Казахстану нужен мощный мультимодальный каркас для роста грузовых авиаперевозок – Токаев

161

Глава государства поручил ускорить развитие региональных авиахабов на фоне глобальной конкуренции за транзит.

Казахстану нужен мощный мультимодальный каркас для роста грузовых авиаперевозок – Токаев Фото: akorda.kz

На совещании по развитию региональных грузовых авиахабов Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что укрепление инфраструктуры air cargo становится стратегической задачей, передает inbusiness.kz со ссылкой на aqorda.

По словам президента, к 2040 году до 20% перевозок между Азией и Европой придутся на авиацию, и Казахстану необходимо интегрировать автомобильные, железнодорожные и воздушные маршруты в единый логистический каркас.

"Все страны уделяют особое внимание расширению своих транзитных возможностей. Нарастает конкуренция на глобальном уровне. На сегодняшний день грузоперевозки через территорию Казахстана осуществляются преимущественно автомобильным и железнодорожным транспортом. Вместе с тем, по прогнозам экспертов, доля грузовых авиаперевозок, то есть air cargo, будет расти с каждым годом. К 2040 году 20% грузовых авиаперевозок будут осуществляться по маршруту Азия – Европа. Нашей стране необходимо сформировать мультимодальный логистический каркас, объединяющий железные и автомобильные дороги, а также воздушный транспорт", – заявил Касым-Жомарт Токаев.

Также глава государства призвал эффективно использовать географические преимущества страны, ведь Казахстан находится на пересечении основных воздушных коридоров между Европой и Азией.

"Мы должны максимально эффективно и рационально использовать эти возможности. В Центральной Азии и на Южном Кавказе нарастает конкуренция за транзитные потоки. Вместе с тем разгорается борьба за инвестиции в транспортно-логистическую отрасль. Важно понимать, что, если сегодня не будут предприняты смелые и решительные шаги, мы рискуем упустить наши возможности", – отметил президент.

Формировать полноценные авиахабы на базе ключевых аэропортов страны – президент

Необходимо четко определить конкурентные преимущества каждой воздушной гавани и кардинально переформатировать рабочие процессы. Сегодня транзитный карго-трафик создает низкую добавленную стоимость. Как мы видим, в основном он ограничен дозаправкой и техническими стоянками без значимых операций по обработке и консолидации грузов.

"Имеющийся потенциал в полной мере не реализован из-за недостаточно развитой инфраструктуры. Следует обеспечить эффективную деятельность специальных экономических зон. Льготные условия должны быть адаптированы под специализацию каждого хаба", – сказал Токаев.

Глава государства подверг критике профильные министерства, которые затягивают решение назревших проблем развития отрасли и принятие соответствующих мер.

В оперативном режиме решать конкретные вопросы

Президент поручил правительству приступить к работе и решать конкретные вопросы.

Например, по его мнению, отдельное внимание нужно уделить вопросу пересмотра текущей тарифной политики аэропортовых услуг. На протяжении последних 10 лет они были повышены лишь один раз, в этом году. Сдерживание тарифов, как показывает практика, приводит к высокому износу инфраструктуры. Пересмотр тарифов должен гарантировать улучшение сложившейся ситуации.

"Вместе с тем необходимо обеспечить сбалансированный подход без резкого повышения цен. Внедрение принципа "тариф в обмен на инвестиции" должно стать базовым условием развития отрасли на ближайшие годы. Создание благоприятного делового климата – стратегическая задача. Следует внимательно выслушать инвесторов. Вызывает вопросы чрезмерная зарегулированность неавиационных услуг в аэропортах. Сложные бюрократические процедуры отбора компаний путем проведения конкурсов, ограничение сроков действия договоров – все это надо прекращать", – потребовал Касым-Жомарт Токаев.

Также глава государства поручил окончательно решить вопросы по авиатопливу. По его словам, развитию отрасли мешают две основные проблемы – высокая цена и недостаточные объемы внутреннего производства.

"Для начала в ближайшие три года требуется нарастить объемы производства внутри страны, обеспечить диверсификацию импортных поставок. Разумная конкуренция должна сохраняться. Все изменения в регулировании должны осуществляться поэтапно и адресно, не нарушая устойчивости поставок топлива. Следующим шагом должно стать создание научно-исследовательского института авиации и лабораторий сертификации топлива на базе действующих организаций. Правительству совместно с антимонопольным органом следует безотлагательно принять комплекс мер по решению этих вопросов", – сказал президент.

Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости поддержать деятельность первой национальной грузовой авиакомпании, которая будет в скором времени создана в стране.

"Необходимо разработать конкретный пакет мер на предстоящие 3-5 лет по поддержке отечественных грузовых компаний. Основная цель – развитие мультимодальной логистики через стимулирование компаний к созданию добавленной стоимости. Важным элементом формирования транзитных авиапотоков является развитие флота воздушных судов", – подчеркнул глава государства.

Президент остановился на проблемах в сфере

Так, Касым-Жомарт Токаев поднял вопрос дефицита в Казахстане грузового авиатранспорта. 

"Правительство должно внимательно рассмотреть вопрос о снятии ограничения на эксплуатацию грузового авиатранспорта старше 25 лет. В США средний возраст самолетов авиакомпании FedEx составляет 28 лет, компании UPS – 30 лет, а британской авиакомпании One Air – 33 года. Таких примеров немало", – отметил Касым-Жомарт Токаев.

Акцент – на цифровизацию в сфере воздушного транспорта

"Взаимодействие на рынке грузоперевозок между всеми видами транспорта должно осуществляться по принципу единого цифрового окна. В 2019 году была запущена система E-freight, направленная на упрощение процедур перевозки грузов воздушным транспортом. Однако до настоящего времени ее функционал остается ограниченным. Имеют место факты задержки оформления документов", – поручил президент.

По мнению Касым-Жомарта Токаева, не менее остро стоит вопрос подготовки профессиональных кадров для авиаотрасли.

"Все эти реформы будут невозможны без квалифицированных специалистов. В отрасли сложилась острая нехватка кадров, ежегодно будут нужны сотни новых специалистов. Проблема требует незамедлительного решения. Поручаю правительству принять меры по реформированию системы подготовки кадров. Следует развивать сотрудничество с международными научными учебными заведениями, а также создавать передовые центры компетенций", – отметил глава государства.

В заключение президент подчеркнул, что стратегически важная задача для нашей страны по развитию транспортно-логистической сферы будет находиться под его личным контролем.

Читайте по теме:

Президент отметил стратегическую роль аграрного сектора

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться