"КазТрансОйл" сейчас прорабатывает вопрос использования метода стимулирующего тарифообразования для своей регулируемой услуги по транспортировке нефти внутри Казахстана с комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ) при минэкономики. Об этом в ходе дня эмитента на онлайн-площадке Казахстанской фондовой биржи (KASE) рассказал заместитель гендиректора нефтепроводного оператора по экономике и финансам Амиржан Оспанов, передает inbusiness.kz.
"Действительно, в настоящее время прорабатывается вопрос по применению стимулирующего метода, в данном случае это для услуг по тепло-, водо-, энергоснабжению. Поэтому мы надеемся, что наш магистральный водовод будет участвовать в этом стимулирующем методе, иметь право на досрочный пересмотр тарифов по стимулирующему методу. Стимулирующий метод позволяет использовать 50% прибыли на те вещи, которые, может быть, не зарегулированы, то есть это еще помимо инвестки (инвестиционной программы. – Прим.) на возврат инвестиций и так далее. По внутреннему рынку на нефть стимулирующий метод – также мы прорабатываем этот вопрос, в настоящее время отрабатываем с регулирующим органом. Они рассматривают эту возможность, и, как только будет информация, мы об этом оперативно сообщим", – сказал топ-менеджер "КазТрансОйл", комментируя вопрос корреспондента inbusiness.kz.
Если вкратце, под стимулирующим тарифообразованием естественных монополий подразумевается стимулирование их ориентации на определенный уровень оптимизации затрат, в случае выполнения которого они смогут использовать часть сэкономленных средств по своему усмотрению. Работа над стимулирующим методом тарифообразования была начата в правительстве несколько лет назад при консультации Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Тогда было запущено несколько пилотных проектов, правда, без особого успеха. Сообщалось, что "КазТрансОйл" одним из первых применит эту методологию, однако ее внедрение было отложено на годы. В сентябре консультанты Всемирного банка представили новый проект стимулирующей тарифной методологии, ее внедрение обсуждается, а реализация может начаться со второй половины следующего года.
К слову, вопрос регулируемого тарифообразования "КазТрансОйл" по перекачке нефти на внутреннем рынке в прошлом году остается предметом судебных разбирательств с КРЕМ.
"В 2021 году по предписанию счетного комитета КРЕМ утвердил временный компенсирующий тариф (пониженный тариф на прошлый год, переставший действовать с сентября 2022 года. – Прим.). Мы не согласились с ним и подали административный иск. Межрайонный административный суд первой инстанции и коллегия приняли нашу сторону. Верховный суд, к сожалению, отменил решение судов первой и второй инстанций. В настоящее время мы прорабатываем юридическую возможность обжаловать данное решение, по итогам информация будет сообщена дополнительно", – рассказал Оспанов.
Кроме того, претензии у алматинского департамента регулятора возникли к аффилированной с "КазТрансОйл" компании "Мунайтас" по регулируемым тарифам, которые применялись в 2022-2023 годах. Согласно отчетности, ДКРЕМ по Алматы обратился к СП нацкомпании с требованием осуществить перерасчет с грузоотправителями за оказанные в 2022 году и январе-октябре 2023 года услуги на сумму примерно 9 млрд тенге.
"Действительно, на сайте у КРЕМ видна информация о том, что в октябре были снижены для "Мунайтаса" тарифы. Поэтому команда "Мунайтаса" считает, что они имеют полное право обратиться с иском в суд. До этого были обращения в виде жалобы в вышестоящий орган (КРЕМ – прим.), жалоба не была удовлетворена. В настоящее время команда "Мунайтаса" готовит иск для обжалования в судебном порядке. По итогам судебного решения будут приняты соответствующие уже решения по всем связанным с этим последствиям", – пояснил Оспанов.
Между тем в нацкомпании считают, что предстоящее расширение нефтепроводов Кенкияк – Атырау и Кенкияк – Кумколь совместно с китайскими партнерами в рамках управления совместными предприятиями "Мунайтас" и "Казахстанско-Китайский трубопровод" не повлияет на внутренние тарифы "КазТрансОйла". Сейчас реализация проекта предварительно оценивается в 240 млрд тенге, или 480 млн долларов.
"Мы считаем, что эффекта не будет на тарифы, при условии что весь объем, который подразумевает расширение, будет перекачиваться по данной системе", – подчеркнул управляющий директор по развитию "КазТрансОйла" Абай Имангалиев, комментируя вопрос inbusiness.kz о том, вырастут ли расценки на транспортировку нефти внутри Казахстана из-за расширения трубопроводов в китайском направлении.