/img/tv1.svg
RU KZ
KazMunayGas International наращивает нефтепереработку

KazMunayGas International наращивает нефтепереработку

По итогам 2017 года планируется переработать почти 5,7 миллиона тонн нефти и альтернативных видов сырья.

10:00 13 Декабрь 2017 4693

KazMunayGas International наращивает нефтепереработку

Автор:

Жанболат Мамышев

Общий объем переработки в компании KazMunayGas International по итогам 2017 года составит 5,65 миллиона тонн, в том числе 4,7 миллиона тонн нефти. Остальной объем придется на альтернативное сырье, в том числе биоэтанол, постепенный рост добавок которого прописан действующими в Румынии регламентами. Для сравнения, в 2010 году общий объем переработки составлял 3,5 миллиона тонн, из которых 3,37 миллиона тонн приходилось на собственно нефть.

«За 10 месяцев уже было переработано 4 миллиона 530 тысяч тонн, и в этом году мы планируем достичь показателя более чем 5 миллионов 600 тысяч тонн переработки. Основные этапы модернизации были завершены более пяти лет назад, и это позволило заводу в тот момент получить новый импульс – с 3,5 миллиона тонн практически перейти к 4,9-5 миллионам тонн. Но все эти годы продолжалась работа над непосредственно оптимизацией и повышением эффективности работы отдельных установок и компонентов завода: установки каталитического крекинга, мягкого гидрокрекинга и других», – говорит главный директор по производству и промышленным услугам KazMunayGas International Садуохас Мералиев.

Модернизация главного актива компании – завода Petromidia в Констанце происходила в сложных условиях: в конце 2000-х годов в Европе было закрыто более 20 НПЗ. Однако из того кризиса Petromidia вышел более гибким к внешним изменениям.

«Компания получила завод, который максимально гибок к изменениям конъюнктуры рынков. В настоящее время НПЗ производит в одинаковой степени с высокой долей дизтопливо, бензин, авиакеросин и готов работать по другим видам продукции. Таким образом, KMGI удалось получить высокую синергию в переработке традиционных видов сырья», – отмечает управляющий директор по нефтепереработке и нефтехимии KazMunayGas International Едил Утеков.

В результате модернизации Petromidia стал способен перерабатывать большую долю высокосернистой нефти. К примеру, в 2017 году из 4,7 миллиона тонн нефтепереработки на высокосернистую нефть придется 3,9 миллиона тонн, в то время как в 2010 году из 3,5 миллиона тонн нефтепереработки на высокосернистую нефть приходилось всего два миллиона тонн. С учетом того, что высокосернистая нефть торгуется на рынке с дисконтом к «легким» сортам нефти, компания увеличивает свои доходы на переработке каждой тонны смеси с более высоким содержанием высокосернистой нефти. 

«Мы покупаем нефть, и стоит задача выпускать больше продукции, которая дороже нефти. Что дороже нефти? Дороже нефти бензин, LPG – сжиженный газ, нефтехимические газы, керосин и дизель. Что дешевле нефти? Котельное топливо или мазут, кокс, сера, нефтяные газы, которые мы потребляем в качестве топлива. У нас сегодня примерно 85-86% выпускаемой из 100% нефти продукции дороже нефти, 14% вместе с потерями – дешевле. Стоит задача вот эти 86% увеличить, эти 14% уменьшить», – сказал главный директор по производству и промышленным услугам KazMunayGas International Садуохас Мералиев.

Среднесуточная переработка в октябре составила 18 тысяч тонн, а в целом по году – 16,3 тысячи тонн. Для сравнения, в 2010 году среднесуточная переработка составляла 10,4 тысячи тонн. При этом индекс энергоемкости снизился до 100,52 по итогам 10 месяцев 2017 года – против 120 в 2010 году. Что касается стоимости переработки, то расходы на переработку одной тонны нефти снижаются. В 2010 году расходы на переработку одной тонны составляли 30,7 доллара – на сегодня этот показатель составляет 15,6 доллара на тонну.

