RU KZ
Казахстанский эксперт: «В будущем ряд учебных заведений могут полностью уйти в интернет»

Казахстанский эксперт: «В будущем ряд учебных заведений могут полностью уйти в интернет»

18:11 06 Ноябрь 2015 284

Автор:

Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества

Евразийский экономический союз ведет активную работу над созданием общих рынков, выстраивая таким образом базис выгодного для всех сторон практического сотрудничества.

Но несмотря на то, что ЕАЭС – экономическое объединение, являются актуальными некоторые проблемы гуманитарных связей. Политолог Эдуард Полетаев считает, что связаны она с тем, что общему рынку нужен общий подход к формированию кадров. Об этом он заявил на заседании экспертного клуба «Мир Евразии», прошедшего в Алматы на тему «Дружные умы ЕАЭС: как согласовать образовательную политику?».

ЕАЭС – экономическое объединение, при этом являются актуальными некоторые проблемы гуманитарных связей, в частности, программа согласования образовательных стандартов, о которой много говорят, имеются некие декларации о намерениях, создаются учреждения вроде Евразийского союза ректоров, Евразийской ассоциации университетов, проводятся мероприятия, но в целом мы видим ситуацию, которая характеризуется следующим образом. Образовательные программы разбежались друг от друга за годы суверенитета: где-то 11-летнее образование, где-то 12- летнее. В Казахстане в 2016 году в качестве эксперимента 30 школ перейдут на 12-летнюю систему. В России ЕГЭ, у нас ЕНТ, в Беларуси сохранились экзамены. Мы хотим формировать единый рынок труда в ЕАЭС, но подготовка специалистов к этому рынку весьма отличается от страны к стране. Для успешного сотрудничества необходимо, чтобы у сторон был взаимный интерес. Часто говорится о том, что требуется унифицировать системы, что будет устраивать и работодателей, которые поймут, чего ожидать от того или иного выпускника. Понятно, не обязательно, что все специалисты должны быть адекватно подготовлены к работе на любом рынке – допустим, казахстанский в России, армянский – в Беларуси. Свободное перемещение граждан в поисках работы еще при Таможенном союзе заработало в 2012 году в рамках трехстороннего Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, и рынок этот примерно сложился – большинство специалистов все-таки остаются в местах своего постоянного проживания или там, где получили образование. Тем не менее, проблема не один раз уже была обозначена и связана она с тем, что общему рынку нужен общий подход к формированию кадров.

Суть в том, что образовательная сфера уже давно идет в авангарде интеграционного процесса. Вспомним, даже идея Евразийского союза впервые была озвучена президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в стенах МГУ им. Ломоносова. Есть ряд высших учебных заведений, которые активно встраиваются в интеграционные идеи – в Казахстане это, например, Евразийский национальный университет им. Гумилева, КазНУ им. Аль-Фараби. Среди научных учреждений много организаций, которые занимаются данной проблематикой, например, Казахстанский институт стратегических исследований, Институт евразийской интеграции и т.д. В России это МГУ им. Ломоносова, МГИМО, Университет дружбы народов, привлекающие в свои стены студентов из самых разных стран мира.

При этом надо признать, что многое зависит не столько от инициатив высших учебных заведений и различных интеллектуальных центров, сколько от политических решений. Мы можем сколько угодно говорить о желании создавать единые образовательные программы, но единственное, в чем мы способны пока успешно продвигаться – это в создании совместных сетевых программ. Многие визионеры уже сегодня говорят о том, что со временем в сети образование будет получать доступнее, дешевле и может быть даже эффективнее. Если сравнивать со СМИ, то ряд учебных заведений может вообще уйти в сеть полностью. Это конечно дело далекого будущего, тем не менее, потенциал у сетевых программ есть.

Существуют гуманитарные проекты. В частности, уже объявлено, что для молодежи будет создана образовательная программа «Евразийская интеграция». Проблема кроется в вопросе – что должно быть первым? Сначала нужно создать общий рынок – посмотреть, как он заработает, насколько это будет эффективно, либо наоборот – сначала образовательные программы надо подтянуть друг к другу, а потом уже предлагать этому общему рынку адаптированных специалистов.

Есть разные предложения. Недавно в публичном пространстве была озвучена идея о разработке концепции общих евразийских учебников. Еще одна идея связана с проработкой варианта единого диплома для стран ЕАЭС. А, может, надо сделать какое-то приложение к диплому, где будет указано, что специалист подготовлен для работы в других странах Евразийского экономического союза? Уже есть в договоре о создании ЕАЭС взаимное признание дипломов, за исключением некоторых специальностей – это медики, фармацевты, педагоги и юристы. Если проанализировать деятельность этих специальностей, то понятно, что юридическая практика в достаточной степени отличается друг от друга, хотя надо признать, что часть законов на постсоветском пространстве списана друг у друга. Меняются только названия.

В тоже время медицинская практика должна быть определенного качества везде – медик должен учиться всю жизнь. Здесь я не вижу особо сильных различий, учитывая, что еще до создания таможенного и евразийского союзов многие высококвалифицированные специалисты стали мигрантами. Например, много медиков из Кыргызстана работает в Российской Федерации давно и довольно успешно. То есть нужно все-таки учитывать, почему так было сделано. Какие потребности в рабочей силе имеют принимающие мигрантов страны? Это в первую очередь сфера обслуживания, промышленность либо добывающая, либо перерабатывающая, где стандарты не сильно отличаются друг от друга. Ну и сфера строительства является весьма мигрантоемкой.

Также еще нужно думать о том, какие специальности будут востребованы на едином рынке труда, учитывая, что сейчас все страны ЕАЭС в периоде экономического кризиса находятся, и ряд специалистов, например, если строительство притормаживает свой рост, остаются без работы. Соответственно возникает вопрос –нужна ли нам вообще подготовка таких единых специалистов?

Тем не менее, в Казахстане сейчас идет работа по синхронизации с рынками труда Российской Федерации и других стран ЕАЭС. Дело в том, что национальная система квалификации внедряется – мощная система, и она уже согласовывается с ЕАЭС и его требованиями. Другая проблема связана с профориентацией, под которую попала молодежь, вышедшая во взрослую жизнь в 1990-х, 2000-х годах, когда многие дипломы оказались не нужны, не востребованы. И мало кто сейчас по специальности вообще работает. Эта проблема касается всех стран ЕАЭС – ее нужно совместно решать. Но это не единственные проблемы в образовании – есть и коррупция, и несоответствие многих высших учебных заведений стандартам реального высшего образования. Сейчас большое количество университетов по своей сути не являющихся таковыми. В том же Казахстане в советское время было только два университета, сейчас их гораздо больше. Такие проблемы легче решить, если будет совместная процедура обмена опытом, каких-то договоренностей, созданы эффективные структуры.

Несмотря на то, что экономические, политические приоритеты в некоторой степени поменялись в наших странах, образовательные приоритеты хоть и отличаются сейчас по форме, по сути, остались прежними – взрастить образованного человека для работы на благо своей страны. Так что у стран ЕАЭС есть какие-то базисные конструкции, на которых можно совместно работать и что-то построить.