Сборы от платных дорог в Казахстане минувшей осенью оказались под усиленным вниманием общественности. Это произошло с подачи депутатов парламента. В сенате подняли вопрос о том, почему суммы от таких платежей, как утилизационный сбор, плата за проезд по дорогам, поступают не в госбюджет, а квазигосударственным компаниям.
Платежи от проезда по платным трассам аккумулируются в нацкомпании "КазАвтоЖол" (КАЖ). Депутаты привели цифры, согласно которым "КазАвтоЖолу" за 2024 год поступило 52,9 млрд тенге сборов от платных дорог, а за 10 месяцев 2025-го – 79 млрд тенге.
Как выяснил inbusiness.kz несмотря на получение госфинансирования и дохода от платных дорог, КАЖ сегодня является убыточным предприятием.
Пока без государственной поддержки "КазАвтоЖол" не может работать. Это следует из финансовой отчётности предприятия. Показатель EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов) стабильно находится в минусе и падает последние два года. Причина в стабильно высоких расходах на строительство и реконструкцию новых участков, а также их содержание. Каждый год оператор берёт под управление 2000-4000 км дорог. Следовательно, также стабильно будут расти и его расходы.
Доходы нацкомпании растут.Деньги, полученные за проезд по платным дорогам не отражены в отчётности КАЖ. Но социальная значимость такой информации заставляет руководство компании озвучивать эти цифры.
Так, в апреле 2025 года председатель правления АО "КазАвтоЖол" Дархан Иманашев сообщил, что в 2024 году компания собрала 48 млрд тенге платы за проезд по дорогам страны. А в 2025 году размер сборов, по их планам, увеличится до 100 млрд тенге.
Сама компания "КазАвтоЖол" считает главным покупателем своих услуг не население, а государство в лице комитета автодорог министерства транспорта. От принципала, то есть комитета автодорог, КАЖ регулярно получает авансы.
Так, в 2024 году КАЖ получил из бюджета 8,2 млрд тенге, в 2023-м – 27,5 млрд тенге. Это отражено в законе о бюджете РК за соответствующие годы.
Пока модель нацкомпании "КазАвтоЖол" работает. Но только при условии, что КАЖ останется монополистом на этом рынке, а государство не будет строить другие бесплатные участки дорог. Иначе говоря, любая машина, следующая из Алматы в Астану, может не проехать по платным участкам. Такие участки расположены там, где нет альтернативных дорог. Это казахстанское изобретение. В других странах мира платная дорога может существовать, только если есть альтернативный маршрут между городами.
На каком уровне стабилизируются расходы государства на КАЖ, пока неизвестно. Вероятно, что нацкомпания уже выходит на самоокупаемость, так как вливания принципала начали сокращаться, а сумма задолженности контрагентов перед КАЖ в прошлом году резко упала. Это говорит об финансовом оздоровлении нацкомпании.
Республиканский бюджет сокращает расходы на дорожную отрасль. В бюджете 2025 года на это было выделено 438 млрд тенге по четырём программам. В бюджете на 2026 год по этим же четырём программам будет выделено в 4 раза меньше – 107,5 млрд тенге.
При этом "КазАвтоЖол" на выполнение обязательств по договору доверительного управления госимуществом получит из бюджета больше: в бюджете 2025 года было выделено 179,5 млрд тенге, в 2026 году уже 263,1 млрд тенге.
В 2026 году ещё шесть участков дорог станут платными. Плату за проезд компания пока не поднимает.
Читайте по теме:
За какие трассы казахстанцы забывают платить