеты хоть и отличаются сейчас по форме, по сути, остались прежними – взрастить образованного человека для работы на благо своей страны. Так что у стран ЕАЭС есть какие-то базисные конструкции, на которых можно совместно работать и что-то построить.