"КазТрансОйл" ожидает стимул в тарифах

2657

Вопрос стимулирующего тарифообразования внутренних услуг нефтепроводного оператора прорабатывается с регулятором.

"КазТрансОйл" ожидает стимул в тарифах Фото: kaztransoil.kz

"КазТрансОйл" сейчас прорабатывает вопрос использования метода стимулирующего тарифообразования для своей регулируемой услуги по транспортировке нефти внутри Казахстана с комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ) при минэкономики. Об этом в ходе дня эмитента на онлайн-площадке Казахстанской фондовой биржи (KASE) рассказал заместитель гендиректора нефтепроводного оператора по экономике и финансам Амиржан Оспанов, передает inbusiness.kz.

"Действительно, в настоящее время прорабатывается вопрос по применению стимулирующего метода, в данном случае это для услуг по тепло-, водо-, энергоснабжению. Поэтому мы надеемся, что наш магистральный водовод будет участвовать в этом стимулирующем методе, иметь право на досрочный пересмотр тарифов по стимулирующему методу. Стимулирующий метод позволяет использовать 50% прибыли на те вещи, которые, может быть, не зарегулированы, то есть это еще помимо инвестки (инвестиционной программы. – Прим.) на возврат инвестиций и так далее. По внутреннему рынку на нефть стимулирующий метод  также мы прорабатываем этот вопрос, в настоящее время отрабатываем с регулирующим органом. Они рассматривают эту возможность, и, как только будет информация, мы об этом оперативно сообщим",  сказал топ-менеджер "КазТрансОйл", комментируя вопрос корреспондента inbusiness.kz.

Если вкратце, под стимулирующим тарифообразованием естественных монополий подразумевается стимулирование их ориентации на определенный уровень оптимизации затрат, в случае выполнения которого они смогут использовать часть сэкономленных средств по своему усмотрению. Работа над стимулирующим методом тарифообразования была начата в правительстве несколько лет назад при консультации Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Тогда было запущено несколько пилотных проектов, правда, без особого успеха. Сообщалось, что "КазТрансОйл" одним из первых применит эту методологию, однако ее внедрение было отложено на годы. В сентябре консультанты Всемирного банка представили новый проект стимулирующей тарифной методологии, ее внедрение обсуждается, а реализация может начаться со второй половины следующего года.

К слову, вопрос регулируемого тарифообразования "КазТрансОйл" по перекачке нефти на внутреннем рынке в прошлом году остается предметом судебных разбирательств с КРЕМ. 

"В 2021 году по предписанию счетного комитета КРЕМ утвердил временный компенсирующий тариф (пониженный тариф на прошлый год, переставший действовать с сентября 2022 года. – Прим.). Мы не согласились с ним и подали административный иск. Межрайонный административный суд первой инстанции и коллегия приняли нашу сторону. Верховный суд, к сожалению, отменил решение судов первой и второй инстанций. В настоящее время мы прорабатываем юридическую возможность обжаловать данное решение, по итогам информация будет сообщена дополнительно",  рассказал Оспанов.

Кроме того, претензии у алматинского департамента регулятора возникли к аффилированной с "КазТрансОйл" компании "Мунайтас" по регулируемым тарифам, которые применялись в 2022-2023 годах. Согласно отчетности, ДКРЕМ по Алматы обратился к СП нацкомпании с требованием осуществить перерасчет с грузоотправителями за оказанные в 2022 году и январе-октябре 2023 года услуги на сумму примерно 9 млрд тенге.

"Действительно, на сайте у КРЕМ видна информация о том, что в октябре были снижены для "Мунайтаса" тарифы. Поэтому команда "Мунайтаса" считает, что они имеют полное право обратиться с иском в суд. До этого были обращения в виде жалобы в вышестоящий орган (КРЕМ – прим.), жалоба не была удовлетворена. В настоящее время команда "Мунайтаса" готовит иск для обжалования в судебном порядке. По итогам судебного решения будут приняты соответствующие уже решения по всем связанным с этим последствиям",  пояснил Оспанов.

Между тем в нацкомпании считают, что предстоящее расширение нефтепроводов Кенкияк – Атырау и Кенкияк – Кумколь совместно с китайскими партнерами в рамках управления совместными предприятиями "Мунайтас" и "Казахстанско-Китайский трубопровод" не повлияет на внутренние тарифы "КазТрансОйла". Сейчас реализация проекта предварительно оценивается в 240 млрд тенге, или 480 млн долларов.

"Мы считаем, что эффекта не будет на тарифы, при условии что весь объем, который подразумевает расширение, будет перекачиваться по данной системе",  подчеркнул управляющий директор по развитию "КазТрансОйла" Абай Имангалиев, комментируя вопрос inbusiness.kz о том, вырастут ли расценки на транспортировку нефти внутри Казахстана из-за расширения трубопроводов в китайском направлении.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться