/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 354,08 РТС 1 637,75 Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 674,56 KASE 2 375,60 Золото 1 557,30
Погода:
-8Нур-Султан
-10Алматы
DOW J 29 354,08 РТС 1 637,75
Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 674,56
KASE 2 375,60 Золото 1 557,30
«КазАлкоТабак»: 40% алкоголя в Казахстане – контрафакт

«КазАлкоТабак»: 40% алкоголя в Казахстане – контрафакт

Уровень потребления алкоголя в Казахстане скрывается.

01 Ноябрь 2019 16:06 2320

«КазАлкоТабак»: 40% алкоголя в Казахстане – контрафакт

Новости

Вчера
19:58

Предприниматели Шымкента заинтересованы в безопасном школьном питании

Вчера
19:32

«Горбатый мост» столицы обследуют для проведения капремонта

Вчера
19:13

Накопления фонда социального медстрахования составили 250 млрд тенге на начало 2020 года

Вчера
18:51

Более 200 человек вызволили спасатели с заснеженных трасс Восточного Казахстана

Вчера
18:29

МСХ РК: вопросы переработчиков мяса не останутся без внимания

Вчера
18:07

Индия приостановила проект Hyperloop

Вчера
17:45

Бронзу завоевал вольник Юсуп Батырмурзаев Казахстану на рейтинговом турнире в Италии

Вчера
17:23

60% поставщиков медуслуг, зарегистрированных в фонде социального медстрахования в рамках ОСМС, частные

Вчера
17:01

IATA отозвала код обозначения у казахстанской авиакомпании Bek Air

Вчера
15:03

Аким Алатауского района Алматы и его заместитель задержаны по подозрению в хищении бюджетных средств

Все новости

В ходе рабочей встречи представителей производителей алкогольной продукции с руководством НПП «Атамекен» были обсуждены вопросы изменений в законодательство РК в части борьбы с нелегальным оборотом алкоголя.

Сегодня отрасль представлена двумя крупными объединениями – «КазАлкоТабак» и «КазСпиритс», объединяющими почти всех производителей и импортеров алкогольной продукции. Статистика 2014-2018 гг. говорит о том, что уровень потребления алкоголя в Казахстане снижается. За пять лет производство водочной продукции сократилось на 18,1% (с 37,5 до 30,7 млн литров). В то же время импорт алкоголя растет и сохраняет значительную долю в общем потреблении продукции – до 40% на отдельных рынках.

Cтатистика не учитывает нелегальный оборот алкоголя, который наносит урон бюджету страны в виде невыплаченных налогов и добросовестным предпринимателям отрасли. По данным Комитета по статистике, в 2016 году на внутреннее потребление, экспорт и формирование запасов пришлось 113,3 млн литров водки и ликероводочных изделий, из них 74,1 млн литров реализовали напрямую населению.

По итогам 2016 года был отмечен недоучет по источникам формирования ресурсов ликероводочной продукции. Причем статистическое отклонение составило сразу 20,3%, т.е. есть каждая пятая бутылка водки в стране – в тени. Данные Ассоциации «КазАлкоТабак» еще более угрожающие: по подсчетам экспертов ассоциации, нелегально реализуется 35 млн литров, или 40% водочного рынка.

В исследовательском центре TALAP подсчитали, что 58% нелегальной водки продается в сельской местности, 27% – в городах. Причем часть нелегальной водки – это суррогаты, которые опасны для жизни и здоровья людей.

«Необходимо внести изменения в Уголовный кодекс РК в части усиления ответственности за производство нелегальной алкогольной продукции, ответственности субъектов торговой отрасли за реализацию контрафактной алкогольной продукции, вплоть до отзыва лицензии. Можно активно внедрять элементы косвенного контроля производства и реализации продукции. По количеству закупленных бутылок и расходу электроэнергии можно посчитать объем производства каждого завода», – сказал руководитель «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев.

По итогам встречи НПП «Атамекен» будут разработаны и внесены в уполномоченный госорган предложения по усилению борьбы с нелегальным оборотом алкогольной продукции.

Другая проблема отрасли – торговые барьеры в рамках ЕАЭС, которые препятствуют экспорту алкогольной продукции Казахстана. Представитель «КазСпиритс» Д. Жуков отметил, что гармонизация политики в подакцизной отрасли в ЕАЭС привела только к повышению уровня акцизов, но не сняла барьеры и ограничения.

Основной экспорт водочной продукции уходил в РФ (в 2013 году – 1 610,9 тыс. литров, или 96,1% от общего объема). За 9 месяцев же текущего года экспорта в РФ вообще не было. Главной проблемой на пути казахстанского этилового спирта и алкогольной продукции на российский рынок остается существующий негласный запрет со стороны «Росалкогольрегулирования».

В Беларусь практически невозможно завозить водочную продукцию. В стране сохраняется система специмпортеров, деятельность которых сильно ограничена за счет жесткого контроля со стороны государства путем квотирования.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

ЗОЖ не удержал казахстанцев

За год в стране сократилось потребление крепкого алкоголя, но продажи пива бьют рекорды, спрос на сигареты вернулся на уровень пятилетней давности, да и нести деньги в фитнес-залы теперь стали реже.

26 Октябрь 2019 08:00 3807

ЗОЖ не удержал казахстанцев

По данным Комитета по статистике, в январе-сентябре 2019 года в Казахстане было произведено чуть более 14 млн литров водки. Это значительно меньше, чем за аналогичный период предыдущего года – за 9 месяцев 2018 объем производства превысил 23,4 млн литров. Таким образом, за год производство упало почти на 40%.

Динамика снижения производства наблюдается уже не первый год, но сейчас снижение наиболее резкое:

  • в 2013 году среднемесячный объем производства превышал 3,8 млн литров
  • в 2014 году – 3,1 млн литров
  • в 2015 году – чуть менее 2,8 млн литров
  • в 2016 году – 2,9 млн литров
  • в 2017 году – 2,48 млн литров
  • в 2018 году – 2,47 млн литров
  • за 9 месяцев 2019 года – менее 1,6 млн литров

В январе и июле 2019 года и вовсе были установлены многолетние антирекорды – лишь 1,15 млн литров. Падает и импорт: 4,4 млн литров в январе-августе 2019 года против 5,5 млн годом ранее.

Эти тенденции – реакция рынка на то, что спрос на водку упал. За 8 месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 20,2 млн литров – это на 9,6 млн меньше, чем годом ранее. То есть потребление алкогольного напитка за год упало на треть.

Альтернатива водки: коньяк и вино

Отказ казахстанцев от водки в последние годы частично объяснялся сменой вкусов: выбор стал чаще падать на коньяк. Например, по итогам 2017 года его потребление выросло на 23,8% (до 11,1 млн литров), в 2018 году – более чем в полтора раза (до 16,4 млн литров).

Но сейчас страсть населения к коньяку поутихла. За 8 месяцев было продано «всего» 8,6 млн литров – это на 16,9% ниже показателей аналогичного периода предыдущего года. При этом население стало чаще делать выбор в пользу отечественного продукта: 17 из каждых 20 проданных бутылок коньяка – казахстанского производства. 

Впрочем, это не спасает отечественных производителей от сокращения производств. Если по итогам III квартала 2018 года объем выпущенной продукции составлял 10 млн литров, то сейчас – 8,7 млн. Впрочем, это все равно намного больше, чем в предыдущие годы. 

Еще одна набиравшая популярность в предыдущие годы альтернатива водки – вина. По данным Комитета по статистике, в 2018 году на внутреннем рынке было продано более 3,9 млн литров игристых (+6%) и более 31 млн литров (+26,2%) виноградных натуральных вин. Но в 2019 году пошло сокращение потребление на 18,4% и 4,9% соответственно. Единственное исключение – шампанское. В январе-августе было продано 508,6 тыс литров – на 7% больше, чем годом ранее.

Время пивоваров

Но то, что казахстанцы стали меньше употреблять крепкого алкоголя, вовсе не говорит о том, что население массово выбирает здоровый образ жизни. Просто выбор падает на другой алкогольный напиток – пиво. По данным Комитета по статистике, за 8 месяцев 2019 года казахстанцы выпили более полумиллиарда литров «пенного»! В среднем в республике продается более 2 млн литров пива ежедневно. Это значит, что в среднем раз в пять дней каждый житель республики (включая младенцев и стариков) позволяет себе один бокал.

Значительный рост потребления пива начался в 2017 году. Примерно тогда же начался и рост производства. В июле 2019 года он достиг своего пика – 73,6 млн литров за месяц. Для сравнения: в июле 2016-го было выпущено 53,9 млн литров.

Курение вновь в тренде

Еще один тренд – рост потребления сигарет. За 8 месяцев на внутреннем рынке было продано 19,8 млрд сигарет и папирос – то есть около 1 млрд пачек или примерно по 54 пачки на каждого жителя, включая детей. По этому показателю Казахстан возвращается в 2013-2014 годы, то есть в период до повального распространения вейпов. Для сравнения: за весь 2017 год в республике было продано 23,6 млрд сигарет. Этот показатель в 2019 году может быть превышен уже в октябре.

Стоит отметить, что отечественные табачные компании на фоне роста спроса производство сокращают. Выпуск продукции по итогам января-августа 2019 года составил 9,7 млрд единиц против 10,9 млрд единиц годом ранее. Зато резко вырос импорт – с 6,9 млрд до 13,3 млрд единиц. Сейчас иностранных сигарет в Казахстане больше, чем собственного производства.

Колебания цен

По данным официальной статистики:

  • В июле 2017 года цены на сигареты выросли на 4,7%. Это максимальный месячной рост с января 2014 года (тогда было 5,4%), однако далеко не единственный: сигареты дорожали на протяжении 23 из 24 последних месяцев. За последний год рост цен составил 11,9%, и это при официальном уровне инфляции в 5,3%
  • Пиво дешевеет медленнее – 9% за год. Но зато еще более стабильно: с марта 2016-го по сентябрь 2019 года был лишь один месяц, когда цены не росли (в декабре 2018 года пиво подешевело на 0,1%)

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что водка последний раз не росла в цене в октябре 2013 года, а вино – в мае того же года. Но это не помешало тому же вину до последнего времени набирать популярность.

Интерес к спорту падает

Часто алкоголю и курению противопоставляется спорт. И тут тоже отмечается отход от ЗОЖ. В первую очередь – это снижение объемов услуг, оказанных фитнес-клубами. За год общий показатель снизился на 3,3%, до 7,2 млрд тенге. Это, впрочем, гораздо больше, чем в 2016-2017 годы, однако и тут есть нюанс: объем услуг, оказанных за счет населения, упал с 6,2 млрд (январь-август 2018-го) до 3,4 млрд тенге за аналогичный период 2019-го. А это – трехлетний минимум. То есть затраты компаний, бюджета и прочих источников средств на финансирование фитнеса для своих работников растут. Сами же казахстанцы стали платить за это гораздо менее охотно.

Похожая ситуация и со спортивными объектами. Объем оказанных услуг тут за год резко вырос с 5,7 до 8,9 млрд тенге по итогам 8 месяцев. Но население заплатило за их пользование 901,3 млн тенге против 1,4 млрд годом ранее. Что касается спортивных клубов, то объем оказанных ими услуг за год упал на 7%.

Алексей Никоноров

В Казахстане под запрет могут попасть курилки в ресторанах

Минздрав предлагает обязать производителей сигарет и алкоголя отчислять 2% от ставки акциза в Фонд здоровья.

24 Январь 2019 07:09 5442

В Казахстане под запрет могут попасть курилки в ресторанах

Эта и другие нормы вызвали горячие дискуссии на общественных слушаниях в Национальной палате предпринимателей «Атамекен».

Согласно данным нацпалаты, по предварительным подсчетам, ежегодные отчисления в данный фонд составят 5-6 млрд тенге. Это обременит компании дополнительной налоговой нагрузкой, считают в «Атамекене».

Данное мнение разделяет и директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.

«Какие основания создавать очередной внебюджетный фонд? Платить новый налог, когда эти производители вредной алкогольной и табачной продукции уже платят акцизы. Если недостаточно поступлений, то ставьте вопрос о повышении ставки акцизов, но зачем множить фонды? Чем будет заниматься фонд? Пропагандой здорового образа жизни? Но это функция государства. Есть госинформзаказ, пусть за счет него усиливают пропаганду, мы только поддержим», – сказал он на общественных слушаниях с участием представителей бизнеса, Минздрава и НПО.

Президент «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев в интервью корреспонденту abctv.kz отметил, что ежегодно табачная отрасль платит 150 млрд тенге, алкогольная – примерно 55-60 млрд тенге в виде акцизов.

«Если этот фонд будет создан, мы не против (отчислять), но только в рамках тех средств, что платим. А если это, как предусматривает проект кодекса, будет дополнительным начислением, то это для нас неприемлемо. Это как дополнительный налог. Он приведет к тому, что понизится конкуренция нашей продукции, повысится цена и оборот контрафактной продукции, коррупции», – сказал он.

Но это еще не все. В числе предлагаемых новелл Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения – запрет на курение в общественных и специализированных местах. Тут уже возмущение высказывают рестораторы. По их мнению, это не более чем борьба с ветряными мельницами.

Юрист Ассоциации ресторанного бизнеса HoReCa Куаныш Серкенов в интервью журналистам выразил мнение, что запрет на курилки в ресторанах вызовет обратный эффект. Ведь толпы курящих у здания уже сама по себе живая реклама сигарет.

«Они хотят запретить курение в общественных местах, практически везде, причем это подается в рамках борьбы за здоровье. Представьте такую ситуацию: сотрудники этого, к примеру, здания с 26-го этажа должны выходить на мороз, курить во дворе и снова подниматься (…). Под эгидой борьбы за здоровье населения на самом деле развертывается борьба непонятно с чем», – говорит он. По его словам, такая норма вызовет обратный эффект.

Не менее спорными являются и предложения чиновников от медицины ввести «стометровку» для сигарет. А именно запрет на реализацию в радиусе 100 метров от школ, детсадов и продажу в торговых точках площадью менее 10 квадратных метров.

«По поводу «стометровки» – мы это уже прошли. По алкоголю она действовала пять лет. Но она приводит к коррупции. Например, некоторые проверяющие считают от двери до двери 100 метров, другие – от забора до забора. Кроме того, мы в свое время эффективности в виде снижения потребления алкоголя не увидели, поэтому настояли на том, чтобы упразднили эту норму. И эту же самую головоломку хотят теперь для табачной отрасли», – говорит президент «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев в кулуарах слушаний.

Также он возражает и по поводу требований к площади магазинов. Именно через небольшие магазины реализовывается более половины алкогольной и табачной продукции. Вместе с тем он отметил, что если данная норма будет принята, то необходим переходной период, а также разные критерии по градации городов и районов.

Надо отметить, проект кодекса вызвал волнение не только среди представителей вышеуказанного бизнеса. Затрагивает он и представителей массмедиа, кондитеров, конфетные фабрики, поскольку вводит табу на рекламу фастфуда, продуктов с излишним содержанием соли, сахара и трансжиров.

Представители же Минздрава, обосновывая данные нормы, ратуют за снижение заболеваемости населения и увеличение продолжительности жизни. Однако присутствующие признали, что эти слушания лишь начало разговора бизнеса с представителями власти, и проект кодекса еще потребует доработок.

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: