"КазМунайГаз" свои обещания пока выдерживает"

Артур Мискарян Артур Мискарян
5539

Министр энергетики рассказал о ценообразовании топлива и модернизации НПЗ.

"КазМунайГаз" свои обещания пока выдерживает" Фото: ortcom.kz

Из выступления министра Каната Бозумбаева на пресс-конференции в СЦК следует, что с начала ноября в Казахстан из Российской Федерации импортировано 89 тысяч тонн Аи-92, ожидается, что до конца года с российских НПЗ будет импортировано еще 100 тысяч тонн бензина марки Аи-92/93. При этом, по данным Минэнерго, запасы самой востребованной марки бензина на отечественных нефтебазах составляют 193,8 тысячи тонн.

В настоящее время завершен плановый ремонт на НПЗ в Павлодаре, первая партия Аи-92 была отправлена с завода 11 ноября. Продолжается реконструкция НПЗ в Шымкенте и Атырау. Ожидается, что по завершении модернизации шымкентского НПЗ в первом полугодии следующего года на заводе будет увеличена мощность по переработке (до шести миллионов тонн нефти в год) и повышение качества нефтепродуктов до уровня "Евро-4", "Евро-5".

В декабре текущего года завершится модернизация НПЗ в Атырау, по итогам работ ожидается обеспечение выпуска моторного топлива классов К4, К5 и увеличение мощности завода с 5,0 до 5,5 миллиона тонн в год.

По словам министра, проблема с перебоями поставок топлива может получить два решения – объединение рынка нефтепродуктов в ЕАЭС и создание государственного резерва топлива для непредвиденных ситуаций.

"Когда любой из НПЗ становится на ремонт или любая из установок выходит из строя – это чувствительно для нашего рынка. Объединение в один большой рынок нефти и нефтепродуктов, который будет в Евразийском союзе, должно в основном снять такие вопросы. Кроме того, мы сейчас прорабатываем в правительстве вопрос о создании некоего резерва по дизельному топливу, бензину и авиакеросину на случай поломок или остановок", – сказал Канат Бозумбаев.

В ходе пусковых мероприятий на ПНХЗ, следует из доклада министра в СЦК, было обнаружено повреждение на установке производства водорода, необходимого для производства дизельного топлива. Ремонт установки может затянуться до конца декабря этого года. Это может повлечь снижение производства дизельного топлива на ПНХЗ в ноябре и декабре со 150 тысяч до 25 тысяч тонн ежемесячно. Снижение производства дизельного топлива планируется компенсировать импортом из РФ, кроме того, за счет дополнительной загрузки нефтью принято решение по увеличению производства ДТ на Атырауском НПЗ с первоначально запланированных 96 тысяч тонн до 120 тысяч тонн.

"Авария повлияла только в той части, что "КазМунайГаз" должен импортировать 90 тысяч тонн и наши небольшие компании где-то 20-30 тысяч тонн из России в ноябре и также, наверное, в декабре. Речь идет об импорте летнего и межсезонного топлива. Летнее больше используется на юге страны, будет -10 градусов – летнее топливо использовать будет невозможно. Межсезонное держит до -20 градусов, его тоже импортируют, основные четыре сети не меняют цену на это топливо", – прокомментировал Канат Бозумбаев.

Решения по направлениям и отгрузке нефтепродуктов, исходя из данных ежедневного мониторинга ситуации на нефтебазах, по словам министра, принимаются в ручном режиме. С начала месяца с казахстанских НПЗ отгружено порядка 160 тысяч тонн дизельного топлива.

По данным Минэнерго, на 21 ноября "КазМунайГазом" законтрактовано порядка 98 тысяч тонн дизтоплива, 34 тысячи тонн из которых уже отгружены и поступают на АЗС. Совокупный запас дизтоплива – 159,5 тысячи тонн, это удовлетворит потребности страны примерно на 16 дней.

В силу того, что отечественные НПЗ не производят зимнее дизтопливо, потребность в этом виде топлива целиком покрывается российским импортом, отсюда отсутствие у Минэнерго возможности регулирования цен, следует со слов министра энергетики.

"Казахстанские заводы не выпускают зимнее дизельное топливо, и никакая авария ни на каком заводе на стоимость зимнего топлива влиять не может: зимнее топливо на 100% импортируется из Российской Федерации. На зимнее дизельное топливо никаких ограничений министерство энергетики поставить не может по той простой причине, что ценообразование на него не регулируется совсем никак и определяется спросом и предложением. Так было уже много лет", – сказал Канат Бозумбаев.

"По летнему топливу "КазМунайГаз" свои обещания пока выдерживает, на вечер пятницы "КазМунайГаз" завез 24 тысячи или 25 тысяч тонн топлива в страну. Предполагаю, данные пока обрабатываются, что на понедельник уже за 30 тысяч", – добавил министр.

По его словам, в целом в страну завезено уже 80 тысяч тонн летнего и межсезонного топлива из Российской Федерации. "Это к вопросу о том, как чувствителен рынок и какова значимость павлодарского НПЗ в обеспечении основными видами нефтепродуктов", – прокомментировал Канат Бозумбаев.

Артур Мискарян

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться