Вертикальное видео захватывает наши ленты: 3, 2, 1… И вот мы уже пролистываем длиннопосты, не обращаем внимание на статичные картинки, а целенаправленно проваливаемся в ленту с короткими видео в формате экрана смартфона. Недавно LiveDune провели большое исследование, чтобы выяснить, какой формат постов в "Инстаграме" заходит круче всего. И формат рилс победил и по сумме реакций, и количеству сохранений, и по количеству лайков. Новая эра уже наступила. Мы сходили в виртуальные гости к автору одного из самых известных и подробных курсов по рилс. Малика Николаева – та, у кого учатся известные блогеры-миллионники и smm-специалисты крупнейших компаний по всему миру. Сегодня мы узнаем о рилс больше. Всю правду о рилс.
– Итак, формату рилс всего два года, а он уже качает больше, чем все остальные. В чем секрет успеха?
– Успех в формате. Рилс, тикток, шортс – это все формы коротких видео. Видео доносит смыслы еще быстрее, чем текст и фото. Больше не надо читать длиннопосты, сложнее "фотошопить" себя на ролике. Видео часто вызывает больше эмоций. Короткий формат заставляет подсаживаться. Пользователям сложно перестать листать ленту.
– Как ты думаешь, почему вообще вертикальное видео стало таким бомбическим новым форматом? Это из-за TikTok или из-за экранов телефонов?
– Это иммерсивность. Пользователь чувствует себя внутри происходящего на видео. Стирается грань реального и цифрового мира. Популярность вертикальных видео (как и фото) происходит из-за экранов телефона. Подача – что мы делаем именно короткие видео – благодаря ТikТоk.
Вообще, я бы сказала, что весь контент меняется благодаря двум факторам: развитие технологий и потребности пользователей. Во-первых, телефоны становятся все мощнее, качество съемки не уступает профкамерам. Параллельно идет развитие технологий передачи данных: в России 4G, в Австралии 5G. Когда-то мы на ночь оставляли компьютер, чтобы загрузить SD-фильм. А сейчас HD-видео скачиваются на телефон за секунды.
Из личного архива Малики Николаевой
Во-вторых, потребности пользователей – люди устали от идеальной картинки. Видеоконтент более настоящий, его еще легче потреблять. А если принимать в счет алгоритмы, то они усиливают потребление контента. Представьте, ваша лента – это как телеканал в телевизоре, где 24/7 показывают только то, что вы любите.
– Какие пять простых правил ты бы могла назвать для работы с рилсами?
– Делать емкие видео, не растягивать смыслы, меньше воды. Следить за текстом, чтобы он не наезжал на интерфейс. Использовать трендовую музыку всегда, когда это уместно. Копировать чужие видео можно. Это нормально. Но по возможности добавляйте что-то от себя. Начинайте снимать, даже если не знаете, о чем ваш аккаунт. Аппетит приходит во время еды.
– В чем принципиальное отличие рилсов от шортс, ВК-видео и тиктока?
– Разные аудитория, алгоритмы и паттерн поведения даже одних и тех же пользователей.
В "Инстаграм" мы приходим проверить новости от друзей и любимых блогеров/брендов, что-то подобное происходит и в ВК, в тикток – позалипать, в YouТube – условно "посмотреть телевизор". Все площадки хотят, чтобы мы больше проводили времени именно на их ресурсе. Все используют короткие видео, чтобы нас "засосать"
– Сейчас, когда "Инстаграм"* в России заблокирован, пользователи продолжают туда заходить. Об этом говорит другое исследование LiveDune. Много ли на твоих курсах учеников из России? И получают ли они желаемый результат после курсов в условиях блокировки?
– Да, порядка 70% у нас из России. Блокировка произошла со стороны правительства, а не площадки. На алгоритмах "Инстаграма" это никак не сказалось. У нас есть студенты, кто пробил 80-100k подписчиков именно после блокировки. Даже с нуля начинали аккаунты в этот период и получили уже 30k.
Мы все время оправдываем чем-то свою прокрастинацию. Все с "Инстаграмом" хорошо. Публикуйте контент.
– А откуда еще у тебя ученики?
– Если не брать в расчет страны СНГ, то самые популярные страны – США, Германия и Турция. Это будут русскоязычные студенты, кто давно живет за рубежом, но не обязательно работает на русскоязычный рынок. Из примеров: наша студентка Полина, живя в Чехии, набрала на французский аккаунт клиента 100 000 подписчиков.
– В своем последнем вебинаре ты рассказала, что именно сейчас лучшее время, чтобы заводить блог. Почему?
– Пока все технологические гиганты делят между собой рынок коротких видео – они обещают авторам в прямом смысле деньги и славу. Прямо сейчас все площадки добавили монетизацию – возможность получать деньги за просмотр видео – и "облегчили" алгоритмы, помогая авторам контента легко набирать подписчиков.
Когда буря закончится и определится лидер, закончится и бешеный рост. Снова вперед выйдет реклама. Продвижение пойдет не через креатив, а через размер бюджетов на рекламу. Пока есть возможность расти бесплатно, да еще и получать за это деньги – надо расти. Пару эр блогерства (в "Инстаграме" и Youtube) мы уже пропустили. Это шанс для всех, кто откладывал.
– А что тебе дает твой блог, кроме заработка?
– Людей. Только представьте: я переехала в Австралию, где никого не знала. Вообще. Благодаря рилс и "Инстаграму" у меня появились первые знакомства. Мой друг Денис из Сиднея рассказывал, что узнал обо мне через рилс: "Я увидел тебя в своей ленте. Ты рассказывала, что Австралия признала Спутник. Так я понял, что ты только переехала, и написал". Теперь мы дружим семьями.
Благодаря блогу я не чувствую одиночество в иммиграции. Наоборот, я постоянно чувствую поддержку от тысяч людей. И это умная и добрая аудитория. Я живу с ощущением, что у меня во всем мире есть связи в любой индустрии, поддержка, что я поеду условно в Дубай и даже там найду своих людей – по интересам и ценностям.
Плюс обратная связь от людей, что проект wowreels и мой блог повлияли на их жизнь в плане заработка и качества жизни – это для меня как индикатор, что я иду в правильном направлении. Куда приду – не знаю, но путь вдохновляющий.
– Некоторое время назад Марго, сотрудница LiveDune, запостила в рилc свою кошку. И собрала 45 миллионов просмотров. Боже, что это? Как это работает? Почему красивые рилc с ее путешествий, снятые на дрон, собирают максимум тысяч пять, а кошка, которая борется с бумажным двойником, – 45 миллионов? В чем секрет этого вируса?
– Первое – эти ролики хорошо досматривают (и пересматривают) и активно отправляют близким. Если Марго откроет статистику, то там, скорее всего, космический показатель репостов.
Второе – это развлекательный формат, которому не нужны объяснение и тексты. Такой ролик сразу понятен во всем мире: хоть в России, хоть в Индии. И именно такие видео "Инстаграм" показывает всем новичкам приложения, когда лента еще не кастомизирована. Это сразу увеличивает охват еще сильнее.
Третье, самое главное – коты продолжают управлять Интернетом. Животные, дети, юмор и секс остаются двигателями контента.
Другое дело, что это не та вирусность, которая, скорее всего, требовалась Марго. От такого видео не приходят качественные подписчики или клиенты. Приходит аудитория, кто хочет увидеть еще больше видео с котиками. Стратегия рабочая, но подходит тем, кому нужна мировая слава и аудитория. И сработает она не от одного видео, а от продолжительного успеха таких охватов.
– Некоторое время назад ты переехала в Австралию. Расскажи, в чем отличия подхода к созданию контента и конкретно рилс там от России?
– Принципиальную разницу я не вижу. Я бы сказала, что авторы коротких видео точно меньше думают про визуал и идеальное оформление. Немного отличаются сервисы, которыми все пользуются для сбора статистики, планирования ленты, отложенных постов. Есть различия в продаже курсов, инфобизнесе. Но сами рилс по смыслам такие же. Все же конечный зритель, для кого этот контент, – это такой же пользователь смартфонов, как и везде.
– Казашка-блогер, которая обучает рилс, из Австралии – почему это идеальное описание для блога?
– Оно сразу вводит в контекст жизни автора и дает несколько точек соприкосновения с подписчиком. Понятно, чем я занимаюсь, какую пользу несу, что у нас общего с аудиторией. Из личного архива Малики Николаевой
По факту, на меня подписываются из-за моего переезда и экспертности в рилс. Про казашку – меня часто спрашивают про национальность в "Директе". Это стало одним из отличий от других блогеров и авторов курсов, как говорится, часть личного бренда.
– У кого учишься ты сама?
– У рынка. Я слежу за новостями и заявлениями от площадок (ТikТоk, "Инстаграм", YouTube), за диджитал и СММ-агентствами и за опытом самих авторов контента. Знаю, что даже выступление YouТube-блогера миллионника может быть мне полезно для коротких видео. Это все социальные сети, все в конечном счете про потребности людей.
Больше всего люблю конференции. Смотрю много онлайн-выступлений, но стараюсь и присутствовать очно. Посещаю все, что есть в СММ в Австралии: в Сиднее, в Перте, скоро лечу в Мельбурн, но будет и пара заграничных событий. Рынок Австралии прекрасен тем, что он не локальный, большинство спикеров работают не на одну страну, а сразу на мир.
Косвенно на меня много что влияет. Вот на днях посмотрела документальный фильм про сказки на Netflix – чем не знания про сторителлинг в соцсетях.
– Погадаем на кофейной гуще. Как ты думаешь, скоро ли появится новый формат постов? И что это может быть?
– Существенный рывок будет, если изменятся технологии. Из моих теорий – однажды мы точно уйдем от телефонов и начнем создавать контент в виртуальной реальности. Вот это будет иммерсивность 2.0. "Умные" очки RayBan и очки виртуальной реальности Oculus Quest 2 намекают, что это произойдет скоро. В ближайшее десятилетие.
Подписчик станет частью жизни блогера. Сейчас Алле Пугачевой можно написать в "Директе", а скоро с ней можно будет жить.