RU KZ
Километры под контроль

Километры под контроль

13:34 05 Апрель 2017 5232

Километры под контроль

Автор:

Ирина Севостьянова

Депутаты просят навести порядок в ценообразовании на использование подъездных путей.

В мажилисе подняли вопрос о странностях ценообразования на использование подъездных путей. Руководитель фракции "Ак жол" Азат Перуашев на пленарном заседании озвучил запрос на имя министра национальной экономики Тимура Сулейменова, в котором перечислил все существующие проблемы. 

По словам господина Перуашева, в партию "Ак жол" поступают обращения предпринимателей из Алматы, Костаная, Павлодара и других регионов "по поводу многократного и необоснованного завышения тарифов на пользование подъездными железнодорожными путями".

"Приватизировавшие их новые ветвевладельцы увеличили проездную плату за услуги несоизмеримо выше прежней стоимости, взимавшейся АО «Қазақстан Темір Жолы». Парадокс состоит в том, что использующие эти пути реальные производители (ветвепользователи), выпускающие реальную продукцию, вынуждены отдавать десятки миллионов тенге структурам, которые сами ничего не производят. Зато у этих фирм всегда есть возможность поставить шлагбаум или перекинуть цепь перед эшелонами с отгруженным товаром. И их совершенно не интересует, какие проблемы нужно решить предприятию, чтобы организовать производственный процесс, продавать товар, платить налоги и заработную плату работникам. Они просто в любой момент могут создать производству ещё одну проблему, чем успешно пользуются", - заявил депутат. 

Он привел такие примеры: Алматинский завод мостовых конструкций оплачивает за проход своих вагонов трем ТОО: «Енисей», «ППЖТ-1», «ППЖТ-2» в среднем 30 тысяч тенге за каждый вагон от ворот ТОО «АЗМК» до станции Алматы-1.

"В целом это составляет от 50 до 80 млн в год, которые просто капают кому-то в руки без особых трудов. На том же участке находятся ещё 38 предприятий-ветвепользователей. Просто умножьте 50 млн на 38 – получится около 2 млрд тенге, это будет доход ветвевладельцев только на одном участке без каких-либо особых затрат, поскольку пути и их инфраструктура были проложены до них, причём на налоги самих производителей", - подчеркнул господин Перуашев.

По его данным, есть жалобы и на необъяснимое увеличение тарифов и перекрытие путей, в результате чего возникает угроза остановки отгрузки продукции. При этом производители вынуждены соглашаться на все эти условия, поскольку у них просто нет альтернативы. 

"Парадоксально, что при общении с руководством Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции министерства национальной экономики нас уверяли в "законности" тарифов, так как эта деятельность якобы "находится в конкурентной среде". Но когда разные участки одного и того же подъездного пути от предприятия до магистрали принадлежат разным хозяевам, то это не конкуренция, потому что ни один такой отрезок вагону объехать невозможно. И эти участки не создают альтернативы выбора, а все вместе вешают свои аппетиты на реального производителя", - заявил мажилисмен. 

Актуальность запроса отметил и председатель мажилиса Нурлан Нигматулин.

"Получается, если, образно говоря, переводя на жилье в подъезде, чтобы попасть к себе в квартиру, кто-то участок взял, шлагбаум поставил, и каждое утро и вечер ты должен платить", - объяснил он сложившуюся схему работы.

"Наверное, настало время уже разобраться в этом вопросе. Никто не будет национализировать, здесь вопрос регулирования: государственные железные дороги – мы регулируем тарификацию, электроэнергия – регулируем тарификацию. А этим по километру, по полкилометра когда-то кто-то нарезал, оставил, теперь они вообще выпали из поля зрения тарифного регулирования. Хотя бы через тарифы надо как-то регулировать", - подчеркнул спикер мажилиса.

Председатель палаты даже попросил представителя правительства в парламенте взять этот запрос на особый контроль и обратился к парламентским журналистам с просьбой проследить и опубликовать не только сам запрос, но и ответ министерства нацэкономики на него. Впрочем, на подготовку ответа у госоргана, согласно действующим нормам, есть месяц. 

Ирина Севостьянова