Казсодержание 2.0: что хочет правительство новыми требованиями по локализации производства

9138

План поэтапного повышения данного показателя как минимум до 60% к 2026 году выглядит в глазах бизнеса весьма амбициозным. 

Казсодержание 2.0: что хочет правительство новыми требованиями по локализации производства  Фото: inbusiness.kz

Напомним, что в рамках реализации послания главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана" министерству торговли и интеграции поручено создать реестр товаров казахстанского происхождения взамен действующих сертификатов формы СТ-KZ и индустриального сертификата. Какие шаги уже есть и что думают об этом сами производители, выяснял inbusiness.kz.

Известно, что депутатами сената парламента РК инициирован проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам определения страны происхождения товаров", который предусматривает поправки. Они затрагивают вопросы как создания самого реестра, так и обеспечивают новые подходы, устанавливающие встречные требования по увеличению доли локализации производства, а также наделение отраслевых государственных органов компетенцией по их формированию.

Как сообщили в ответе на запрос inbusiness.kz в минторговли и интеграции РК, в целях создания прочного промышленного каркаса и экономической самодостаточности Казахстана, в рамках указанного законопроекта кардинально пересмотрены механизмы подтверждения казахстанского происхождения. В частности:

  • принципиальный новый механизм подтверждения происхождения казахстанского товара;
  • пересмотр требований к экспертным организациям и экспертам-аудиторам по определению страны происхождения товаров;
  • применение нового реестра товаров казахстанского происхождения;
  • осуществление государственного контроля в отношении производителей и производственных объектов;
  • повышение статуса экспертных организаций через лицензирование на деятельность по экспертизе страны происхождения товаров.

В минпромстрое сообщили, что создание реестра и в целом перезагрузка механизма подтверждения производственных мощностей повлечет за собой ряд таких положительных эффектов, как:

  • установление встречных требований по увеличению доли локализации производства;
  • прозрачность механизма;
  • определение страны происхождения товаров;
  • эффективный мониторинг и госконтроль за выполнением производителями условий производства;
  • обеспечение поддержки развития производства, позволяющей повысить уровень локализации;
  • конкурентоспособность товаров на рынке;
  • создание новых рабочих мест.

Новые подходы по выдаче сертификатов СТ-KZ распространяются на все отечественные производственные предприятия, в добровольном порядке включенные в реестр и выполняющие условия, технологические операции, устанавливаемые уполномоченными государственными органами.

"В целях минимизации нагрузки для производителей при переходе на новый предлагаемый механизм согласно 2-й статье проекта закона срок реализации реестра установлен с 1 января 2026 года с предусмотрением переходного периода (параллельное использование СТ-KZ и индустриального сертификата до формирования критериев по всем товарам)",   добавили в министерстве.

Как пояснили в ведомстве, расчет внутристрановой ценности при закупке товаров, работ и услуг проводится с целью мониторинга и контроля соблюдения обязательств по закупкам в части внутристрановой ценности. Мониторинг по внутристрановой ценности осуществляется на основе отчетов государственных органов, недропользователей, концессионеров, системообразующих предприятий, национальных компаний и холдингов.

"Сейчас речь идет о нормах, которые ещё не вступили в силу. Законопроектом, в частности, предусматривается введение встречных обязательств бизнеса по повышению уровня локализации при получении ими мер государственной поддержки. Мы считаем подобный подход вполне уместным и разумным. В целом, на наш взгляд, вопрос повышения уровня внутристрановой ценности и местного содержания не должен оставаться исключительной прерогативой потребителей товаров и услуг в лице субъектов регулируемых закупок, таких как недропользователи",  поделился своим мнением с inbusiness.kz  Максим Кононов, первый заместитель исполнительного директора ОЮЛ "Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий".

Более того, на его взгляд, стратегически, без поэтапного повышения уровня локализации у поставщиков товаров достигнуть поставленных президентом задач по повышению доли казахстанского содержания в регулируемых закупках до 2026 года как минимум до 60% будет крайне проблематично. Поэтому данная задача должна решаться комплексно, и упомянутые встречные обязательства являются одним из путей ее решения. Что касается реестра товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, то этот вопрос, считает он, рано комментировать, поскольку в данный момент как раз рассматриваются методика и принципы его ведения. Какой-то определенности в этой части у ассоциации пока нет.

Главный инженер Астанинского весового завода Олег Ким, наоборот, считает, что новые требования по увеличению доли локализации производства только затруднят работу бизнеса.

"Для нас, производителей, чем больше бумаг, тем сложнее работать. СТ-KZ можно было получить просто при минимуме документации. Индустриальный сертификат уже усложнили в три раза. Если новый сертификат по этому же пути пойдет дальше, то для кого он делается и для чего – контроля и ужесточения производства?  Поэтому, как для производителей, для нас это только усложнение. Например, чтобы получить индивидуальный сертификат, нужно бегать месяц-два со сбором документов. Я думаю, что для производителей чем проще, тем лучше",  сказал собеседник.

Отметим, что срок реализации реестра установлен с 1 января 2026 года.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться