11575 легковых автомобилей было произведено в январе-сентябре в Казахстане. Это в 3,9 раза больше, чем за аналогичный период 2016 года. Спрос на казахстанскую продукцию растет 11 месяцев, провоцируя рост производства последние три квартала.
"Резюмируя итоги трех кварталов, стоит подчеркнуть, что вклад отрасли в ВВП показал прирост на 39% и сегодня значительно превосходит аналогичные цифры фармпроизводства и легкой промышленности. В IV квартале эта динамика сохранится, а объемы производства в натуральном выражении по итогам года будут удвоены. По итогам отчетного периода на территории Казахстана было произведено 13312 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 101,4 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель в три раза. Производство легковых автомобилей выросло в 3,9 раза, достигнув значения 11575 единиц", – сказал председатель правления союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром" Олег Алферов на пресс-конференции в понедельник.
При этом казахстанский автопром продолжает восстановление производственных показателей в течение трех кварталов подряд. По итогам июля-сентября объемы выпуска вернулись к значениям IV квартала 2015 года. Спрос на продукцию казахстанских автозаводов растет на протяжении 11 месяцев, существенно опережая общерыночную динамику. Если в минувшем году на технику локальной сборки приходилось менее четверти рынка, то сегодня 37% дилерского сбыта составляют предложения казахстанских предприятий.
При этом стоит учесть, что лишь 8% покупателей отечественных автомобилей воспользовались льготными автокредитами.
"Но в финале года их доля должна возрасти за счет третьего транша, выделяемого в рамках госпрограммы. Интерес к продукции казавтопрома поддержит и программа утилизации автохлама: уже в отчетном квартале 6% покупателей сэкономили благодаря полученным скидочным сертификатам", – сказал Олег Алферов.
В III квартале продолжились поставки отечественных автомобилей и на зарубежные рынки: 82% их объема приходится на усть-каменогорские внедорожники ("Нивы"), экспортируемые в КНР. Оставшиеся 18% техники отгружены на рынки России, Беларуси и Таджикистана.
Важным событием на экспортном направлении стало снятие акцизного барьера для продукции казахстанского автопрома, принятое в конце сентября властями Узбекистана.
"Впервые в истории внешнеторговых отношений двух стран казахстанские автопроизводители могут получить доступ на рынок соседней республики. Однако старт поставок на рынок Узбекистана потребует преодоления других барьеров, в частности связанных с техрегулированием", – напомнил Олег Алферов.
По итогам трех кварталов выпуск автобусной техники (448 единиц) превысил показатель годичной давности в 4,5 раза. Производство специализированной автотехники (151 единица) выросло в 2,3 раза. Однако выпуск грузовых автомобилей сократился на 20,4%.
По результатам сентября 2017 года с конвейеров казахстанских предприятий сошла 1501 единица автотранспортных средств (вдвое выше результатов аналогичного месяца 2016 года).
Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 13129 единиц, что на 64% выше прошлогоднего значения (8003 единицы). Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 37% против 24% в аналогичный период минувшего года.
Доминирующую позицию в сегменте автомобилей локальной сборки занимает АО "АЗИЯ АВТО" – 8772 проданных автомобилей, или 67% суммарного сбыта отечественной техники. ТОО "СарыаркаАвтоПром" было отгружено 3003 единицы (доля в сегменте – 23%). Далее в рейтинге сбыта продукции отечественных автопроизводителей расположились АО "КамАЗ-Инжиниринг" (430 единиц, 3%), ТОО Hyundai Trans Auto (319 единиц, 2%), ТОО "СемАЗ" (226 единиц, 2%), АО "Агромаш Холдинг" (224 единицы, 2%) и ТОО Daewoo Bus Kazakhstan (155 единиц, 1%).
Пятерку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам января-сентября составили Lada (6372 единицы), Hyundai (1369), KIA (1343), Chevrolet (1045) и JAC (509 единиц). В список марок, предлагаемых отечественными предприятиями, вошли также Ravon (402 единицы), SsangYong (240), Skoda (182), Peugeot (135) и Geely (26 единиц).
Рейтинг продаж легковых автомобилей локального производства возглавили модели бренда Lada: Lada 4x4 (2866 единиц), Lada Granta (1230) и Lada Largus (1071 единица). Список популярных у казахстанцев моделей также дополнили Hyundai Elantra (633 единицы), Lada Vesta (563), Hyundai Tucson (558), Chevrolet Cruze (406), JAC S3 (379), Ravon Nexia (364) и Lada XRAY (356 единиц).
1047 автомобилей в период января-сентября (по состоянию на 28 сентября текущего года) были приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 8% продаж легковых автомобилей локального производства.
В рамках программы по выкупу старых автомобилей казахстанцы в течение девяти месяцев сдали на утилизацию 25167 единиц техники. За истекшие три месяца с начала второго этапа программы утилизации ВЭТС (с 26 июня по 26 сентября) выдан 1961 скидочный сертификат на покупку новых транспортных средств. Всего в автосалонах страны был использован 531 сертификат, на которые казахстанцы приобрели 313 автомобилей отечественного производства.
По итогам отчетного периода 1216 автомобилей (9,3% отраслевого сбыта) было отправлено на экспорт в Китай, Россию, Беларусь и Таджикистан. Основная часть зарубежных продаж (81,6%, 992 единицы) пришлась на машины Lada, поставляемые заводом "АЗИЯ АВТО" на рынок КНР. Также за рубеж было поставлено 154 единицы грузовой коммерческой техники Hyundai, 66 легковых автомобилей JAC и четыре автомобиля SsangYong.
Вклад предприятий отрасли в структуру ВВП республики по итогам девяти месяцев составил 101,4 миллиарда тенге (+39,2% к показателю годичной давности), что значительно превосходит аналогичные цифры фармацевтической и легкой промышленности. Инвестиции предприятий автопрома в основной капитал по итогам девяти месяцев 2017 года достигли 3,6 миллиарда тенге против 1,3 миллиарда тенге годом ранее.
Жанболат Мамышев