"Я рада, что меня пригасили на фестиваль с таким специфическим названием. Для нас весна – это действительно особый период. Это время, когда расцветает сакура. Ее цветение у меня лично вызывает приятные воспоминания… Когда я только приехала в США и начала давать концерты, меня стали называть музыкальной сакурой. Меня ассоциировали с теми ростками этого дерева, которые когда-то в рамках дипломатии были отправлены в Америку. Поэтому для меня двойная честь – выступать на этой сцене", – поделилась с журналистами Кейко Мацуи.
Японская пианистка и композитор, сочетающая джазовое направление с более романтичным и расслабляющим стилем музыки – нью-эйдж, имеет сегодня грин-карту США и проживает в Южной Калифорнии. Однако в силу постоянных турне своим домом считает "весь мир".
Именно в путешествиях, по ее словам, рождается необычная музыка.
"Как вы заметили из названий моих произведений, они возникли под особым вдохновением – от природы, моря, звезд. Кроме этого, есть какие-то таинственные вещи, загадки, которые меня вдохновляют. Что такое жизнь, откуда мы произошли – все эти вопросы находят отражение в моих работах", – рассказала пианистка.
Свой первый альбом Кейко Мацуи записала в 1987 году, в возрасте 17 лет, после чего создала свою собственную инструментальную группу Cosmos. За 30 лет своего творчества выпустила 27 альбомов, это более 270 композиций. За многие из них была удостоена престижных премий, как лучшая джазовая исполнительница. Последний альбом был назван двусмысленно: "Путешествие к сердцу", подразумевая, по словам самой пианистки, путешествие к раскрытию самой себя и путешествие к сердцам поклонников.
"Я осознала, что смогла проделать такой долгий путь только благодаря моим поклонникам, их поддержке. В последнем альбоме содержится вся моя огромная и искренняя благодарность им за это", – призналась она.
Все же самой популярной мелодией из всех альбомов считается Tears Of The Ocean, или "Слезы океана". По словам автора, при написании это произведения она представляла себе "океан из слез людей, слез радости и печали". А композицию "Голубой океан" она и вовсе назвала своей молитвой, отметив, что "эта музыка объединяет все материки планеты, равно как и разумы людей". Пианистка уверена: музыка может объединять людей, несмотря на языковые, культурные или религиозные различия.
"Музыка – это своего рода послание миру, что все мы едины", – пояснила Кейко.
В рамках фестиваля "Японская весна" пианистка исполнила сольную программу, включив в нее, помимо лучших своих работ, также известное казахское произведение "Япыр-ай". Она назвала эту мелодию очень красивой и романтичной.
"Нам рассказали о ее содержании и истории. Само слово "япыр-ай" – это возглас восхищения перед силой природы, перед силой мира. Мне было приятно, что именно это произведение мне было предложено, потому что оно еще хорошо сочетается с моими направлениями", – отметила Кейко Мацуи.
В концертную программу, представленную столичной публике в первый день весны, вошли и такие композиции, как: "По ту сторону света", "Бабочка", "Полуночный камень", "Касабланка". А также "Шепоты зеркала", которая стала известной благодаря российской фигуристке Ирине Слуцкой, завоевавшей золотую медаль на Олимпийских играх. И композиция "Крыльями на Токио", написанная в честь следующих Олимпийских игр, которые пройдут в 2020 году в Токио.
По словам Кейко Мацуи, это ее первый визит в Казахстан. Говоря про Астану, она отметила: чувствуется хороший вкус.
"Я надеюсь, что у меня будет возможность снова приехать сюда и все детально посмотреть. В свою концертную программу я добавила немного нюансов, которые смогут лучше отразить мои впечатления от вашей страны. Можно сказать, что содержание моего концерта специально для Астаны", – поделилась она.
Отметим, с 2011 года гуманитарный фонд "Дегдар" и компания JTI дважды в год проводят сезоны японской культуры – фестивали "Японская весна" и "Японская осень". Концерты проходят в Астане, Алматы и Бишкеке. Проект призван знакомить зрителей с традиционной и современной культурой Японии, способствовать укреплению отношений между нашими странами. Вход на концерт осуществляется по бесплатным пригласительным билетам, которые распространяются в первую очередь среди ветеранов труда, студентов и преподавателей творческих вузов. Особые гости каждого фестиваля – люди с ограниченными возможностями.
Алина Альбекова