KazMunayGas International наращивает нефтепереработку

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
6526

По итогам 2017 года планируется переработать почти 5,7 миллиона тонн нефти и альтернативных видов сырья.

KazMunayGas International наращивает нефтепереработку

Общий объем переработки в компании KazMunayGas International по итогам 2017 года составит 5,65 миллиона тонн, в том числе 4,7 миллиона тонн нефти. Остальной объем придется на альтернативное сырье, в том числе биоэтанол, постепенный рост добавок которого прописан действующими в Румынии регламентами. Для сравнения, в 2010 году общий объем переработки составлял 3,5 миллиона тонн, из которых 3,37 миллиона тонн приходилось на собственно нефть.

"За 10 месяцев уже было переработано 4 миллиона 530 тысяч тонн, и в этом году мы планируем достичь показателя более чем 5 миллионов 600 тысяч тонн переработки. Основные этапы модернизации были завершены более пяти лет назад, и это позволило заводу в тот момент получить новый импульс – с 3,5 миллиона тонн практически перейти к 4,9-5 миллионам тонн. Но все эти годы продолжалась работа над непосредственно оптимизацией и повышением эффективности работы отдельных установок и компонентов завода: установки каталитического крекинга, мягкого гидрокрекинга и других", – говорит главный директор по производству и промышленным услугам KazMunayGas International Садуохас Мералиев.

Модернизация главного актива компании – завода Petromidia в Констанце происходила в сложных условиях: в конце 2000-х годов в Европе было закрыто более 20 НПЗ. Однако из того кризиса Petromidia вышел более гибким к внешним изменениям.

"Компания получила завод, который максимально гибок к изменениям конъюнктуры рынков. В настоящее время НПЗ производит в одинаковой степени с высокой долей дизтопливо, бензин, авиакеросин и готов работать по другим видам продукции. Таким образом, KMGI удалось получить высокую синергию в переработке традиционных видов сырья", – отмечает управляющий директор по нефтепереработке и нефтехимии KazMunayGas International Едил Утеков.

В результате модернизации Petromidia стал способен перерабатывать большую долю высокосернистой нефти. К примеру, в 2017 году из 4,7 миллиона тонн нефтепереработки на высокосернистую нефть придется 3,9 миллиона тонн, в то время как в 2010 году из 3,5 миллиона тонн нефтепереработки на высокосернистую нефть приходилось всего два миллиона тонн. С учетом того, что высокосернистая нефть торгуется на рынке с дисконтом к "легким" сортам нефти, компания увеличивает свои доходы на переработке каждой тонны смеси с более высоким содержанием высокосернистой нефти. 

"Мы покупаем нефть, и стоит задача выпускать больше продукции, которая дороже нефти. Что дороже нефти? Дороже нефти бензин, LPG – сжиженный газ, нефтехимические газы, керосин и дизель. Что дешевле нефти? Котельное топливо или мазут, кокс, сера, нефтяные газы, которые мы потребляем в качестве топлива. У нас сегодня примерно 85-86% выпускаемой из 100% нефти продукции дороже нефти, 14% вместе с потерями – дешевле. Стоит задача вот эти 86% увеличить, эти 14% уменьшить", – сказал главный директор по производству и промышленным услугам KazMunayGas International Садуохас Мералиев.

Среднесуточная переработка в октябре составила 18 тысяч тонн, а в целом по году – 16,3 тысячи тонн. Для сравнения, в 2010 году среднесуточная переработка составляла 10,4 тысячи тонн. При этом индекс энергоемкости снизился до 100,52 по итогам 10 месяцев 2017 года – против 120 в 2010 году. Что касается стоимости переработки, то расходы на переработку одной тонны нефти снижаются. В 2010 году расходы на переработку одной тонны составляли 30,7 доллара – на сегодня этот показатель составляет 15,6 доллара на тонну.

Компания следует общеевропейским трендам – на континенте прогнозируется снижение доли дизельного топлива в общем объеме потребляемого автомобилями топлива. Дело в том, что во время модернизации румынского НПЗ на европейском рынке было принято соотношение потребления топлива "один литр бензина – три литра дизтоплива". Petromidia был модернизирован по формуле "один литр бензина – два литра дизтоплива", и, как показало время, не зря. Дело в том, что в настоящее время "маятник" качнулся в другую сторону. Теперь доля дизтоплива в потреблении европейского рынка постепенно снижается. К примеру, в настоящее время выпуск автомобилей с бензиновыми двигателями практически сравнялся с количеством выпускаемых автомобилей с дизельными двигателями. В связи с этим в компании работают над тем, чтобы увеличить долю бензина и авиакеросина в общем выпуске топлива.

KazMunayGas International планирует начать с обеспечения поставок авиакеросина в несколько румынских региональных аэропортов. Но главная цель – крупнейший аэропорт страны, Международный аэропорт имени Хенри Коандэ, крупнейший аэропорт Румынии, расположенный в 16 км к северо-западу от Бухареста, в пригороде Отопень. Для оперативной доставки авиатоплива потребуется построить хранилище авиатоплива поближе к Бухаресту, например на втором НПЗ "Вега" в городе Плоеште. Это позволит оперативно доставлять авиакеросин до точек основного его потребления.

"Также мы рассматриваем различные вопросы по диверсификации логистических маршрутов. Возможность продажи, допустим, реактивного топлива или его компонентов с НПЗ "Веги". Потому что очень хорошее географическое расположение, ближе к аэропорту Отопень от "Веги" по сравнению с Констанцей", – отмечает управляющий директор по нефтепереработке и нефтехимии KazMunayGas International Едил Утеков.

Рост производства авиакеросина позволит не только следовать рыночным трендам потребления разных видов топлива, но и увеличить маржинальность нефтепереработки – авиакеросин стоит дороже дизтоплива. Каковы перспективы по увеличению производства авиакеросина? Если в настоящее время производится порядка 250 тысяч тонн керосина, то в 2018 году планируется увеличить его производство до 300 тысяч тонн. Цель – довести производство авиатоплива до 350 тысяч тонн в год.

Кроме того, одной из потенциальных точек роста для KMGI в Румынии выступает нефтехимия, на продукцию которой есть растущий спрос, как внутри страны, так и за ее пределами. В связи с этим компания намерена наращивать выпуск нефтехимической продукции. В настоящее время компания может производить ежегодно 60 тысяч тонн полиэтилена высокой плотности и аналогичное количество полиэтилена низкой плотности, 90 тысяч тонн полипропилена.

Кроме того, на НПЗ "Вега" компания производит специальные продукты: гексан, экологические растворители, уайт-спирит для лакокрасочной промышленности и битум. KazMunayGas International является единственным производителем битума в Румынии, покрывая порядка 25% от общей потребности страны в битуме. Таким образом, у компании есть возможность увеличить производство битума.

"Сам завод был модернизирован в 2007-2008 годы. В настоящее время он производит порядка 11-12 тысяч тонн битума. Стоит отметить, что в отличие от бензина и дизтоплива, где только в Румынии работает три НПЗ, в производстве битума еще есть куда стремиться – "Вега" покрывает примерно 25% потребности румынского рынка", – говорит управляющий директор по нефтепереработке и нефтехимии KazMunayGas International Едил Утеков.

В связи с этим в компании рассматривают возможность как увеличения производства битума в городе Плоешть, так и организации производства битума на заводе в Констанце.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться