Километры разрухи: почему дороги на севере Казахстана не выдерживают проверку временем?

4533

Несмотря на многочисленные жалобы со стороны населения на плохое качество дорог, ни одна дорожностроительная компания не вошла в список недобросовестных.

Километры разрухи: почему дороги на севере Казахстана не выдерживают проверку временем? Фото: Павел Притолюк

Только в 2020 году на ремонт дорог в СКО было направлено 26,9 млрд тенге. Большая часть средств была выделена из республиканского бюджета – 17,6 млрд тенге, сообщает inbusiness.kz.

Сеть автодорог в Северо-Казахстанской области составляет 8,9 тыс. км. На республиканские приходится 1,9 тыс. км, на областные примерно столько же, 5,4 тыс. – районные. Не так давно прошедшая ремонтная кампания якобы довела показатели хороших и удовлетворительных дорог до 69%.

В минувшие годы доля плохих трасс в регионе превышала 40%. Естественно, жителей области такое положение дел не устраивало, поэтому тема плохих дорог постоянно оставалась и остается актуальной.

К примеру, который год стопорится вопрос с ремонтом дороги до пригородного села Шаховское. Всего 14 км от Петропавловска, и абсолютная разруха на протяжении всего пути. Жалуются на качество дорожного полотна и в деревне Сумное. 60 км от областного центра, однако не каждый местный житель, а тем более таксист готов рискнуть прорваться сквозь местные ухабы. И подобных случаев – десятки. Но пока сельчане остаются вне объектива ремонтной кампании.

Впрочем, гарантировать то, что реконструкция дорожного полотна станет абсолютной панацеей от всех бед, тоже невозможно. Факты недобросовестного подхода к ремонтной кампании со стороны подрядчиков фиксируются на постоянной основе. Филиал первого антикоррупционного медиацентра общественным мониторингом дорожных работ занимается с 2017 года. Говорят, несмотря на то, что со стороны государства ежегодно вбухиваются огромные средства на реконструкцию дорожного полотна, качество проводимых работ оставляет желать лучшего.

"Мы отмечаем, что с каждым годом все больше и больше жалоб со стороны населения идет как на качество ремонта дорог, так и внутридворовых территорий. То, что люди не удовлетворены реконструкцией, мы видим и по мониторингу социальных сетей. Выделяемые бюджетные средства для дорожников постоянно растут, и в связи с этим возникает вопрос, по какой причине страдает качество", – говорит руководитель филиала Руслан Асаубаев.

Очевидно, этот вопрос стоит адресовать не только подрядным организациям, но также и самому заказчику в лице местных исполнительных органов, которые, несмотря на явные нарушения при строительстве, работы все равно принимают.

"В 2020 году акимат отвечал нам, что якобы он дает предписания на устранение дефектов или устранение в рамках гарантийных обязательств. Однако подрядчики не принимают никаких мер. Здесь мы считаем, что политику в отношении подрядчиков акимат должен ужесточить. Не руганью и разговорами о патриотизме, а действовать в рамках действующего законодательства: подавать на них в суд, требовать выполнения гарантийных обязательств. Но, как мы видим по прошлому году, несмотря на наши заявления, жалобы от людей, всего по трем подрядчикам в СКО дела были переданы в суд", – отмечает Руслан Асаубаев.

В области плохо работает и технический надзор. Об этом говорили в ходе недавнего совещания в антикоррупционной службе, посвященного дорожному строительству.

"В 2020 году на всех объектах, где технадзор должен был постоянно находиться и осуществлять контроль за технологическим сопровождением ремонта, фиксировалось отсутствие привлеченного технадзора или же один и тот же эксперт курировал по несколько объектов у одного заказчика", – отметил в ходе той встречи директор филиала РГП "Национальный центр дорожных активов" Жолдыбай Тентеков.

"Яркий" пример такого подхода к ремонту – скандал вокруг отремонтированной дороги к селу Заградовка, о котором в Северо-Казахстанской области слышали многие. Разваливающийся асфальт, не соответствующая нормативам ширина реконструированного полотна и мистические дорожные знаки, которые якобы кто-то украл, как это твердил руководитель местного отдела ЖКХ, но потом оказалось, что их не устанавливали вовсе. Проект обошелся казне больше чем в 300 млн тенге. Впрочем, серьезных наказаний для фигурантов этой истории никто так и не дождался. Подрядчика, по последним данным, от ремонта дорог областного значения отвадили, но это не помешало ему стелить асфальт в Петропавловске. Более того, у общественников есть опасения, что компания при ребрендинге может вновь стать участником крупных конкурсов на дорожное строительство.

В этом году за контроль над качеством ремонта дорог местные власти вроде решили взяться основательно. Даже ввести трехступенчатый мониторинг и штрафовать недобросовестных подрядчиков. Насколько подобные заверения будут реальными, покажут итоги ремонтной кампании 2021 года, на которую выделено 8 млрд тенге.

Совпало и то, что все обещания об усилении контролирующих мер со стороны чиновников появились практически одновременно с поручением главы государства о необходимости выправления ситуации по улучшению качества дорожного полотна в стране.

Напомним, Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что наши дороги требуют ежегодного ремонта, который выполняется некачественно и приводит к неэффективному расходованию государственных средств.

Павел Притолюк


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться