"КазТрансОйл" воспользуется стимулирующими тарифами

1031

Нефтепроводный оператор планирует подать новую пятилетнюю тарифную заявку в следующем году.

"КазТрансОйл" воспользуется стимулирующими тарифами Фото: kaztransoil.kz

"КазТрансОйл" (КТО) собирается воспользоваться методом стимулирующего тарифообразования при подаче новой пятилетней тарифной заявки в следующем году. Об этом стало известно в ходе дня эмитента, проведенного нефтепроводной нацкомпанией на онлайн-площадке Казахстанской фондовой биржи (KASE), передает inbusiness.kz.

"Начиная с 8 августа текущего года были внесены изменения в правила формирования тарифов, предусматривающие применение стимулирующего метода тарифообразования для нефтетранспортных организаций. В связи с этим и "МунайТас", и ККТ, и "КазТрансОйл" планируют подачу заявки. ККТ уже подал, "МунайТас", как я озвучил ранее, в первом квартале 2025 года, и у "КазТрансОйла" срок в августе – до 1 августа 2025 года АО "КазТрансОйл" планирует подать соответствующую заявку. Да, стимулирующая методика утверждена, и мы планируем в соответствии с этой методикой заявить наши тарифы. По уровню, к сожалению, сейчас мы не можем сказать – данный уровень будет определен по итогам первого полугодия 2025 года, то есть в течение первого полугодия будет сформирована заявка, будут сформированы все документы, все затраты в соответствии с методикой, и представлена заявка в уполномоченный орган. И уровень уже тарифа будет определяться в соответствии с регламентом и процедурами уполномоченного органа", – сказал замгендиректора по экономике и финансам АО "КазТрансОйл" Амиржан Оспанов, отвечая на вопрос inbuiness.kz.

ККТ – это ТОО "Казахстанско-Китайский Трубопровод" – совместное предприятие "КазТрансОйла" и China National Oil and Gas Exploration and Development Corporation (CNODC) на паритетных началах, владеющее нефтепроводами Атасу – Алашанькоу и Кенкияк – Кумколь. 51% акций "МунайТас" принадлежит "КазТрансОйл", а 49% китайской CNPC Exploration and Development Company Ltd – это предприятие управляет нефтепроводом Кенкияк – Атырау, который является частью казахстанско-китайского нефтепровода.

Напомним, почти год назад inbusiness.kz писал, что "КазТрансОйл" обсуждал с регулятором в лице комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) использование стимулирующих тарифов.

Под стимулирующим тарифообразованием естественных монополий подразумевается стимулирование их ориентации на определенный уровень оптимизации затрат, в случае выполнения которого они смогут использовать часть сэкономленных средств по своему усмотрению. Работа над стимулирующим методом тарифообразования была начата в правительстве несколько лет назад при консультации Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Сообщалось, что "КазТрансОйл" одним из первых применит эту методологию, однако ее внедрение было отложено на годы. В сентябре 2023 года консультанты Всемирного банка представили новый проект стимулирующей тарифной методологии, ее внедрение обсуждалось, а реализация ожидалась со второй половины этого года.

Судя по финотчетности за третий квартал 2024 года, у "КазТрансОйла" пятилетние тарифы были утверждены на 2021-2025 годы. Причем в октябре КРЕМ снизил тариф на регулируемую услугу по перекачке нефти на внутренний рынок с декабря 2024 года до ноября 2025 года. Обычно пятилетняя тарифная заявка рассматривается в течение трех месяцев с проведением слушаний, поэтому, видимо, ее планируют подать к августу следующего года.

Отметим, что тариф на перекачку внутри страны от "КазТрансОйла" не влияет серьезно на конечную цену на ГСМ и обычно составляет всего нескольких процентов в зависимости от розничных цен на нефтепродукты, которые будут расти в ближайшее время из-за дальнейшего дерегулирования предельных расценок.

Что касается "МунайТас", то у него за последний год проходило тарифное разбирательство с алматинским департаментом КРЕМ на 9 млрд тенге, которое закончилось примирением, утвержденным в качестве медиативного соглашения Верховным судом. Согласно договоренности, департамент отозвал свои претензии, а "МунайТас" обязался подать новую пятилетнюю тарифную заявку со сметой и инвестпрограммой на перекачку нефти с применением стимулирующего метода с вводом в действие с июля 2025 года до 2030 года, указывалось в квартальной отчетности КТО.

К слову, в октябре "МунайТас" подавал заявку на изменение тарифной сметы по услуге перекачки нефти на этот год без повышения тарифа. Проект нового тарифа "дочка" КТО планирует презентовать КРЕМ в первом квартале следующего года, его уровень еще неизвестен, но, предположительно, он будет не меньше утвержденного – 5,9 тыс. тенге за тонну на 1000 км без НДС. 

Согласно базе данных "Монополист", ККТ также представил в середине октября обоснование для изменения тарифной сметы на этот год без повышения тарифа. До этого в августе "дочка" "КазТрансОйла" опубликовала тарифную заявку на 2025-2029 годы. Ранее утвержденный на 2024 год тариф в 4,8 тыс. тенге за тонну на 1000 км без НДС на перекачку по внутреннему рынку по направлению Кенкияк – Кумколь истекает в конце этого года. На следующие пять лет дочерняя структура трубопроводного оператора запросила тарифную ставку от 5,7 тыс. до 6,7 тыс. тенге за тонну на 1000 км без НДС внутри страны. В случае утверждения такого тарифного уровня допустимая прибыль ККТ по регулируемой услуге может достигать 15-16 млрд тенге ежегодно – это еще до выплаты вознаграждения за эффективность. Слушания по заявке прошли в октябре, решение по ней будет принято в конце ноября, уточнили в пресс-службе КРЕМ.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться