"Казводхоз" запросил новые тарифы на подачу воды по каналам

2803

Заявка охватывает следующую пятилетку, слушания по ней состоятся 6 октября в Астане.

"Казводхоз" запросил новые тарифы на подачу воды по каналам Фото: qazsu.kz

"Казводхоз" представил проект тарифной сметы на регулируемую услугу по подаче воды по каналам на 2024-2028 годы. Материалы заявки были размещены в конце июня в базе данных "Монополист", передает inbusiness.kz.

Пять лет назад госпредприятие, подведомственное комитету водных ресурсов минэкологии, получило утвержденные комитетом регулирования естественных монополий (КРЕМ) тарифы на подачу воды по каналам дифференцированным группам потребителей в зависимости от способа поставки, механизированной или самотеком, на пять лет с 1 августа 2018 года по 31 июля 2023 года. Весной монополист предлагал поднять свои тарифы из-за увеличения зарплат работников, однако тогда рассмотрение заявки отложили.

В опубликованной тарифной смете обозначены проекты средних условно рассчитанных тарифов без НДС на следующие пять лет. На 2024 год он предложен в размере 5,875 тенге за куб, на 2025 год – 7,082 тенге за кубометр, на 2026 год – 6,686 тенге за куб, на 2027 год – 6,627 тенге за куб и на 2028 год – 6,882 тенге за куб, в среднем получается 6,630 тенге за кубометр на всю пятилетку. Для сравнения, за последний год средневзвешенный тариф составлял 2,455 тенге за куб.

Однако в целом тарифы на подачу воды, механизированно или самотеком, дифференцированы в зависимости от сопутствующих затрат, а также по различным группам потребителей, к примеру для сельхозпроизводителей, электростанций, водоканалов, промышленных и бюджетных предприятий, коммерческих организаций, так что для разных получателей воды их уровень будет сильно различаться. Предлагаемый тарифный проект с дифференциацией можно просмотреть в таблице ниже.

Источник: тарифная заявка республиканского госпредприятия на праве хозяйственного ведения "Казводхоз" в базе данных "Монополист" 

При анализе тарифной сметы можно заметить, что в ней предлагается значительно увеличить среднесписочную численность работников. Если в действующем тарифе она была заложена в количестве 3081 человек, из которых 343 сотрудника должны были быть административными, то на следующие пять лет закладывается в среднем 5380 работников, из которых 592 будут офисными. При этом среднюю зарплату производственного персонала предлагается повысить с прежних 161 тыс. тенге до 192-233 тыс. тенге с выростом в 2024-2028 годы, а оплата труда административного персонала будет рассчитываться в коридоре 411-500 тыс. тенге с увеличением по годам, что несколько выше средних 401 тыс. тенге для офисных работников монополии в предыдущем полугодии.

Кроме того, в тарифной смете привлекают внимание большие расходы на выплату вознаграждения международным финансовым организациям (МФО). По ним на пять лет заложено 30,3 млрд тенге, которые фактически в конечном счете оплатят потребители воды.

Напомним, несколько лет назад "Казводхоз" занял у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Исламского банка развития (ИБР) деньги на проекты восстановления водохозяйственной инфраструктуры востребованных орошаемых земель в Актюбинской, Жамбылской, Туркестанской, Алматинской областях, долги были гарантированы государством. На реализацию проектов ЕБРР было выделено 60,9 миллиарда тенге, а ИБР  53,2 миллиарда тенге, уточнял "Казинформ". В мае сообщалось, что сумма долга превышала 100 млрд тенге. Однако на госпредприятии были готовы отказаться от этих займов или снизить их сумму, а также провести ревизию объектов, куда были направлены эти средства, сообщали в минэкологии. В целом было использовано 40% заемных средств, наблюдалось их неосвоение из-за того, что "были некорректно взяты ПСД на восстановление агрегационных сетей". По данным СМИ со ссылкой на госаудиторов, с 2018 года по этим проектам не было освоено 18,9 млрд тенге.

Однако, несмотря на недочеты и недоработки, за проектные кредиты ЕБРР и ИБР приходится платить из кармана потребителей по всей стране.

"Одним из условий реализуемых проектов является их окупаемость и обеспечение возвратности, при этом возврат заемных средств планируется осуществлять через тарифы на регулируемые услуги. По предварительным расчетам, до начала технико и финансово-экономической оценки проектов в случае учета затрат по возврату заемных средств в тарифных сметах только на проектных территориях уровни тарифов с учетом сумм привлекаемых заемных средств прогнозно возрастут в десятки раз и увеличится нагрузка на потребителей только указанных регионов. В ходе предварительных обсуждений и рассмотрений в регионах уровня тарифов предложено утвердить республиканскую тарифную смету с учетом возврата займов ИБР и ЕБРР и выплаты вознаграждений по ним. Основание  для распределения нагрузки по погашению займов ИБР и ЕБРР на все регионы, выравниванию уровня тарифов для сельхозтоваропроизводителей, для недопущения резкого роста тарифов",  говорится в пояснительной записке "Казводхоза", приложенной к тарифной заявке.

То есть, по сути, за неполную модернизацию водохозяйственной инфраструктуры, в основном в южных областях Казахстана, кредиты международным финансовым институтам должны выплачивать и другие регионы. Из-за этого "Казводхоз" недавно подвергался критике в СМИ. К слову, в 2020 году фермеры Алматинской области жаловались, что работы по ремонту ирригационных сетей по займу ИБР проводились некачественно.

Слушания по тарифной заявке "Казводхоза" на 2024-2028 годы будут проведены столичным департаментом комитета по регулированию естественных монополий 6 октября в 11:00 по адресу: Астана, ул. Тәуелсіздік, дом 7.

Читайте по теме:

Минэкологии – о дефиците воды на юге: cитуация критическая

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться