Суд МФЦА принял сторону казахстанского филиала китайской компании Sinohydro Corporation Limited, обратившейся в качестве истца в деловом споре с дорожной нацкомпанией "КазАвтоЖол". Решение опубликовано на сайте судебного органа, передает корреспондент inbusiness.kz.
"Ответчик обязан выплатить истцу сумму в размере 2 203 244 303,13 тенге в течение 14 дней с момента вынесения настоящего приказа", – указывается в документе от 17 мая.
Согласно решению, суд рассматривал дело, ссылаясь на договор строительного подряда, заключенный несколько лет назад, где "КазАвтоЖол" являлся заказчиком, а Sinohydro – подрядчиком. В период ковидной пандемии его исполнение стало затруднительным, по этой или другой причине между сторонами возник деловой спор. После этого была достигнута договоренность заключить дополнительное соглашение № 3, где, в том числе, была прописана юрисдикция суда МФЦА над их разбирательством.
"3. Второе положение этого соглашения заключалось в том, что заказчик произведет промежуточный платеж в крупной сумме 2 827 132 994,2 тенге на специальный целевой счет и продлит срок действия договора до 380 дней с даты подписания настоящего дополнительного соглашения № 3. 4. Соглашение также предусматривало, что заказчик может обратиться в суд по существу вопроса о своем несогласии с решением совета по урегулированию споров (далее – СУС) и решением инженера, который установил, что ответчик должен был предоставить продление и что он должен был произвести промежуточный платеж в указанном размере. 5. Механизм заключался в том, что будет произведена немедленная промежуточная выплата, то, что можно назвать предварительной выплатой, но при этом заказчик не теряет права расследовать по существу решения, принятые СУС и инженером, но может оспорить их в этом суде. И в случае успеха заказчика в этом оспаривании дополнительное соглашение № 3 гласило, что истец обязуется полностью возместить сумму компенсации в течение 84 дней после вынесения официального решения суда", – говорится в постановлении суда.
Так как соглашение между сторонами было подписано, то оно обязательно к исполнению, посчитали в суде. При этом, как выяснилось, фактическая сумма задолженности уже составляла 2 203 244 303,13 тенге, а не 2 827 132 994,2 тенге, поскольку некоторые платежи уже были осуществлены в соответствии с обязательством произвести промежуточный платеж, окончательная сумма в итоге не оспаривалась.
Из документа следует, что после подачи иска Sinohydro единственной реакцией ответчика стал недавний документ от 15 мая 2023 года, в котором просто излагаются факты и содержится просьба к суду отклонить иск. В нем не представлено каких-либо причин, почему промежуточный платеж не должен быть произведен согласно договоренности, оставляя спор по существу на разрешение суда позже, уточняется в судебном решении.
"Формальная позиция такова, что ответчик не подтвердил вручение и не представил ни возражений, ни встречного иска. Это ситуация, когда истец имеет право на заочное решение. Но по причине, которую я объяснил, даже если бы ответчик подтвердил вручение и представил в качестве возражения документ от 15 мая 2023 года, на который я ссылался, это все равно не дало бы ответа на иск, потому что вся коммерческая цель дополнительного соглашения № 3, как я понимаю, заключалась в том, чтобы на специальном целевом счете была сумма, которая будет ожидать решения этого суда на более поздней стадии по существу, если ответчик захочет утверждать, что какая-то другая сумма на самом деле причитается и что СУС и инженер ошиблись в том, что они рекомендовали. Таким образом, даже если бы было подтверждение вручения и возражение, это, как мне кажется, не помогло бы ответчику", – указывается в постановлении.
В итоге суд МФЦА распорядился, чтобы было вынесено решение в отношении ответчика на сумму 2,2 млрд тенге, оставляя за ним право предъявить любое заявление или иск.
Судя по информации в открытом доступе, более 10 лет назад Sinohydro принялась за строительство участка автодороги Западная Европа – Западный Китай, тогда ее обвиняли в нелегальной добыче суглинков. Кроме того, общественники утверждали, что в 2011 году на участке реконструкции трассы Самара – Шымкент, км 2183-2216, китайская компания якобы укладывала грунт с большим содержанием соли.
В 2017 году Sinohydro получила подряд на реконструкцию участка км 2214-2295 (81 км) Курты – Бурылбайтал автодороги Астана – Караганда – Балхаш – Алматы. Этот проект был профинансирован за счет займа у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), сейчас кредит погашается. В годовом отчете "КазАвтоЖола" за 2020 год указывалось, что китайская компания была на тот период задействована на участке км 2005-2152 (147 км) автодороги Балхаш – Бурылбайтал в Жамбылской области и отрезке этой дороги км 1855-1905 (50 км) в Карагандинской области.
Помимо этого, ранее Sinohydro участвовала в тендере ЕБРР и "КазАвтоЖола" по реконструкции участков трассы Атырау – Астрахань, однако не прошла из-за заявленных высоких цен. Как известно, этот проект впоследствии столкнулся с трудностями. СМИ также сообщали, что китайская корпорация отказалась от строительства ветровой электростанции в СКО, перенеся проект в Акмолинскую область. Inbusiness.kz полгода назад писал, что Sinohydro получила крупный подряд на горнодобывающем объекте в Актюбинской области.
По данным финансовой отчетности за 2021 год, за этот отчетный период "КазАвтоЖол" сгенерировал прибыли всего на 127 млн тенге, в 2020 году его убыток достигал 13,6 млрд тенге. Финансовую или годовую отчетность за 2022 год корреспонденту inbusiness.kz найти пока не удалось.
Читайте по теме:
В Казахстане обещают отремонтировать дороги для туристов
267 млн тенге выделят на текущий ремонт участка дороги до границы РФ
Начальники некоторых дорожных пунктов работали с нарушениями