/img/tv1.svg
RU KZ
КГА проведет серию реформ в отрасли

КГА проведет серию реформ в отрасли

Это должно привести к экономии топлива и росту авиатранзита через Казахстан.

13:37 13 Февраль 2018 2581

КГА проведет серию реформ в отрасли

Автор:

Жанболат Мамышев

Введение единой системы совместного принятия решений в казахстанской авиации по замыслу комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК призвано развить введенную в 2016 году автоматизированную систему планирования полетов и биллинга. В частности, речь идет об увеличении количества пользователей системы – субъектов гражданской авиации, а также о создании единой справочной базы данных, в которую войдут актуальные сведения об аэропортах, авиакомпаниях и навигации.

Введение единой системы позволит решить вопросы по разрозненным аэронавигационным системам, отсутствию единой базы данных по отрасли, ручному вводу информации и потерям времени при поиске необходимой информации, низкой оперативности принятия решений, использованию бумажных документов. То есть с учетом полной автоматизации и оптимизации процессов все будет происходить быстрее.

«Планируется внедрение ряда цифровых систем для обслуживания воздушного движения. Первое – это единая цифровая система совместного принятия решений, которая позволит более оперативно выдавать разрешения на полеты в нашем воздушном пространстве. Она синхронизирует работу всех госорганов и эксплуатантов, которые задействованы в этом процессе. Это комитет гражданской авиации, министерство обороны, аэропорты, навигация и так далее», – говорит председатель комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК Талгат Ластаев.

Также КГА ведется работа по реализации проекта навигации, основанного на характеристиках (PBN). Система, по его словам, позволит воздушным судам выполнять полеты по любому заданному маршруту в зоне действия навигационных средств, то есть пилот не будет привязан к наземным средствам, как это происходит сейчас.

«Воздушных коридоров в классическом понимании уже не будет. Эффектом оптимизации маршрутов станет экономия полетного времени и, как следствие, экономия топлива. К примеру, для Airbus-320 по маршруту Астана – Алматы экономия составит 720 тысяч долларов в год. После пересмотра совместного использования полигонов и открытия воздушных трасс через данную территорию можно привлечь дополнительно до 20 авиарейсов в день. Это позволит получить дополнительный доход в размере порядка пяти миллиардов тенге в год. Работа по данному вопросу ведется в рамках проектного офиса правительства», – отмечает г-н Ластаев.

Для Boeing-757 экономия на маршруте Астана – Алматы за год составит 810 тысяч долларов. По подсчетам КГА, реализация проекта позволит сократить общую протяженность схем вылета/прилета на 2%, что, соответственно, уменьшит расход топлива воздушными судами на 2% ежегодно. PBN будет внедрен уже в этом году в Астане, Алматы, а также в верхнем воздушном пространстве. А к 2025 году реализация проекта приведет к гибкому использованию воздушного пространства и «свободной маршрутизации».

Что касается полигонов, то речь идет о государственном летно-испытательном центре министерства обороны РФ, полигон которого расположен на территории Западно-Казахстанской и Атырауской областей, а также полигона в районе Сарышагана.

Возможность использовать часть ранее закрытого воздушного пространства позволит Казахстану открыть новые маршруты и привлечь новые компании. В частности, над полигоном ГЛИЦ могут пролетать самолеты, следующие в Сочи из Омска и Новосибирска.

«Это спрямление маршрутов. Тем самым мы можем привлечь новые компании. Экономия времени, топлива позволит дополнительно за счет количества маршрутов получить пять миллиардов тенге», – говорит Талгат Ластаев abctv.kz.

Кроме того, речь идет о проекте по внедрению и адаптации информационной системы безбумажного документооборота Е-freight, реализуемом авиационными властями Казахстана. Предполагается, что он позволит резко сократить время оформления груза и сэкономить средства.

Объем грузовых перевозок за 2017 год составил 22,4 тысячи тонн (рост 24% к 2016 году). Этот рост, как и в пассажирских перевозках, во многом обусловлен проведением международной специализированной выставки ЕХРО 2017 в Астане.

«Это не так много по сравнению с другими видами транспорта, но есть большой потенциал для развития грузовых перевозок. Для этого нами уже внедрено право пятой степени свободы для всех грузовых рейсов иностранных авиакомпаний. Также для увеличения темпов роста именно грузовых перевозок предполагается развитие мультимодальных логистических центров, сопряженных с аэропортами, реализация проектов дистрибуции грузов в регионах Центральной Азии и Восточной России региональным грузовым перевозчиком, а также цифровизация процедур в области грузовых перевозок. Для этого в настоящее время в целях внедрения цифровых технологий реализуется проект по внедрению и адаптации информационной системы безбумажного документооборота Е-freight. Проект позволяет сократить время оформления груза и количество бумажных документов – с 30 бумажных документов до минимума и время оформления с одного дня до одного часа. Следует отметить, что данный проект полностью реализуется за счет частных инвестиций на основе механизма государственно-частного партнерства. Предполагается, что до конца I квартала мы подпишем соответствующий договор и приступим к реализации проекта. Что касается верхнего транзита, на сегодня в воздушном пространстве Казахстана организована широкая сеть маршрутов для выполнения транзитных полетов. Рост количества транзитных полетов составил 4% и 6% в целом рост количества полетов. С внедрением всех инновационных технологий мы планируем увеличить этот показатель к 2020 году до 20%», – говорит глава КГА.

Самое популярное направление последних лет, над которым работает КГА и участники рынка, – это увеличение транзитного пассажиропотока. За последние восемь лет соответствующий пассажиропоток вырос более чем в восемь раз – с 20 тысяч до 620 тысяч пассажиров. Основными направлениями являются: Китай – Европа, Китай – Турция, Китай – Россия, Китай – Украина, Европа – Южная Корея, Украина – Узбекистан, Украина – Индия.

С учетом внедрения режима открытого неба над Астаной на период проведения ЕХРО 2017 было открыто 10 новых международных направлений. Эта работу планируется продолжить и в 2018 году.

«В целом наблюдается тенденция по увеличению международных направлений с 2013 года, когда было 73 направления, до 96 международных рейсов в 2017 году. Эта работа будет продолжена и в 2018 году. Планируется открыть новые регулярные рейсы по маршрутам Рига – Алматы, Дубай – Актау, Красноярск – Алматы, также в города Российской Федерации. В целом предполагается наращивать частоту полетов по имеющимся маршрутам для предоставления в первую очередь транзитным пассажирам удобного и гибкого продукта. Планируется увеличить частоту рейсов на 22 существующих маршрутах. Наряду с внедрением 72-часового безвизового режима для граждан Китая планируется внедрить аналогичный режим для граждан Индии», – отмечает г-н Ластаев.

Таким образом, Казахстан использует географические возможности для организации транзита и стыковочных рейсов.

В области безопасности полетов авиакомпаний Казахстан занимает второе место среди стран СНГ с показателем 74% и до 2020 года планирует довести этот показатель до уровня 80% и войти в 50 ведущих воздушных администраций. «Также довести объем транзитных пассажиров до 1,6 миллиона человек и увеличить пассажиропоток на 35%. Касательно безопасности полетов на сегодняшний день с казахстанских авиакомпаний сняты все ограничения на полеты в страны Евросоюза. В области безопасности аэропортов наиболее значимым событием прошлого года является аудит ИКАО. Так, в период с 22 по 30 ноября прошлого года комиссией ИКАО был проведен аудит по авиационной безопасности, и этот аудит знаменателен тем, что если в результате аудита мы получаем значительные замечания, то это может привести к ограничениям на полеты и каким-либо санкциям. Нами были получены официальные результаты аудита, которые составили 83%. Прогресс по сравнению с аудитом 2009 года составил плюс 21%, и это выше мирового показателя на 11%. То есть сейчас мы по итогам аудита занимаем второе место после стран Европы и Северной Америки. Также наблюдается ежегодный стабильный рост воздушных судов в Казахстане, особенно самолетов малой авиации. На сегодняшний день зарегистрировано 913 воздушных судов. В целях достижения 80-процентного уровня безопасности полетов нами планируется переход на британскую модель госрегулирования в соответствии с 68-м шагом плана нации. Это позволит на системной основе сегментировать стратегические и контрольно-надзорные функции регулятора отрасли в соответствии с лучшей мировой практикой. Планируется начать внедрение британской модели во II квартале этого года», – отмечает Талгат Ластаев.

Жанболат Мамышев

Новая система обслуживания полетов в Казахстане заработает в апреле 2019 года

Обслуживание в воздушном пространстве будет осуществляться с применением технологии PBN. 

30 Июль 2018 07:00 5940

Данная система позволит летать не только по воздушным коридорам, как это происходит сейчас, но и по любому заданному маршруту в зоне действия навигационного оборудования, то есть пилот не будет привязан к наземным средствам.

Проект по внедрению PBN (performance-based navigation – навигация на основе эксплуатационных характеристик) в верхнем воздушном пространстве, полетов в режиме непрерывного набора и снижения высоты с использованием новой технологии в аэропортах Астаны и Алматы, спутниковой навигации GNSS (Global Navigation Satellite System – глобальная навигационная спутниковая система), а также автоматизация предоставления аэронавигационной информации заработают уже весной следующего года, сообщили abctv.kz в «Казаэронавигации».

По мнению регионального менеджера Международной ассоциации воздушного транспорта IATA в Казахстане Джордана Карамалакова, система PBN будет способствовать увеличению трафика внутри страны и станет позитивным знаком для иностранных перевозчиков, так как свидетельствует о наличии современной системы воздушного движения.

«Когда проект начинался, мы сделали небольшой расчет и увидели, что благодаря внедрению PBN только авиакомпания «Эйр Астана» сможет экономить до двух миллионов долларов в год из-за сокращения полетного времени и топлива», – отметил представитель IATA.

В свою очередь председатель Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Талгат Ластаев ранее сообщал, что благодаря оптимизации времени полета, и, соответственно, экономии топлива дополнительный доход составит порядка пяти миллиардов тенге в год.

Американские зайцы
Напомним, Управление воздушным пространством (УВД) Казахстана является основной функцией республиканского госпредприятия «Казаэронавигация», подчиненного МИР. Предприятие получает определенную плату за предоставление аэронавигационных услуг. Но, как известно, не от всех пользователей воздушным пространством. К примеру, военно-транспортные самолеты США, совершающие полеты в Афганистан и обратно, осуществляют транзит через территорию Казахстана без оплаты сбора за аэронавигационное обслуживание.

Комментируя этот факт порталу abctv.kz, в компании отметили, что полеты происходят в рамках соглашения между правительствами Казахстана и США. Но при этом не уточнили, сколько полетов совершили американские транспортники, указав, что «количество полетов составляет незначительную долю в общем объеме обслуженных полетов».

По мнению Карамалакова, американские транспортные самолеты были обслужены на высоком уровне.

«Как платить – это политический вопрос, и его надо адресовать не к авиационщикам, а к политикам. Принципиально, когда работа сделана, «Казаэронавигация» должна получить возмещение. Есть примеры, когда воздушные суда обслуживаются бесплатно, но это не должно быть массовым явлением, поскольку влечет определенные издержки», – подчеркнул региональный менеджер IATA.

Отметим, в рамках соглашений об обеспечении транзита военного имущества и персонала через территорию РК в связи с участием Италии, Испании, Великобритании, Германии, Франции в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана, «казахстанская сторона предоставляет воздушным судам аэронавигационное обслуживание в соответствии с законодательством Республики Казахстан с взиманием аэронавигационных сборов».

В целом «Казаэронавигация» применяет два вида тарифов – для международных и внутренних перевозок, при этом они значительно отличаются друг от друга. В среднем ежегодно «Казаэронавигация» обслуживает порядка 225 тыс. полетов, ежедневно контролирует свыше 700 воздушных судов.

Госпредприятие по УВД с 2017 года планирует построить международный авиационный учебный тренинг-центр. В ответе «Казаэронавигации» на запрос abctv.kz сообщается, что «стоимость проекта, источники финансирования, сроки строительства будут определены в рамках технико-экономического обоснования, планируется изучение международного опыта развитых стран в области подготовки авиационных специалистов». Но конкретные сроки, когда будет готово ТЭО проекта, в компании не уточнили.

Передача в воздухе

Стоит отметить, что несколько лет назад полномочия по регулированию тарифов на услуги «Казаэронавигации» были в теории переданы от Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМЗК) в введение Комитета гражданской авиации (КГА). Это было сделано с целью повышения эффективности госрегулирования авиации.

Однако, по мнению участников рынка, заметных изменений в отрасли не произошло.

«Мы выступали за эту перемену и настаивали, чтобы она состоялась. Вопрос заключается в том, что для осуществления изменений должны быть созданы соответствующие условия, а именно штат и подготовленные специалисты. Мы ждем гораздо больше от КГА, но пока они не взяли на себя лидирующую роль в регулировании сектора», – сказал представитель IATA.

По его словам, в гражданской авиации, к примеру в области регулирования финансовых взаимоотношений, отношений между аэропортами и авиакомпаниями, авиаперевозчиками и госорганами, есть определенные проблемы.

«У меня сложилось впечатление, что по некоторым вопросам стороны собираются обращаться в КРЕМиЗК, а не в КГА. А ведь комитет должен нести ответственность за состояние отрасли, чего мы, к сожалению, в последнее время не наблюдаем», – резюмировал Джордан Карамалаков.

Майра Медеубаева

Региональной авиации дадут место для взлета

Более 10 местных аэродромов планируется построить в Казахстане.

14 Февраль 2018 08:21 3657

Казахстан завершает реконструкцию взлетно-посадочных полос и терминалов крупных аэропортов и переходит к строительству небольших аэродромов. С помощью последних планируется развивать межрегиональные и местные авиамаршруты.

В 2018 году планируется завершить реконструкцию аэропорта Семей и начать реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Костанай. До 2020 года необходимо будет завершить реконструкцию аэропорта Усть-Каменогорска, и после этого модернизация всех взлетно-посадочных полос крупных аэропортов будет завершена. В ближайшее время также планируется реконструкция терминалов аэропортов Шымкент, Кызылорда и Уральск на основе государственно-частного партнерства.

Одним из приоритетов по программе «Нурлы жол» станет развитие малой и региональной авиации. Для развития малых аэродромов комитетом гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК предусматривается строительство 16 аэродромов, из них пять с твердым покрытием, 11 – с грунтовым покрытием. Финансирование проектов предусмотрено за счет республиканского бюджета. Для обслуживания этих аэродромов потребуются самолеты регионального класса. По информации председателя комитета гражданской авиации МИР Талгата Ластаева, в настоящее время в рамках пилотного проекта по авиакомпании «Жетысу» проводятся работы по приобретению в лизинг до 20 самолетов. Речь идет о 20 самолетах вместимостью до 20 кресел с двумя двигателями с «возможностью быстрой реконфигурации» (30-40 минут) в санитарно-пассажирскую и транспортную версию.

В рамках данной работы планируется активизировать работу по разработке технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации в рамках типового технического задания. Согласно последнему, на один аэродром с грунтовым покрытием предусмотрена сумма не более 500 миллионов тенге, а на аэродромы с твердым покрытием – не более трех миллиардов тенге. Пока речь идет о пяти аэродромах с твердым покрытием и 11 аэродромах с грунтовым покрытием. На развитие местных авиалиний из республиканского бюджета единовременно выделяется 23 миллиарда тенге, а из бюджетов местных исполнительных органов – два миллиарда тенге ежегодно до момента полной самоокупаемости. 

Дронами займутся всерьез
Помимо местных аэродромов, изменения коснутся и владельцев популярных в настоящее время дронов.

«В настоящее время наиболее актуальным и динамично развивающимся сектором гражданской авиации является использование дронов. Нами уже заложены основы правового регулирования беспилотных летательных аппаратов. В текущем году будут внедрены дополнительные правила, внесены изменения в законодательство, и учет данной категории данных летательных аппаратов начинается с 1,5 килограмма. Для удобства владельцев беспилотных летательных аппаратов предполагается, что все процессы регистрации и разрешительного порядка будут автоматизированы в одной информационной системе. Планируется усилить эту работу в рамках перехода на британскую систему госрегулирования», – говорит Талгат Ластаев.

В КГА предлагают обучать владельцев дронов.

«Мы хотим полностью регламентировать процесс их использования. Это касается обучения и всего остального. Оно же сейчас нерегламентировано. Есть места, где нельзя (использовать дроны. – Прим. автора), но это не всегда обоснованно. Мы хотим упростить возможности использования, ввести критерии. Во-вторых, что касается операторов дронов – это тоже практически удаленный пилот. Их надо, наверное, обучать, инструктировать по каким-то элементарным требованиям. Они будут получать соответствующий документ», – сказал г-н Ластаев abctv.kz.

Он напоминает, что дроны весом более 1,5 килограмма подлежат регистрации. Всего же их в Казахстане зарегистрировано порядка 100. В КГА затрудняются назвать реальное число дронов в стране, поскольку их ввоз в РК не ограничен.

Талгает Ластаев заверяет, что КГА намерен внедрить в Казахстане самый последний опыт, выработанный по регулированию использования дронов в мире.

Жанболат Мамышев​