Компания следует общеевропейским трендам – на континенте прогнозируется снижение доли дизельного топлива в общем объеме потребляемого автомобилями топлива. Дело в том, что во время модернизации румынского НПЗ на европейском рынке было принято соотношение потребления топлива «один литр бензина – три литра дизтоплива». Petromidia был модернизирован по формуле «один литр бензина – два литра дизтоплива», и, как показало время, не зря. Дело в том, что в настоящее время «маятник» качнулся в другую сторону. Теперь доля дизтоплива в потреблении европейского рынка постепенно снижается. К примеру, в настоящее время выпуск автомобилей с бензиновыми двигателями практически сравнялся с количеством выпускаемых автомобилей с дизельными двигателями. В связи с этим в компании работают над тем, чтобы увеличить долю бензина и авиакеросина в общем выпуске топлива.

KazMunayGas International планирует начать с обеспечения поставок авиакеросина в несколько румынских региональных аэропортов. Но главная цель – крупнейший аэропорт страны, Международный аэропорт имени Хенри Коандэ, крупнейший аэропорт Румынии, расположенный в 16 км к северо-западу от Бухареста, в пригороде Отопень. Для оперативной доставки авиатоплива потребуется построить хранилище авиатоплива поближе к Бухаресту, например на втором НПЗ «Вега» в городе Плоеште. Это позволит оперативно доставлять авиакеросин до точек основного его потребления.

«Также мы рассматриваем различные вопросы по диверсификации логистических маршрутов. Возможность продажи, допустим, реактивного топлива или его компонентов с НПЗ «Веги». Потому что очень хорошее географическое расположение, ближе к аэропорту Отопень от «Веги» по сравнению с Констанцей», – отмечает управляющий директор по нефтепереработке и нефтехимии KazMunayGas International Едил Утеков.

Рост производства авиакеросина позволит не только следовать рыночным трендам потребления разных видов топлива, но и увеличить маржинальность нефтепереработки – авиакеросин стоит дороже дизтоплива. Каковы перспективы по увеличению производства авиакеросина? Если в настоящее время производится порядка 250 тысяч тонн керосина, то в 2018 году планируется увеличить его производство до 300 тысяч тонн. Цель – довести производство авиатоплива до 350 тысяч тонн в год.

Кроме того, одной из потенциальных точек роста для KMGI в Румынии выступает нефтехимия, на продукцию которой есть растущий спрос, как внутри страны, так и за ее пределами. В связи с этим компания намерена наращивать выпуск нефтехимической продукции. В настоящее время компания может производить ежегодно 60 тысяч тонн полиэтилена высокой плотности и аналогичное количество полиэтилена низкой плотности, 90 тысяч тонн полипропилена.

Кроме того, на НПЗ «Вега» компания производит специальные продукты: гексан, экологические растворители, уайт-спирит для лакокрасочной промышленности и битум. KazMunayGas International является единственным производителем битума в Румынии, покрывая порядка 25% от общей потребности страны в битуме. Таким образом, у компании есть возможность увеличить производство битума.

«Сам завод был модернизирован в 2007-2008 годы. В настоящее время он производит порядка 11-12 тысяч тонн битума. Стоит отметить, что в отличие от бензина и дизтоплива, где только в Румынии работает три НПЗ, в производстве битума еще есть куда стремиться – «Вега» покрывает примерно 25% потребности румынского рынка», – говорит управляющий директор по нефтепереработке и нефтехимии KazMunayGas International Едил Утеков.

В связи с этим в компании рассматривают возможность как увеличения производства битума в городе Плоешть, так и организации производства битума на заводе в Констанце.

Жанболат Мамышев

https://inbusiness.kz/ru/images/original/12/images/0WNUqSWA.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/12/images/J3Eu5eAP.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/12/images/kHuLnzys.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/12/images/6FYXRCFe.jpg

KMG International продолжит охоту за активами

Коммерческий суд Лондона поддержал прошение румынской «дочки» «КазМунайГаза» в борьбе за наследие Rompetrol.

29 Май 2018 07:00 12130

Коммерческий суд Лондона в начале мая постановил, что румынская дочка казахстанской нефтегазовой нацкомпании «КазМунайГаз» KMG International может продолжать прилагать усилия для исполнения арбитражного решения на сумму 200 млн долларов против активов бывшего директора, обвиненного в растрате средств, в то время как правоохранительные мероприятия продолжаются по всему миру. Об этом сообщает веб-сайт globalarbitrationreview.com.

«Исходя из публичных материалов дела, 9 мая 2018 года английский суд принял решение в пользу дочерней компании «КазМунайГаз» («КМГ») – KMG International N.V. (KMGI) в долгоиграющей саге, связанной с приведением в исполнение арбитражного решения по регламенту Нидерландского арбитражного института на сумму 200 миллионов долларов», – пояснил в электронном ответе на запрос abctv.kz глава практики по разрешению споров, связанных с Россией и странами СНГ, Osborne Clarke Артем Дудко.

По его информации, в 2007-2009 годах «КМГ» приобрел румынскую нефтегазовую компанию The Rompetrol Group у DP Holding (DP). Компанией руководил и владел румынский миллиардер Дан Костаке Патричиу. Частью сделки по приобретению акций Rompetrol была гарантия DP о возмещении ущерба и ограждении от ответственности в отношении уголовного дела, проходящего на тот момент в Румынии в связи с обвинением в коррупции сотрудников Rompetrol и румынских госслужащих. Согласно аргументации «КазМунайГаза», DP и Патричиу дали корпоративную и персональную гарантию выплатить ущерб казахстанской госкомпании при получении первого уведомления об иске в отношении оговорки об ограждении от ответственности.

«В 2015 году румынский уголовный суд вынес решение против Rompetrol и постановил, что компания обязана выплатить 232 миллиона долларов, присвоенных незаконным путем от добычи нефти в Ливии. DP отказалась выплатить эту сумму по гарантии, данной в рамках договора о купле-продаже акций Rompetrol. В 2016 году KMGI начал арбитражный процесс против DP и наследства Патричиу. Нидерландский арбитражный институт вынес решение на сумму 200 миллионов долларов против DP в апреле 2016 года, и в окончательном решении в феврале 2017 года было оговорено, что бенефициары наследства Патричиу несут ответственность за любую сумму, не уплаченную DP», – уточнил в комментарии Дудко.

В результате, по словам британского юриста, KMGI инициировал разбирательства во множестве юрисдикций против DP и бенефициаров наследства Патричиу, чтобы привести в исполнение решение нидерландского арбитражного института. Кроме того, дочерняя компания «КазМунайГаза» подала иски против ее бывшего управляющего и генерального директора Мелании Анны Чен и Chipper Management Limited в английском Высшем суде. В них KMGI потребовал компенсацию от ответчиков в размере примерно 60 миллионов фунтов за незаконное отчуждение активов и акций немецкой компании Novero GBbH, косвенно принадлежащей DP, чтобы лишить KMGI возможности привести в исполнение арбитражное решение.

«В KMGI заявляют, что Чен и/или Chipper Management Limited перевели акции Novero с DP через несколько карибских компаний, перед тем как DP была продана английской компании Laird plc. Оба ответчика оспаривают юрисдикцию английского суда по рассмотрению иска KMGI и заявляют, что суд Голландии имеет соответствующую юрисдикцию по этому делу. Заявление ответчиков обосновано тем, что деликтное заявление KMGI по правилам Гражданского кодекса Голландии должно рассматриваться в Голландии. Заявления ответчиков были отклонены. Английские судьи, особенно в разрешении международных коммерческих споров, очень часто сталкиваются с вопросами иностранного права, но они, как правило, решают эти вопросы на основе экспертных показаний. Это же решение и было принято судьей, рассматривающей эти заявления», – разъяснил Артем Дудко в письме abctv.kz. Отметим, что, по данным британской Financial Times, представители Казахстана часто участвуют в разбирательствах коммерческих судов Лондона. За последний год казахстанские лица были задействованы в 31 судебном процессе, уточняет издание. Большое количество процессов с участием казахстанских компаний или сторон FT объясняет продолжающимся комплексным разбирательством БТА Банка для взыскания активов у Мухтара Аблязова. По этому делу с 2011 года было вынесено 75 решений английского суда.

Данияр Сериков

KazMunayGas International поборется за европейского клиента

Компания планирует наращивать доли рынка в Румынии и близлежащих странах.

04 Декабрь 2017 13:25 4882

Компания KazMunayGas International (дочерняя структура АО «НК «КазМунайГаз») имеет в своем составе несколько перерабатывающих активов в Румынии. Прежде всего, это НПЗ Petromidia близ румынского города Констанца. После того как казахстанский инвестор провел модернизацию завода, он способен производить топливо стандарта евро-5, перерабатывая при этом разные сорта нефти. Параллельно завод увеличил свою мощность. Если в 2010 году НПЗ выпустил 3,4 млн тонн готовой продукции (бензин, дизтопливо, авиакеросин, сжиженный газ), то в 2017 году речь идет уже о 5,5 млн тонн. Вместе с тем, румынская ситуация в ритейле радикально отличается от казахстанской. Казахстан, где модернизация всех трех НПЗ еще не закончилась, вынужден продолжать импортировать светлые нефтепродукты из РФ. В Румынии производится достаточно продукции внутри страны, а также за потребителя борются иностранные компании. Поэтому в Румынии ключевой задачей является продать уже произведенный продукт оптовому или розничному покупателю.

Румынский рынок характеризируется высокой конкуренцией между несколькими крупными игроками, а также небольшими сетями. Крупнейшим игроком является австрийская OMV Petrom, занимающая порядка 42-43% рынка. KazMunayGas International, работающий в Румынии под брендом Rompetrol, российский «Лукойл» и венгерский Mol имеют доли рынка в 15-16%. Собственные НПЗ в Румынии имеют KazMunayGas International, OMV и «Лукойл», обеспечивающие оперативную доставку топлива до АЗС. Остальные более мелкие участники рынка: SOCAR, имеющий порядка 40 АЗС, «Газпром» с порядка 15 АЗС и другие компании, делят оставшуюся долю рыночного пирога.

Таким образом, продать произведенное на НПЗ топливо KazMunayGas International может по большей части в собственной сети АЗС плюс небольшим сетям заправок, на которые приходится 12-13% рынка.

В этой связи возрастает роль крупных оптовых покупателей в лице промышленных и автотранспортных предприятий, сельхозпредприятий и строительных компаний. Генеральный директор Rompetrol Downstream Владислав Руснак отмечает рост таких продаж в последние годы. Для этого KazMunayGas International строит специальную инфраструктуру непосредственно на территории данных предприятий, куда поставляется топливо – переносные резервуары 5, 9 и 20 кубометров.

Что касается собственно сети АЗС, то KazMunayGas International имеет в Румынии 379 работающих АЗС.

«У нас есть разнотипные АЗС. Есть 140 полноформатных АЗС с отличными «проливами» (продажи ГСМ – прим. автора). Есть франчайзинговые заправки – у них поменьше «проливы». Экспресс-станции находятся в отдаленных районах и на дорогах второстепенной важности. По количеству у нас 379 заправок», - сообщил Владислав Руснак abctv.kz.

Компания регулярно отслеживает эффективность работы сети АЗС под брендом Rompetrol. Это особенно важно в случае 113 франчайзинговых АЗС, где независимый предприниматель получает от компании внешнее оформление, бренд, и покупает топливо исключительно от Rompetrol и самостоятельно управляет заправкой.

«Мы им просто даем топливо оптом на определенных условиях. И мы следим за тем, чтобы там все стандарты соблюдались», - отмечает г-н Руснак.

Компания не идет на простое наращивание количества АЗС. Тут важно качество менеджмента на местах и другие детали. Цель же – увеличение «проливов», то есть продаж топлива на каждой конкретной АЗС, и достижение ею намеченных параметров. В связи с этим число франчайзинговых АЗС может как расти, так и уменьшаться, что и происходило в последнее время.

«Раньше франчайзинговых АЗС было около 140, но часть из них была неприбыльной, то есть продавали мало топлива. Мы поставили определенные требования к ним, сделав отбор. Те АЗС, которые не отвечали этим требованиям или не захотели инвестировать в развитие, были исключены», - продолжает Владислав Руснак.

Кроме того, под брендом Rompetrol работает 126 экспресс-АЗС. Это небольшие мобильные станции контейнерного типа, которые находятся в отдаленных сельских населенных пунктах и на второстепенных автодорогах.

KazMunayGas International практически завершил программу ребрендинга в Румынии. В Грузии, Молдове и Болгарии она также близится к завершению. Компания намерена нарастить свою долю в Румынии на минимум 5% в ближайшие три года. Для этого изучается целый спектр вопросов. Если говорить о строительстве новых станций, то в настоящее время рассматривается, прежде всего, столица Румынии – Бухарест. Дело в том, что АЗС под брендом Rompetrol пока более представлены в регионах, чем в столице.

«Соответственно, Бухарест – наше стратегическое направление, где мы хотим насытить рынок и, скажем так, вести очень интенсивное строительство наших заправок», - говорит главный директор по развитию ритейла KMG International Бауыржан Нугуманов.

