Напомним, что в начале декабря вице-министр культуры и спорта Казахстана Сакен Мусайбеков заявил: после избрания его на пост вице-президента Азиатской конфедерации киберспорта профильное ведомство планирует активно взяться за развитие этого вида спорта в стране. В частности, он проинформировал, что в течение следующего, 2018 года ожидается создание федерации киберспорта в Казахстане, а в дальнейшем республика будет добиваться признания этой федерации в национальном олимпийском комитете и в Международной федерации киберспорта.
Abctv.kz обратился к киберспортсменам и экспертам, которые с этим направлением "на ты", чтобы узнать их мнение об этой инициативе министерства.
Киберспортсмен команды Virtus.pro по дисциплине Heartstone Олжас "Найман" Батырбеков: "Решение, думаю, позитивное. Ничего отрицательного, безусловно, нет. Киберспорт в наше время стал частью жизни большинства людей на планете. В Казахстане есть очень одаренная молодежь, у которой имеются большие возможности и шансы вывести казахстанский киберспорт на мировой уровень.
Однако надо учитывать существующие проблемы. В первую очередь, это сложившийся менталитет в нашем обществе, а именно недопонимание со стороны родителей и людей старшего поколения, что такое киберспорт, их негативное отношение к компьютерным играм в целом. И во вторую – отсутствие средств для участия и поездок на зарубежные турниры, обусловленное месторасположением нашей страны. Создание официальной федерации киберспорта будет способствовать решению данных проблем.
Мне кажется, что нужно вести активную просветительскую работу в прессе и на телевидении о необходимости и важности развития киберспорта в стране. Без хороших примеров, убедительных аргументов и разъяснений будет сложно преодолеть сложившийся стереотип в обществе – старшее поколение будет продолжать считать компьютерные игры пустой тратой времени. Это не означает, что после создания федерации родители должны перестать обращать внимание на своих детей, проводящих большое количество часов за компьютером. Родители должны понять, что талантливых детей можно направить в правильное русло.
Прогресс казахстанских киберспортсменов и команд в последние годы очевиден. У нашей страны уже есть база, с которой можно и нужно начинать развивать киберспорт. Все зависит от того, насколько активно будут работать люди, занимающиеся созданием официальной федерации".
Менеджер команды Gambit по дисциплине CS.GO Еркебулан Куришбаев: "Заявление господина Сакена Мусайбекова – это однозначно шаг вперед в индустрии киберспорта для нашей страны. В нашей стране очень много людей, желающих развивать данное направление. Все, что делалось для киберспорта в Казахстане по сегодняшний день, делалось частными лицами и энтузиастами, которые не хотели отставать от запада. Лично у меня всегда была мечта вывести казахстанских киберспортсменов на международный уровень. Команда Gambit – живой пример того, что у нас много талантов, которые способны выводить имидж Казахстана на новый уровень по всему миру. Но все достижения благодаря зарубежным инвестициям. Всегда не хватало поддержки от государства.
Россия относительно недавно пришла к пониманию, что киберспорт имеет будущее, и, насколько я знаю, прилагают немалые усилия для его развития. Пришла наша очередь. Как человек, имеющий опыт, могу отметить две возможные проблемы: проблема развития киберспорта в Казахстане могут оказаться пустыми словами. Грубо говоря, для галочки. Мол, все делают, мы тоже сделаем для вида. Второе – это кадры. Если в данном направлении будут работать некомпетентные люди, то "развитие" обречено на провал. Индустрия киберспорта не менее сложная, чем любой вид бизнеса, и имеет очень много аспектов и нюансов. Скажем, если меня назначат директором компании, в сфере которой я ничего не понимаю, конечно же, я не смогу держать ее на плаву и, тем более, сделать ее прибыльной
Начинать, на мой взгляд, нужно с элементарного: собрать некую фокус-группу людей, которые так или иначе причастны к индустрии и заинтересованы в развитии. Построить краткосрочные и долгосрочные планы. Выявить приоритетные дисциплины. Начать работу с населением об их предубеждении к данной индустрии. Старшее поколение все еще считает, что киберспорт всего лишь детские забавы и ничего серьезного геймер из этого не извлечет. Если мы сможем переубедить в этом наших родителей, то молодежь сможет получить ту моральную поддержку, которой им не хватает.
Также очень важный аспект – финансирование. Должны быть серии турниров по разным играм в течение года, что будет являться мотивацией для молодых игроков. Лучшие из лучших смогут получать стипендии или зарплаты и тренировочные базы от государства. Ну и, конечно же, самое главное – Интернет в стране должен улучшаться. Это поможет тренироваться с лучшими европейскими командами.
Начать все это в начале 2018 года вполне реально. Можно начать с какого-нибудь турнира на всю страну. Люди должны знать, что все еще есть надежда. Проведя крупный турнир по двум-трем дисциплинам, можно собрать очень полезную метрику для привлечения частных инвесторов. Опять же, очень важно иметь правильные кадры".
Разработчик мобильных игр CEO Impala Development Фарух Халпетов: "Последние шесть лет занимаюсь разработкой игр, а киберспортом увлекался с ранних лет. На моей памяти, за десять лет в Казахстане было создано около пяти разных федераций киберспорта, и где они сейчас? Помню несколько небольших турниров, на этом все быстро закончилось. Компьютерный спорт во всем мире развивается бешеными темпами, поскольку это единственный способ для государства и бизнеса достучаться до поколения миллениалов, которые не смотрят телевизор и не отрывают взгляд от смартфона.
Если говорить о новой федерации, я настроен достаточно позитивно. Для развития киберспорта в стране необходимы хорошие менеджерские кадры. Говоря от лица сообщества, могу сказать, что в киберспорте играют огромную роль медиа и маркетинг, так как аудитория киберспорта полностью цифровая и погружена в социальные сети и игровые ресурсы, о которых многие наши соотечественники и не подозревают.
Начинать, на мой взгляд, следует с открытого сообщения в СМИ о том, что образовывается инициативная группа. Результаты не заставят себя ждать, в казахстанском сообществе огромное количество энтузиастов, которые готовы заниматься развитием киберспорта в стране. Что касается сроков, то федерация может быть создана за один день.
На самом деле для развития киберспорта в стране нужна понятная и подробная дорожная карта развития инфраструктурных блоков, как в традиционном спорте (академия, юношеская лига, любительская, профессиональная,). Плюсы киберспорта в том, что динамика намного быстрее, чем в традиционном спорте.
На пути наших кибератлетов стоит огромная проблема в виде скорости отклика интернет-соединения, на первый взгляд, звучит смешно, но множество талантливых игроков уезжает за границу не в поисках больших денег. Просто мы не можем конкурировать на мировой арене, так как мы медленнее в два, а то и три раза, для того чтобы играть этого достаточно, а вот в этом спорте важна каждая миллисекунда.
С точки зрения бизнеса и инвестиций в индустрию. Считаю, что это уникальный шанс для нашей страны занять доминантное положение на мировой арене, так как объем инвестиций, требуемых для развития киберспорта, не сравним ни с одним из традиционных видов спорта – в разы меньше. Что стало причиной бурного роста киберспорта в развивающихся азиатских странах. Географическое расположение нашей страны идеально для проведения масштабных евроазиатских турниров".
Тулеубек Арынов