Между Исламской Республикой Иран (ИРИ) и Евразийским экономическим союзом подписано временное соглашение сроком на четыре года о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между ИРИ и ЕАЭС. Соглашение носит временный характер и предусматривает образование зоны свободной торговли по ограниченной номенклатуре товаров между ЕАЭС и Ираном. Таким образом, ЕАЭС предоставит Ирану тарифные уступки по 502 кодам товарной номенклатуры.
Согласно информации опубликованной на официальном сайте правительства России проект был подготовлен по итогам саммита ЕАЭС 26 декабря 2016 года, тогда же и начались переговоры с Тегераном и концепт участия ИРИ в ЗСТ с ЕАЭС был утвержден на заседании совета Евразийской экономической комиссии 7 марта 2017 года.
Как заявил министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зари, документ приведет к увеличению прямого сотрудничества Ирана с Россией и партнерами в Евразии. Первое Соглашение о свободной торговле с ЕАЭС было подписано Вьетнамом, сейчас идут переговоры с Индией, Сингапуром, Египтом, Израилем и Сербией.
Для Казахстана это решение могло бы стать определенной встряской и окном возможностей для оживления экономических отношений с Ираном, ведь по итогам 2017 года товарооборот между двумя странами снизился. Так, экспорт сырья из Казахстана в Иран за этот период уменьшился до 423 млн долларов, а импорт товаров оттуда вырос до 59 млн. Хотя в 2016 году две страны наторговали на 596 млн долларов.
Эксперты считают, что в снижении товарооборота сыграла роль внутренняя экономическая ситуация в Иране. Казахстан экспортирует в ИРИ в основном зерно, сталь и удобрения. Тегеран завозит в РК орехи, цемент, финики и виноград. В последние годы экспорт пшеницы и продукции из стали в Иран существенно упал из-за введенных им значительных пошлин в рамках политики импортозамещения.
Пути расширения новых торговых связей
Аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Корнев в комментарии abctv.kz отметил, что для каждой из сторон, участниц договора, соглашение интересно по-своему. Хотя, в целом оно позитивно отражается на всем спектре товарооборота между странами, но мотивация у каждого из участников может в деталях отличаться. Так, Россия и Иран находятся под прессом санкций со стороны стран Запада. Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан от санкций или вовсе не страдают, или очень косвенно. Но в любом случае все страны, участницы Евразийского экономического союза испытывают на себе довольно жесткую конкуренцию со стороны других государств – это вполне естественно в условиях глобальной экономики, заметил он.
К тому же и риски обострения торговых войн вынуждают соседей изыскивать пути расширения торговых и производственных связей, чтобы сделать свои экономики более стрессоустойчивыми, подчеркнул эксперт.
"Кроме непосредственной пользы от расширения торговых связей между странами, входящими в ЕАЭС, и Ираном, существуют и косвенные бонусы в виде дополнительных предпосылок для организации транспортных коридоров в направлении Индии, Пакистана, Ирака и формирования Евразийского транспортного пространства "Север-Юг". ЕАЭС и Иран ожидают не только дальнейшего увеличения взаимного товарооборота, но и диверсификации сфер экономического сотрудничества", - прокомментировал аналитик.
Вернуться к оборотам, которые были да санкций
Что касается непосредственно структуры товарооборота, то страны ЕАЭС поставляют в Иран сельскохозяйственные товары: пшеницу, ячмень, кукурузу, растительные масла. Немалую долю занимают и поставки промтоваров: стального проката, грузовиков, лесоматериалов, бумаги, синтетических волокон. Поставляется в Иран и электроэнергия. Импорт из Ирана составляют преимущественно овощи, фрукты, цемент и нефтепродукты.
Что касается взаимоотношения Ирана с Казахстаном, то, по словам Алексея Корнева Иран - большой рынок сбыта зерна и металлов. Помимо этого, Казахстан планирует получить определенные преференции и по ряду иных видов продукции. Кроме того, рынок Ирана важен своей транзитной ролью, так как дает возможность выхода на емкие рынки стран всего Среднего Востока. Участие же российских компаний в нефтегазовых проектах в Иране может принести миллиарды долларов инвестиций в экономику этой страны, а также усилить позиции России среди стран – экспортеров энергоносителей, заметил он.
"Что касается казахских производителей и возможных проблем, которые для них может создать расширение сотрудничеств с Ираном, то, на наш взгляд, если некоторое усиление конкуренции и будет, оно не должно фатальным образом сказаться на подавляющем большинстве казахских компаний. А вот выигрыш от расширения рынков сбыта и углубления взаимодействия, как с самим Ираном, так и со странами Среднего Востока, выход на которые может быть осуществлен через Иран, может оказаться весьма существенным", - сказал эксперт.
Большие шансы закрепиться
Научный сотрудник Института экономики Александр Караваев заметил, что Казахстан, кроме проката и зерновых может наращивать поставки по отдельным видам позиций. Весьма перспективна различная продукция для станкостроения: инструменты для фрезерования металла, сверления, растачивания. Поставщики из Казахстана уже успели освоить иранский рынок, возможен рост по сжиженным нефтяным газам для современной газохимии, это возможность для роста позиций казахстанского экспорта, так как у Ирана в следствии открытия рынка нефти для международной торговли растет спрос на производство полимеров, того же полиэтилена. Например, Тегеран и Астана активно сотрудничают по производству кальцинированной соды в Кызылординской области, существует соглашение с иранской компанией "Niroo Nransfo Co." на поставку в Иран трансформаторов и трансформаторного масла. То есть поле для взаимодействия весьма широкое, убежден эксперт.
Депутат нижней палаты парламента Казахстана Айкын Конуров заметил, что Ирану ЕАЭС прежде всего интересен как довольно большой и платежеспособный рынок сбыта. По разным оценкам только Россия и Казахстан импортируют продовольствия на 30 млрд долларов. Иранские экспортеры в условиях зоны свободной торговли с ЕАЭС готовы поставлять цитрусовые, орехи и сухофрукты, консервированную плодовощную продукцию, специи. Так же могут вернуться на общие рынки лакокрасочная и пластиковая продукция, товары иранских ремесленников: мебель, предметы интерьера. Раннее, до введения санкций, Иран поставлял продукцию тяжелого машиностроения, недорогие легковые автомобили, заметил депутат.
По его словам, страны ЕАЭС заинтересованы в поставках пшеницы, ячменя, масличных, муки, мяса МРС и птицы. Кроме того, Казахстан видит в Иране хороший рынок для поставок металлов, продукции оборонной и аэрокосмической промышленности, различных вагонов, локомотивов, автомобилей, электротехнической продукции. Так же могут быть востребованы услуги казахстанских спутников и путей транзита грузов через Каспий и по суше. Таким образом, можно констатировать, что при грамотном взаимодействии можно создать условия для взаимовыгодного сотрудничества, считает политик.
"Фактически уже постсанкционный Иран, несмотря на проблемы, довольно динамично развивает реальный сектор, соответственно, растут занятость и платежеспособный спрос населения. Рынок растет и кто первый займет новые ниши, у того и больше шансов там закрепиться после введения режима свободной торговли ЕАЭС с ИРИ", - заключил он.
Аскар Муминов