К 2020 году в стране должны появиться 50 тысяч бизнес-управленцев.
О том, каким должно быть образование будущего и что мешает Казахстану выйти на мировой образовательный рынок уже сейчас Аtameken.info рассказал президент Алматы менеджмент университета (АЛМУ) Асылбек Кожахметов. По его мнению, главным тормозом развития казахстанского образования является привилегированное положение многих государственных вузов.
- Существует неправильное понимание того, что государство должно поддерживать только государственные вузы. Когда есть патернализм одних и некая критика других, создаются неравные условия, – считает Кожахметов. – Министерство образования – в первую очередь регулятор, который должен создавать равные условия и одинаковые правила для всех. О какой конкуренции можно говорить, если при патернализме некоторые вузы получают деньги от государства в достаточном объеме и благодаря этому занимают хорошие позиции? У них нет никакого стимула идти вперед, развиваться.
Глава университета убежден: говорить о выходе казахстанского образования на международный уровень при таком подходе бесполезно.
- Если мы хотим, чтобы наши вузы конкурировали с международными, необходимо выделить плеяду сильнейших университетов и поддерживать их. Между всеми остальными университетами должна развиваться здоровая конкуренция, – поделился он своим мнением с Atameken.info.
Создание повсюду научно-исследовательских университетов эксперт также считает неправильным.
- В Казахстане в основном так называемые преподавательские университеты. Теперь собираются из них сделать научно-исследовательские университеты. Я не думаю, что это правильно. Для этого нужно средоточие высококвалифицированных кадров, достойное финансирование – только в этом случае исследовательский университет будет готов давать результаты, которые будут конкурировать на международном уровне. А так это пустая затея, – уверен Асылбек Кожахметов.
По его мнению, нужно стремиться к созданию не исследовательских университетов, а предпринимательских:
- 30 процентов казахстанцев заняты в малом бизнесе, а к 2020 году планируется довести эту цифру до 60 процентов. Откуда должны появиться еще 30 процентов руководителей малого бизнеса, а это 30-50 тысяч человек? Конечно, через университеты. Но если их сейчас не готовят как предпринимателей, о каком развитии бизнеса можно говорить? Если же сейчас мы создадим предпринимательские университеты, которые, начиная с первого курса, возьмут на себя задачу готовить бизнесменов из студентов разных специальностей, то уже через 5-10 лет мы получим управленцев-бизнесменов. Такие вузы должны помогать студентам создавать собственные предприятия еще во время обучения, создавать бизнес-инкубаторы, помогать своим подопечным, когда те будут делать ошибки.
Создание предпринимательских вузов, полагает Асылбек Кожахметов, решит проблему с безработицей:
- Пусть не все студенты откроют себе бизнес. Пусть это будет один из десяти. Но студенты настолько дружны, что будут забирать с собой друзей. И мы уже на выходе получим более 50 процентов трудоустроенной молодежи.
В Министерстве образования, как оказалось, уже создали рабочую группу по развитию предпринимательского образования, которую возглавил Асылбек Кожахметов. Однако, по его словам, работа идет очень медленно.
- Нет быстрой реакции от вузов, от профильного министерства. Нет прозрачности. В вузы не зайдешь просто так, информацию не получишь. Подход к созданию общественных советов при вузах, при департаментах образования формальный. У нас нет академической автономии, вузам постоянно приходится получать лицензии на новые направления. Это не позволяет эффективно реагировать на потребности рынка, не позволяет быть конкурентоспособными на международном уровне. У нас очень мало примеров хорошего корпоративного управления. А без этого перестроить систему образования на новый лад будет трудно. У нас нет дефицита квалифицированных кадров. У нас есть дефицит хороших управленцев, – заключил Кожахметов.
Алина Альбекова