По данным официальной статистики, объем реализации ячменного напитка на внутреннем рынке по итогам 2021 года составил 770,7 млн литров. Это на 4,8% больше, чем в 2020 году. За последние 5 лет продажи пива выросли на 40%. Да и в целом этот показатель является пиковым значением по крайней мере с 2010 года, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на @DataHub_FCBK.
Покрыть этот растущий спрос казахстанским производителям вполне себе удается. В прошлом году розлив продукции составил 722,1 млн литров (+4,3% к 2020 году) при объеме импорта в 65,8 млн литров (+13,6%). То есть доля казахстанских производителей на внутреннем рынке составляет 91,6%.
Но есть еще и экспорт: по итогам 2021 года было экспортировано 17,2 млн литров казахстанского пива, а это вновь многолетний максимум и плюс 14,2% за год.
Судя по этим цифрам, дела у отечественных производителей обстоят неплохо: спрос на продукцию, в том числе и за рубежом, стабильно растет, производство увеличивается, а конкуренты занимают менее десятой доли рынка.
А что там с крепким алкоголем? Ведь народная "мудрость" гласит: "Пиво без водки – деньги на ветер!"
В начале 2010-х казахстанцы активно потребляли "беленькую": в 2013 году, например, было продано более 73,3 млн литров – это по 200 тыс. литров каждый день!
Но к середине десятилетия реализация "народной" водки стала падать. А вот "интеллигентного" коньяка – расти.
Но потом пришел… Нет, не Бумбо, а коронавирус.
В итоге закрылись рестораны и кафе и крепкий алкоголь стал приобретаться в основном для кухонных посиделок.
И покупалось его так много, что были побиты не только рекорды по продажам коньяка, но даже и восстановлены объемы "сделок В2С" (Business to Consumer) с водкой.
Наверное, государству стоит задуматься над этим уравнением: ведь получается, что карантин = алкоголизм.
Но ограничения прошли, и спрос на коньяк стал падать…
А потребление водки стало расти. В 2021 году на внутреннем рынке объем ее реализации составил 44,2 млн литров, что на 9,3% больше, чем в первом коронавирусном году.
Кстати, почти 80% от потребностей "в беленькой" покрывают отечественные производители.
Неплохо бы, к слову, соотнести цифры продаж алкоголя за последние годы с количеством уплаченных его производителями налогов. Могут получиться интересные результаты.
Что же касается коньяка, то тут показательно следующее: перед новогодними праздниками в декабре 2021 года на внутреннем рынке было продано 1,28 млн литров – это почти на 30% меньше, чем годом ранее.
Общий же объем продаж "французской водки" по итогам всего года составил 11,8 млн литров (-20,4%).
Подведем итог: в 2021 году каждый из 19 млн казахстанцев, включая грудных младенцев, выпил:
- пива – 40,5 литра пива;
- водки – 2,3 литра водки;
- коньяку – 0,62 литра.
Алихан Казбаев