Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило кредитный рейтинг Казахстана на уровне BBB- и сохранило стабильный прогноз, передает inbusiness.kz со ссылкой на аналитический центр Halyk Finance.
Важную роль в поддержании положительного рейтинга сохраняет нефтегазовый сектор страны, на долю которого приходится 20% ВВП, более половины объема экспорта и 30% доходов правительства. Вместе с тем S&P Global Ratings отмечает, что снижение объемов добычи нефти негативно отразилось на темпах роста экономики и привело к их умеренному прогнозу по приросту ВВП на конец текущего года на уровне 3,7%. Это гораздо ниже уровней, установленных в программных документах страны, и снова отсылает к проблеме несоответствующего бюджетного прогнозирования.
Умеренные показатели по росту экономики рейтинговое агентство ожидает не только в текущем году, но и в следующих трех. Даже запуск проекта будущего расширения месторождения Тенгиз во второй половине 2025 года, который должен увеличить объемы добычи нефти с 90 млн тонн в 2023 году до 98 млн тонн в 2025 году, не приведет, по их мнению, к росту экономики выше 4,5%. Таким образом, средние темпы прироста ВВП в 2025-2027 годах составят 3,7% в год.
В проекте Закона "О республиканском бюджете на 2025-2027 годы", опубликованном недавно, уже нет прогнозов по росту экономики в 6%, которые остались в прогнозе социально-экономического развития, тем не менее они гораздо выше тех, что предоставило агентство S&P Global Ratings – 5,5% в следующие три года. Агентство отмечает, что фактические темпы могут быть выше их прогноза, если программа приватизации будет проводиться надлежащим образом и приведет к росту частного сектора и иностранных инвестиций. Однако, по мнению экспертов S&P Global Ratings, приватизация идет медленными темпами, сохраняются централизованный процесс принятия решений, слабая система сдержек и противовесов, цензура, а уровень восприятия коррупции – все так же высокий. Ситуация будет оставаться такой на протяжении следующих трех лет.
Нефтяной сектор остается как основным источником роста экономики, так и основным источником ее уязвимостей. S&P Global Ratings подчеркивает высокую зависимость транспортировки экспортируемой нефти от геополитических факторов, поскольку 80% экспортируемой нефти проходит через трубопровод КТК в России, а затем в Европе. В то время как сильные бюджетные и внешние показатели делают такие риски управляемыми, зависимость от трубопровода КТК будет сохраняться из-за высоких затрат, логистических проблем и необходимости значительных инвестиций на других маршрутах.
Кроме этого, агентством было отмечено, что поддержание экономического роста за счет государственного финансирования продолжает определять фискальную политику страны. В то время как рост госрасходов составил в среднем 23% в 2022-2023 годах, темпы замедлятся до 8-9% в ближайшие годы, что все же остается очень высокими уровнями. Поэтому дефицит бюджета, несмотря на благоприятные прогнозы по нефтяным котировкам (80 долларов за баррель с 2025 года), будет сохраняться примерно на уровне 2,4% к ВВП в 2025-2027 годах.
Высокие и незапланированные изъятия трансфертов из Нацфонда, которые сопровождают исполнение фискальной политики в прошлом и текущем годах, были вызваны слабой собираемостью налогов и продолжают негативно влиять на стратегическую задачу государства по накоплению активов Нацфонда до 100 млрд долларов к 2030 году. Именно увеличение дефицита бюджета выше прогнозных значений агентства может стать причиной для ухудшения их прогноза в будущем. Для того чтобы обеспечить рост налоговой базы, необходимо проводить реформирование налоговой системы, подразумевающее отмену крупных налоговых льгот, указывает агентство.
Тогда как государственный долг растет, но остается на относительно приемлемых уровнях, растут расходы на его обслуживание. Это происходит в основном из-за роста внутренних долгосрочных долговых обязательств и жестких монетарных условий, которые будут сохранять высокие процентные расходы в ближайшие годы. S&P Global Ratings дает прогноз по отношению расходов на обслуживание государственного долга к доходам бюджета на уровне в среднем 8,5% в 2024-2027 годах.
"Мы хотели бы отметить, что хотя по итогам 2023 года этот показатель был на уровне 8,7%, за первые шесть месяцев 2024 года наблюдается значительное наращивание расходов по госдолгу, которые составили уже 13,4% от расходов республиканского бюджета за тот же период. На наш взгляд, это является тревожным сигналом и ставит под сомнение соблюдение ковенант, установленных в концепции управления государственными финансами РК", – пишет аналитик Halyk Finance Мадина Кабжалялова.
Несмотря на сохранение инфляционного давления из-за роста бюджетных расходов и повышения тарифов на коммунальные услуги, S&P Global Ratings ожидает смягчения монетарных условий до конца года. Однако на последнем заседании комитета по денежно-кредитной политике Национального банка 29 августа было принято решение оставить ее на прежнем уровне – 14,25%, а также было заявлено о высокой вероятности ее сохранения до конца текущего года.
По мнению аналитиков HF, такое противоречие в прогнозах агентства и действиях регулятора сложилось из-за непоследовательности и слабого прогнозирования в налогово-бюджетной политике, которая привела к неравномерным изъятиям трансфертов из Нацфонда, повлияла на курс национальной валюты, а также создала проинфляционное давление. Кроме того, до конца года остается высокая неопределенность касательно дальнейших изъятий, что также делает составление прогнозов по базовой ставке сложным и неточным.
Среди положительных факторов экономики страны, которые в разной степени позволяют управлять внешними и внутренними рисками, S&P Global Ratings назвал сильную позицию внешнего нетто-кредитора с учетом умеренного уровня внешнего долга, а также высокие показатели ликвидных активов правительства (государственные депозиты и внешние ликвидные активы Нацфонда). Текущий рейтинг может быть улучшен в случае проведения реформ, повышения темпов роста ненефтяного сектора, снижения геополитических рисков и политической стабильности.
Изображение Tung Nguyen с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Бюджетный кризис в Казахстане: кто виноват и что делать?