Кроме того, речь идет и о строительстве станций на новых автодорогах. Что касается строительства АЗС, то только в этом году уже открылось 8 АЗС.

«У нас есть проект по открытию еще 20 заправок в самом ближайшем будущем. 8 мы уже открыли. Еще 12 планируем открыть в следующем году, то есть мы хотим расширяться», - уточняет планы по строительству АЗС в Румынии Владислав Руснак.

Из общего объема производимой продукции в прошлом году через ритейл каналы в Румынии, Грузии, Болгарии и Молдове было продано около 2,9 млн тонн бензина и дизтоплива. За 10 месяцев текущего года этот показатель уже составил около 2,7 млн тонн ГСМ.

Поскольку продажа топлива через ритейл каналы более маржинальна – порядка 150 долларов дохода на продаже тонны топлива, то компания планирует наращивать долю ГСМ, проданную через этот канал.

«Так как каналы экспорта у нас менее приоритетные, и мы больше ставим ставку на ритейл, то количество проданного продукта в направлении экспорта, оно ниже. И соответственно баланс уже смещаем. Соотношение: около 60% раньше уходило на экспорт, на сегодня около 60% остается на местных рынках. Это страны ближнего зарубежья и Румыния», - отмечает Бауыржан Нугуманов.

Что касается темпов роста, то продажи KazMunayGas International в румынском ритейле в последние годы растут на 10% ежегодно, в то время как в целом румынский рынок растет на 2-5%. Этого удалось добиться за счет нескольких важных моментов.

Первым из них является изменение операционной модели. Вторым - внешний и внутренний ребрендинг АЗС. Также важным моментом остается активная маркетинговая политика – KazMunayGas International вкладывает достаточно денег в маркетинг. Еще один момент – это изменения внутри нетопливной линии. В небольших городах с населением 5-10 тыс. человек АЗС Rompetrol выполняют необычную роль места, где люди общаются за чашкой кофе в выходные.

«Эти заправки стали местом встречи молодежи. Люди приходят семьями, пьют кофе, потому что это единственное красиво оборудованное место в городе с хорошим обслуживанием. К чему мы стремимся? Чтобы человеку было приятно не просто залить бак своего автомобиля. Каждый визит АЗС должен оставить в памяти потребителя позитивный отзыв и воспоминания», - приводит аргументацию Владислав Руснак.

Потребители могут не только заправить свой автомобиль на АЗС Rompetrol. Под специальным брендом Hei на заправках можно заказать кофе, сэндвичи и другую продукцию и там же поесть, расположившись за столиками. В сети Rompetrol на продажи нетопливных товаров уже приходится порядка 20% прибыли. Этот показатель вырос на 5 процентных пунктов за последние три года. В KazMunayGas International намерены увеличивать эту долю. Н такую возможность указывает и международный опыт - в Западной Европе на нетопливную долю приходится порядка 40% прибыли АЗС.

Чтобы стимулировать продажи на заправках заработают и автомойки. Кроме того, на нескольких АЗС в Бухаресте владельцы электромобилей могут бесплатно зарядить свое авто. Число электромобилей в Румынии пока небольшое и регламент продажи электроэнергии заправками еще не проработан. Вместе с тем, наличие такой услуги формирует лояльного к сети потребителя.

Также клиенты сети могут оплатить топливо, не заходя в саму АЗС. Такую возможность предоставляет разработанная KazMunayGas International услуга Fill&Go.

Что касается розничных цен, то стоимость Аи-95 – бензина с меньшим октановым числом в Румынии уже и не встретить на АЗС, составляет в переводе на тенге более 400 тенге за один литр. Но в конечной цене «на пистолете» порядка половины составляют акцизы, то есть румынский бюджет хорошо финансируется за счет роста продаж топлива. Кроме того, для казахстанского читателя стоит отметить, что в Румынии каждая АЗС даже под одним брендом может ставить свою цену на ГСМ. Поэтому нередко можно увидеть разные цены на АЗС под одним брендом.

На окружающих Румынию рынках также идет серьезная конкуренция с другими игроками. В частности, в Молдове KazMunayGas International занимает порядка 20% рынка в ритейле. А с учетом оптовых продаж другим участникам рынка эта доля доходит до 49%. В целом в Грузии, Молдове и Болгарии порядка 212 АЗС.

Жанболат Мамышев​

Материалы по теме