/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 25 083,81 FTSE 100 6 565,80
KASE 2 222,59 Hang Seng 26 109,93
РТС 1 299,69 Brent 49,91
«КазМунайГаз» создаст СП с российским «Лукойлом» для освоения морского участка Женис

«КазМунайГаз» создаст СП с российским «Лукойлом» для освоения морского участка Женис

Стоимость проекта – 50 миллионов долларов.

19 Февраль 2019 07:17 4174

«КазМунайГаз» создаст СП с российским «Лукойлом» для освоения морского участка Женис

Автор:

Кульпаш Конырова

В понедельник окончательно была решена судьба перспективного, по мнению специалистов, морского участка Женис, расположенного в казахстанской части Каспийского шельфа. Напомним, что прогнозные запасы его оцениваются в 100 миллионов тонн условного топлива.

Освоением этого проекта займется СП, куда войдут «КазМунайГаз» и российский нефтегазовый гигант – компания «Лукойл». Такое решение было принято после проведения прямых переговоров в Астане с участием трех сторон: министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева, председателя правления АО «НК «КазМунайГаз» Алика Айдарбаева и президента ПАО «Лукойл» Вагита Алекперова.

Решение было закреплено подписанием двух основополагающих документов. Первый  – это протокол прямых переговоров по предоставлению права недропользования на разведку и добычу углеводородов в рамках совместной деятельности на морском участке Женис казахстанского сектора Каспийского моря. Второй – меморандум о взаимопонимании между министерством энергетики, «КазМунайГазом» и «Лукойлом» (ТОО «Лукойл Казахстан Апстрим»).

Однако последняя точка в судьбе проекта Женис будет поставлена после подписания контракта, который должен быть заключен тремя сторонами в течение месяца.

«Подписание контракта должно состояться после завершения всех необходимых корпоративных процедур в самой компании «Лукойл», а также после оплаты ею подписного бонуса», – сообщил министр энергетики Казахстана г-н Бозумбаев, отвечая на вопросы журналистов после церемонии подписания протокола и меморандума.

В свою очередь глава «Лукойла» Вагит Алекперов уточнил, что все «эти корпоративные процедуры» займут не более месяца, после того как совет директоров компании одобрит эту сделку.

«Размер подписного бонуса составит пять миллионов долларов», – добавил г-н Алекперов.

И уже через месяц после подписания контракта «Лукойл» будет нести определенные финансовые обязательства. Так, расходы этой компании на проведение двух этапов геологоразведки могут составить не менее 350 миллионов долларов (50 миллионов на первый этап и 300 миллионов – на второй этап разведочных работ. – Прим. автора).

«Геологоразведочный период может занять от семи до девяти лет. В случае удачи (обнаружения нефти) далее последуют многомиллиардные инвестиции, так как освоение любых морских проектов требует установки сложных и дорогостоящих гидротехнических сооружений», – перечислил г-н Алекперов.

Кроме этого, «Лукойл» согласно договоренности с казахстанской стороной берет на себя обязательства по обеспечению высокой доли местного содержания в кадрах. Так, руководители из местных должны составлять 50%, руководители структурных подразделений – 80%, по специалистам – 90%, квалифицированные рабочие – 100%, а также в работах и услугах не менее 50%.

Российская компания решила пойти на такие расходы и условия, после того как Казахстан со своей стороны предпринял конкретные шаги по заметному ослаблению законодательства в сфере недропользования.

«Изменения, которые внесла казахстанская сторона в законодательство, создали основу, чтобы инвестиции в эту сферу стали привлекательными. Новые изменения учитывают огромные капитальные затраты, которые несет компания-инвестор по освоению морских месторождений. Формула рентабельности, которая теперь заложена в новых законах, позволяет нам в течение семи лет обеспечить возврат собственных инвестиций», – пояснил г-н Алекперов.

В течение двух последующих месяцев будет известно также, возьмется ли «Лукойл» за освоение еще одного морского участка в Казахстане – проекта IH2. Это станет известно после завершения новых переговоров российской компании с «КазМунайГазом».

«И Женис, и IH2 – эти два проекта станут «первыми ласточками», после того как мы внесли изменения в действующее законодательство, связанные с облегчением налогового бремени для компаний, занимающихся освоением морских проектов. После того как мы дадим толчок этим двум проектам, это станет показателем того, что мы проводим правильную политику по привлечению иностранных инвестиций в нашу экономику», – резюмировал Канат Бозумбаев.

Кульпаш Конырова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

А была ли диверсия? – 2

Кто заплатит за некондиционную нефть – вопрос, на который до сих пор нет ответа.

10 Февраль 2020 18:02 3802

А была ли диверсия? – 2

Кто виноват?

Удивительная картина складывается вокруг ситуации с «грязной нефтью» в трубопроводе «КазТрансОйла». И национальный оператор в лице «КазТрансОйла», и виновник загрязнения – компания «CNPC – Актобемунайгаз» хранят молчание о том, кто же, наконец, понесет наказание за возникновение этой ЧС.

Напомним, ранее пресс-служба АО «КазТрансОйл» распространила сообщение о том, что 16 января 2020 года при приеме нефти от компании «Актобемунайгаз» в систему магистральных нефтепроводов «КазТрансОйла» по результатам испытаний качества нефти было обнаружено превышение хлорорганических соединений.

Как известно, появление «грязной нефти» отрицательно сказалось на обязательствах Казахстана перед Россией по экспорту ее сырья в соседний Китай. Чтобы не нарушить международные договоренности, минэнерго Казахстана пришлось в спешном порядке менять график загрузки двух казахстанских НПЗ (Шымкентского и Павлодарского).

Поясним, по схеме замещения (СВОП-операции. – Прим. автора) Россия по своему трубопроводу поставляла свою же нефть на Павлодарский НХЗ (со времен СССР технологически был ориентирован на переработку нефти из месторождений Западной Сибири в России. – Прим. автора).

Чтобы не сорвать обязательства перед Россией, те объемы, что предназначались для ПНХЗ, Казахстан напрямую отправлял в Китай.

Параллельно по трубопроводу «КазТрансОйла» до Поднебесной шли определенные объемы чисто казахстанской нефти. Однако из-за ее загрязнения хлором экспорт в Китай, но теперь уже нашей, казахстанской нефти по трубопроводу «КазТрансОйла» был приостановлен.

Министр энергетики Нурлан Ногаев на прошлой неделе на вопрос журналистов об этом затруднился назвать, когда же экспорт нашей нефти в Китай возобновится.

В таком случае возникает вполне логичный вопрос, какой объем «грязной нефти» попал в нефтепровод «КазТрансОйла». Информационный портал inbusiness.kz отправил официальные запросы и в «CNPC – Актобемунайгаз» и в АО «КазТрансойл», в которых были заданы соответствующие вопросы об общем объеме загрязенной нефти и о причинах загрязнения. Полученные ответы и от «CNPC – Актобемунайгаз» и от «КазТрансОйла», мало сказать, разочаровали нас. Ни на один поставленный нами вопрос ответа мы не получили, а лишь обтекаемые формулировки, что, мол, ведется работа над устранением возникшей ситуации.

Что делать?

Не получив вразумительного ответа официально, inbusiness.kz попытался выяснить причины появления «грязной нефти» из своих источников (читайте в ранее опубликованном материале «А была ли диверсия?»).

Напомним, осведомленные собеседники из нефтегазовых кругов пояснили корреспонденту inbusiness.kz, что причина «грязной нефти» кроется в бесконтрольном нарушении технологии использования различных присадок при добыче нефти.

Напомним, что, по словам нашего источника, «при извлечении нефти из скважин некоторые компании злоупотребляют с химреагентами (необходимы при очистке нефти. – Прим. автора)».

По словам специалистов, хлорорганические соединения нередко используются при добыче нефти для повышения нефтеотдачи пласта или борьбы с отложениями парафина в скважине.

«Вторая причина – это дешевые химреагенты. А дешевое хорошим не бывает – общеизвестное правило. И качество приобретаемых химреагентов – это тема отдельного разговора, так как рынок этот неконтролируемый, предложений много. И это тоже чей-то большой бизнес», – сообщил нам один из наших источников при работе над предыдущим материалом.

Другой наш источник из нефтегазовых кругов также подтвердил, что «на «CNPC – Актобемунайгаз» (компания в 1997 году была полностью выкуплена крупнейшей корпорацией Китая – CNPC. – Прим. автора) закупали дешевые присадки у другой китайской компании».

Кстати, аналогичная чрезвычайная ситуация произошла весной прошлого года в системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть», когда большие объемы нефти, что шли на экспорт в Беларусь, Польшу Венгрию, Чехию, Германию, имели высокую концентрацию хлорорганических соединений.

Многие покупатели из европейских стран и Беларуси тогда отказались от покупки «грязной нефти». Высокое содержание хлора в сырье приводит к сильной коррозии оборудования на нефтеперерабатывающих заводах. Отказы обернулись большими финансовыми потерями для «Транснефти».

Так, в общем объеме «грязной нефти» оказалось 699 тысяч тонн от казахстанских компаний. По данным агентства Reuters, «Транснефти» пришлось выплатить казахстанским компаниям компенсацию в размере 76 миллионов долларов США.

Руководство «Транснефти» заявило тогда, что экспортируемую нефть умышленно загрязнили хлорорганическими соединениями. По факту инцидента было возбуждено уголовное дело об умышленном загрязнении нефти, четыре человека тогда были отправлены под домашний арест.

В июле 2019 года был задержан бывший гендиректор компании ООО «Самаратранснефть-терминал» Роман Ружечко, подозреваемый российскими следователями в причастности к загрязнению нефтепровода. После задержания стало известно, что Ружечко обратился к властям Литвы за политическим убежищем.

Узнав, как жестко подошли в России к наказанию тех, кто оказался виновным в возникновении «грязной нефти», возникает еще несколько неудобных вопросов, как для руководства «CNPC – Актобемунайгаз», так и для «КазТрансОйла»: «Кто же у нас понесет наказание за грязную нефть и возникновение нештатной ситуации на Павлодарском НХЗ?»

Кульпаш Конырова

Казахстан возобновит экспорт нефти в Китай в ближайшее время

Экспорт нефти в КНР был приостановлен, сообщает inbusiness.kz.

04 Февраль 2020 11:33 2789

Казахстан возобновит экспорт нефти в Китай в ближайшее время

Фото: azh.kz

По словам министра энергетики Нурлана Ногаева, Казахстан планирует возобновить экспорт нефти в Китай через трубопроводы "КазТрансОйла".

"Пока экспорта в Китай нет. Вообще нет. Остановлен. В ближайшие дни мы планируем его восстановить", – сказал он.

Отметим, что экспорт был приостановлен из-за распространения загрязненной хлорорганическими соединениями нефти за пределы трубопроводной системы страны. Это было обнаружено 16 января текущего года. В результате экспорт казахстанской нефти в Китай и замещен российскими транзитными ресурсами.

По словам Ногаева, комиссия продолжает работать, и предварительных объемов загрязненной нефти у министерства пока нет.

Дана Карина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: