Напомним, что в середине декабря этого года председатель Национального банка Казахстана Данияр Акишев "обрадовал" депутатов парламента: в проекте комплексного плана по сокращению операций с офшорными юрисдикциями на 2017-2019 годы предусмотрено введение запрета на открытие счетов в банках, находящихся за пределами страны, на хранение в них денег и ценностей, а также на пользование иностранными финансовыми инструментами для определенной категории лиц.
В эту категорию попадут, по словам главы Нацбанка, государственные служащие, в том числе первые руководители, депутаты, а также члены их семей. В пятницу, 22 декабря, во время пресс-конференции главы комитета госдоходов журналисты поинтересовались его мнением на этот счет, и Ардак Тенгебаев напомнил, что право распоряжаться собственными средствами на свое усмотрение имеет каждый казахстанец – и это право закреплено Конституцией.
"Если у госслужащего или депутата есть деньги, которые заработаны законным путем, и он хочет разместить эти деньги, допустим, в банках за рубежом, я думаю, здесь разрешение можно дать. Потому что каждый человек волен распоряжаться своими средствами. Это написано в Конституции и других законах", – повторил Ардак Тенгебаев.
"У нас Налоговый кодекс предусматривает норму, по которой все граждане, независимо от того, госслужащие, или депутатский корпус, или еще кто-то, обязаны по открытым счетам за границей представлять декларации в налоговый орган. Сегодня эта информация предоставляется", – отметил он.
Помимо этого, напомнил глава КГД, Казахстан уже присоединился в многосторонней Стамбульской конвенции по обмену информацией о людях, открывающих счета в иностранных банках. Порядок этого механизма планируют отработать уже в следующем году, но всех вопросов фискальных органов к гражданам, имеющим собственность, он не разрешит.
К примеру, сейчас казахстанские налоговики выясняют, кто из казахстанцев купил роскошную квартиру площадью 1200 квадратов и ценой в 65 миллионов евро в Париже, в шаговой доступности от Елисейских полей, информация об этом прошла в казахстанских СМИ в середине ноября, и тогда утверждалось, что хозяином данной квартиры является "представитель правительства Казахстана".
"Мы сделали запрос нашим коллегам во Францию, в этом запросе указали: хотим понять, кто купил, какой гражданин, – сказал Ардак Тенгебаев. – Исходя из данных, которые нам представят, мы будем решать, продолжать ли работу. Может быть, этот человек представлял даже декларацию: у нас очень много людей, более тысячи человек, которые имеют очень большие суммы денег, и они задекларировали эти суммы. Окажется так, что один из этих людей купил эту квартиру и у него на это деньги были, конечно, у нас к нему претензий не будет. Но если у нас будут определенные вопросы по источнику происхождения этих денег, то тогда, конечно, мы эти вопросы будем задавать после получения той информации, которая придет от наших французских коллег", – уточнил он.
Запрос, по его словам, сделан по дипломатическим каналам, поэтому на его получение потребуется некоторое время.
"Как только мы получим информацию, мы обязательно до вас ее доведем", – пообещал глава КГД журналистам на брифинге в службе центральных коммуникаций.
Напомним, что в начале декабря президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости продолжения работы по возвращению в страну капитала, размещенного за рубежом.
"Благодаря политике, которую мы проводим, созданию рыночных условий мы создали зажиточных, богатых людей... Теперь выводят капитал из Казахстана, держат его за рубежом. Одним из путей вывода капитала является проведение фиктивных либо подозрительных экспортно-импортных сделок. Это означает, что экспортер отправляет товары и услуги за границу, не получает денег за них или импортер перечисляет деньги за рубеж за товары и услуги, не получает ни денег, ни товара", – сказал Нурсултан Назарбаев в ходе общенационального моста по поводу Дня индустриализации в Астане.
"Хватит баловаться. Ишь, заигрались: держат там деньги, используют там, понакупали яхты, имеют в нескольких странах коттеджи, дома. Давайте в эту страну вкладывать деньги. Я предупреждаю всех: если не разберется премьер-министр, я сам разберусь", – добавил глава государства.
Проверок меньше – поступлений больше
Что касается деятельности комитета государственных доходов внутри страны, то она в этом году, по утверждению Ардака Тенгебаева, характеризуется ростом поступлений в казну сверх плана при сокращении налоговых и таможенных проверок бизнеса. По его сведениям, комитет госдоходов министерства финансов обеспечил поступление в госбюджет 6,3 триллиона тенге, что составило 101% к прогнозному плану.
"В сравнении с аналогичным периодом 2016 года прирост составил 8,4%, или 466 миллиардов тенге", – добавил председатель комитета.
Одновременно казахстанские фискалы сосредоточились на совершенствовании системы управления рисками и сделали акцент на дистанционный мониторинг субъектов бизнеса. В результате при росте поступлений в бюджет количество проверок физически сократилось почти вдвое – 37 тысяч проверок за 11 месяцев этого года против 72 тысяч проверок за аналогичный период 2016 года.
"При этом по налоговым проверкам мы взыскали порядка 87,6 миллиарда тенге, и это на 35% больше, чем в прошлом году. По таможенным проверкам в этом году доначисления составили порядка 3,8 миллиарда тенге, ну и эффективность на каждую таможенную проверку у нас составила по сравнению с прошлым годом на 13% больше", – заключил Ардак Тенгебаев.
Игорь Воротной