Комитет государственных доходов министерства финансов Казахстана намерен добиваться законодательного утверждения обязанности участников внешней экономической деятельности подавать предварительную декларацию на ввозимые в страну грузы.
О намерении КГД превратить предварительное декларирование из возможностей в обязанность во вторник сообщил журналистам заместитель председателя этой структуры Госман Амрин. "В Казахстане есть возможность предварительного декларирования – ряд бизнеса нехорошего боится этого, - констатировал зампред КГД. - Но не бывает же сделки, когда вы за сутки не можете мне декларацию подать, вы же контракт заключили, вы же знаете, что и сколько вы покупаете. Дайте эту информацию – и мы вам скажем, есть у нас к вам вопросы или нет. Естественно, это для хорошего бизнеса нормально, для плохого – плохо, а для нас плохо, потому что я не могу без информации начать контроль, я его начинаю осуществлять только по приходу товара".
В связи с этим он напомнил, что сейчас "весь мир говорит о предварительном декларировании", а где-то оно уже является обязательным. "В США и Японии просто не запускают груз без него на территорию страны, а у нас это не обязанность, у нас это право, - продолжил Госман Амрин. - Мы с этим боремся, хотим это сделать обязанностью, но, правда, не все поддерживают, говорят: "Это тяжело для бизнеса". На самом деле это ложь, я сам бизнесом занимался, нормальный бизнесмен заранее знает, что и сколько он купит. Не бывает, чтобы я через час сделку придумал, заключил – и поэтому не знаю, какая машина что везет. И вообще, если у компании уставной капитал – 200 тысяч тенге, а оборот – миллионный, ясно же, что эту компанию можно бросить, не заплатив налоги. Максимум что мы получим – 100 тысяч тенге, продав его столы и стулья офисные", - добавил он.
И подчеркнул, что фискальные органы считают: бизнес может развиваться постепенно, а не скачкообразно. "Должен быть какой-то системный рост, не можешь ты из мелких торговцев стать сразу крупным импортером, в мире такого нет, не может штукатур сразу стать генподрядчиком, при всем уважении, - пояснил эту позицию представитель минфиновской структуры. - Наберись опыта, докажи, что ты хороший (бизнесмен) – а то когда происхождение денег спрашиваем, тоже нет объяснений: у компании уставной капитал 200 тысяч тенге, а зарплата – 120 тысяч тенге, а оборот – 10 миллионов долларов, откуда взял? Не имеем права спрашивать по закону", - развел он руками.
Астана получила "АСТАНУ-1"
Разговор о чистоте намерений бизнеса прошел в кулуарах презентации запуска системы "АСТАНА-1": автоматизированной системы таможенно-налогового администрирования, первый модуль которой дислоцирован в столичном Центре таможенного оформления. Презентуя данную систему, заместитель председателя КГД отметил, что Казахстан впервые получает систему, апробированную в более чем 90 странах мира местными таможенными администрациями. Причем впервые система поставляется не коммерческой компанией, а ООН в лице ЮНКТАД – агентства по развитию торговли.
"Хотел бы сразу пояснить: мы рады, что эта система была поставлена ООН, это не конкурс, тендер, когда кто-то выигрывал, не было непонятных вещей, коррупции, это была наша инициатива – напрямую заключить контракт с ООН, без никого, - сказал Госман Амрин. - ООН нам саму программу поставила по цене "ноль", учитывая, что мы являемся членами ООН, Казахстан в лице правительства официально обратился к ним, и это заслуга правительства в том, что сама программа нам обошлась бесплатно. Они полностью бесплатно нам передали эту программу, внедрение и сопровождение стоило 3,7 миллиона долларов на всю страну. Источник – бюджет, это бюджетные деньги, которые мы должны заплатить. На ее базе мы расширяем платформу, будет единое окно, чтобы все государственные органы работали в одной системе, чтобы вы могли в одном месте получить разрешение от Минсельхоза, скажем. Если мы захотим ее доработать, естественно, это будут какие-то еще деньги", - добавил он.
Главным достижением "АСТАНА-1" является упрощение таможенных процедур для участников внешне экономической деятельности. "Данная система отличается от той системы, которая у нас есть, тем, что является единой платформой, в которой работает и участник ВЭД, и сам таможенник, плюс дает возможности оформлять абсолютно все процедуры", - отметил представитель руководства комитета. Относительно участия в системе участников ВЭД он отметил, что система предоставляет свободный доступ с домашнего персонального компьютера. При этом предоставляя основу для создания Единого окна, призванного обеспечить эффективное взаимодействие всех контролирующих ведомств в режиме реального времени. Проще говоря, "АСТАНА-1" позволяет осуществить получение всех необходимых разрешительных документов в одном месте в одном времени.
Время – деньги, его нельзя отнимать у бизнеса
Именно этот принцип прохождения всех необходимых процедур в одно время в одном месте лежал в основе создания не только автоматизированной системы, но и самого Центра таможенного оформления. "Важность этого центра заключается в том, что здесь в одном месте, наконец, находятся все госорганы и бизнес-структуры, которые нужны для таможенного оформления – и фитосанитарный, и ветеринарный контроль, и комитет по защите прав потребителей, органы сертификации, брокеры, почта, банки, столовая, - говорит Госман Амрин. - Раньше участник ВЭД приходил к нам (в таможню – прим. авт.), потом искал в другом месте Минсельхоз, в третьем месте искал, где заплатить, где сконвертировать деньги, особенно если это иностранные перевозчики, это создавало массу неудобств: попробуйте в Астане в часы пик проехать, это как минимум два-три часа тратить только на езду из одного конца в другой, особенно на грузовиках".
"Для бизнеса время – это деньги, все говорят: "Слушайте, мы хотели бы по всем стандартам не задерживать свой товар на границах, - продолжает он. – И сложность в том, что таможня может хорошо работать, но оттого, что сама таможня будет хорошо работать, это еще не означает, что бизнесу будет легко, если в других госорганах есть у нас транспортный контроль, фитосанитарный контроль, ветеринарный – если там будут проблемы. Потому что бизнесмен же не говорит о том, что у него на таможне хорошо, а остальных я стою, жду два часа. Поэтому нужно было всех по принципу единого окна посадить здесь". По словам зампреда КГД, согнать всех контролеров под одну крышу было тяжело, многие госорганы этому сопротивлялись, но здесь немалую роль сыграла активная позиция правительства и лично первого заместителя премьер-министра Бахытжана Сагинтаева. Который, по словам Госмана Амрина, использовал и административный нажим, если это было необходимо.
"Вторая часть важная деятельности этого центра – впервые на дверях указана жесткая регламентация времени оказания услуги, в течение какого времени госорганы обязаны друг другу передать участника ВЭД, - рассказывает представитель Комитета. – Теперь у нас жесткая регламентация по времени, раньше ее не было, говорили: "Я должен передать" – а когда, во сколько - неизвестно, естественно, когда нет регламентации, время тянется. Очень жестко прописали, Бахытжан Абдирович (вице-премьер Сагинтаев – прим. авт.) очень сильно на нас давил, говорил: "Пять минут максимум" или там минуту, он прямо говорил – "Вот пограничник, тебе минуты хватит же печать поставить, все!".
Помимо этого, центр обеспечивает прозрачность процедур оформления. "Вы сами видите, здесь вывешен экран, где видно, как досматривается груз, что создает психологическую основу для того, чтобы таможенник не допускал нарушений, - обратился Госман Амрин к участникам презентации. – Более того, теперь стоимость всех услуг абсолютно прозрачна, мы попросили владельцев складов временного хранения и брокеров вывесить все расценки на общее обозрение. Этого тоже не было, никогда участник ВЭД просто не знал, сколько стоит услуга. Естественно, говорили: "Стоимость прописана в прейскуранте", а где этот прейскурант – никто не знает. Поэтому немного наши брокеры сопротивлялись, но мы заставили их, если они оформляют декларацию за 30 тысяч тенге, то должно быть это написано в общем доступе, чтобы никто не спрашивал потом дополнительно по пять–десять тысяч тенге".
В итоге среднее время оформления грузов в столичном центре сократилось в среднем до 56 минут. Что является едва ли не самым лучшим показателем в целом по стране, где, по сведениям Госмана Амрина, по процедуре "экспорт" время оформления сейчас составляет меньше одного часа. Что касается оформления импорта, здесь время оформления "практически на уровне двух часов сегодня". "И транзит – транзит в зависимости от ситуации бывает от нескольких минут до четырех часов", это зависит от пункта пропуска", - пояснил зампред КГД. Но, по его заверению, постепенно вся страна получит аналогичные столичному "пилоту" центры таможенного оформления.
"Такие центры теперь будут размножаться, есть поручение, есть целая программа, по распоряжению премьер-министра принятая, о том, чтобы на примере Грузии создать зоны таможенного оформления подобного типа в Казахстане. Начнем, естественно, там, где очень большие торговые потоки у нас – на южной границе, на китайской границе, на Каспийском море – и постепенно во всех областных центрах и по всей границе у нас должны быть такие зоны таможенного оформления", - заключил Госман Амрин.
Игорь Воротной