Павлодарский профессор впервые за многолетнюю научную жизнь смог потратиться на оборудование для лаборатории.
Грант в размере 38 млн тенге профессор павлодарского государственного университета Марк Клецель получил по программе коммерциализации технологий.
- На полученный грант купили все необходимое оборудование, о котором даже мечтать не мог. Теперь можем проводить натурные испытания наших устройств – сделать макеты, посмотреть, как эти опытные образцы работают, проверить их в лабораторных условиях. И после этого готовить их для продажи. Ведь у нас порядка 80 патентов, а изобретения – зачастую лишь на бумаге. Чтобы их реализовать, необходимо проводить множество экспериментов, – рассказал ученый.
Столь высокую оценку в денежном эквиваленте он получил за «Коммерциализацию изготовления конструкций для крепления герконов токовых защит открытых и закрытых токопроводов». Эти самые конструкции позволят сэкономить десятки тонн меди и сотни тонн стали высокого качества, а за счет выполнения герконом еще и функций реле тока – сотни миллионов тенге.
Если уйти от научной терминологии, герконы – это своего рода предохранители, спасающие от скачков напряжения энергооборудование на электростанциях, промышленных предприятиях.
- Мы создали новую систему всей релейной защиты. Защита и прежде существовала, но мы пошли другим путем. Он оказался не короче, но эффективнее. То устройство, которым пользуются энергетики сегодня, весит 18 килограммов, из них четыре килограмма меди, остальное – высококачественная сталь. Наше устройство весит от 300 до 600 граммов, в зависимости от напряжения. И стоит в десятки раз дешевле, – пояснил Клецель.
Вот только для практической реализации идеи не было средств. Ученый пытался наладить связь с павлодарскими промышленными предприятиями, для которых вопрос безопасности электрооборудования архиважен.
- Они восхищаются нашей идеей, но как только дело доходит до финансирования проекта, говорят об отсутствии средств. Хотя речь шла о сумме в три миллиона тенге, – рассказал собеседник atameken.info.
По признанию Марка Яковлевича, гранта могло и не быть, поскольку конкурс очень жесткий:
- На самом деле получить подобный грант практически невозможно: более 500 участников, и только 10 получили грант. Возможно, это мое субъективное мнение, но мы получили грант скорее потому, что в комиссии были иностранные специалисты, которые оценили нашу работу. Дело в том, что мы и прежде выдвигали свои разработки на гранты. Так вот, как правило, победителями становились участники из Алматы и Астаны. Промышленные регионы, в которых наука развита, обычно остаются незамеченными.
Марина Попова