Согласно исследованию Freedom Finance, в топ-5 наиболее востребованных среди казахстанцев мест для проведения досуга вошли кинотеатры (64,5%), музыкальные концерты (56,7%), парки развлечений (56,4%), музеи (43,6%) и театры (42,8%). Меньше всего казахстанцы посещают стендап-концерты (64,5% респондентов ни разу не посещали их за последний год), публичные лекции (51,5%), библиотеки (48,7%), цирки (45,3%) и театры (43,1%). Об этом сообщает inbusiness.kz.
При проведении исследования обозначилась примечательная статистика из кинопроката. Во-первых, количество посетителей за 2023 год вышло на исторические максимумы, что говорит о развитии данного вида досуга в Казахстане. Доходы в сфере кинопроката за 11 лет выросли в 3,7 раза – до 37 млрд тенге, что также является историческим максимумом. Во-вторых, индустрия кинопроизводства имеет неплохие цифры – данные показывают, что около трети всех просмотров отдано фильмам местного производства, причем цифры также сходятся и с ответами респондентов. Еще более примечательно то, что, по данным БНС (бюро национальной статистики), доля просмотревших казахстанские фильмы и производства США не так уж и сильно разнится: 32% – у казахстанских фильмов и 34% – у американских. В опросе данный момент дает более разнящиеся цифры, однако причиной тут может быть простое причисление респондентами фильмов из Европы, Канады и Австралии к числу голливудских.
“Также интересным моментом в кинодосуге стало отличие основных лидеров в Казахстане – Алматы и Астаны. Так, столицей просмотров кино можно назвать Алматы, сюда приходится 39% (против 14% – у Астаны) всех кинопоказов полнометражных фильмов. Однако более забитые залы находятся именно в Астане: среднее количество зрителей на сеанс в столице в 1,7 раза больше (31,4 против 18,7 – в Алматы). Это объясняется тем, что на южную столицу приходится в два раза больше количества кинотеатров, в два раза больше посадочных мест, в 2,8 раза больше показов “полнометражек” и в 1,7 раза больше посетителей”, – отмечается в исследовании.
При исследовании парков аналитиков привлекло их количество в Туркестане – сразу 27, что является наибольшей величиной по Казахстану. Например, по данным БНС, в Алматы парков развлечений под открытым небом лишь четыре, однако тут они занимают самую большую площадь в стране – 10,4 млн квадратных метров. Заметно, что в новых городах по типу Астаны и Туркестана их количество и площадь растут заметно быстрее, нежели в Алматы, где площадь не менялась уже длительное время. Опрос показал, что посещением парков чаще всего интересуются казахстанцы 25-34 лет, состоящие в браке и имеющие детей до 18 лет, что говорит о том, что данный вид досуга является “самым семейным”.
Относительно неплохо, согласно исследованию, дела обстоят и у зоопарков, несмотря на рост негатива в социуме на данный вид досуга. Даже с учетом снижения их общей площади количество посетителей в 2023 году вышло на максимальные значения. В Казахстане в 2023 году зарегистрировано 11 зоопарков.
“Наибольшее проявление стагнации заметно у театров – их количество не менялось за те 11 лет, по которым вело учет БНС. Также без изменений и количество новых постановок. За 2023 год казахстанские театры провели 16,5 тыс. мероприятий. В среднем на один театр в прошедшем году пришлось 223 мероприятия, и 180 человек побывали на каждом. В отличие от парков развлечений, которые мы назвали “самым семейным” видом досуга, театры можно назвать самыми романтическими – их респонденты чаще всего посещают со своей парой (41,4%)”, – говорится в сообщении.
Количество музеев за 11 лет (по данным, доступным в БНС) увеличилось на четверть – с 221 до 275. Наиболее популярными по количеству посещений типами музеев являются исторический (45,2%), краеведческий (25%) и художественный (23,9%). Самое большое их количество находится в Туркестане, что оправдывает исторический статус города. Примечательно, что на него также приходится самое большое количество парков и библиотек.
Общее количество зрителей на концертах в 2023 году составило 4,3 млн человек. 2,9 млн посетили концерты, проведенные в той же области, где расположена концертная организация, а 1,4 млн – в других областях, что можно причислить к внутреннему ситуационному туризму. Наиболее популярными среди респондентов оказались концерты поп-музыки (36,4%). Концерты классической музыки (22,8%), рок (19,1%), хип-хоп или рэп-концерты (18,9%) и детские концерты (17,4%) примерно одинаково интересны казахстанцам. Тем не менее большинство респондентов (64%) ответили, что не посетили ни одного музыкального мероприятия за прошедший год.
“Просматривая статистику спортивных мероприятий, интересно было выявить топ лучших предпочтений к просмотру и посещений – на первом месте ожидаемо оказались футбольные матчи (45,8%). Далее следуют любимые казахстанцами единоборства и бокс (21,6%). На третьем месте – популярный на севере страны хоккей (17,8%). Наиболее частыми посетителями спортивных мероприятий оказалась молодежь 16–24 лет”, – отмечается в исследовании.
Подавляющее большинство казахстанцев посещали торгово-развлекательные центры за последний год (87,8%). Более половины из них посещали ТРЦ несколько раз в месяц (33,8%), или несколько раз в неделю (18,4%). Основными целями посещений оказались покупки (69,5%), отдых и развлечения (54,8%). При опросе респондентов о том, каким видом отдыха либо развлечений они занимались в ТРЦ, 59,1% ответили, что просто гуляли.
“При опросе о величине среднего чека, который респондент был готов потратить в месте досуга, мы часто встречали сумму в 5 тыс. тенге. Средняя стоимость похода в кинотеатр составила 2,5 тыс. тенге, в музей – 2 тыс., в театр – 3 тыс., в парк – 5 тыс., на музыкальный концерт – 5 тыс., на спортивное мероприятие – 3 тыс. тенге”, – отмечают аналитики.
В топ основных причин отказа от посещения практически всех культурных мероприятий в зависимости от их типа вошли высокая цена, отсутствие времени и интереса к данному виду досуга, отсутствие возможностей для посещения в городе проживания и интересных для респондента мероприятий. В случае кинотеатров основной причиной отказа является отсутствие времени (43,2%), тогда как категории отсутствия интереса, высокой цены и нехватки интересных фильмов встречались в ответах лишь в 16-19% случаев. В отношении театров и музеев значимо чаще респонденты упоминали отсутствие данного культурно-досугового места в городе проживания (у 27,2% опрошенных нет театров и у 23,8% – музеев). Для сравнения: данный вариант ответа для кинотеатров составлял 10,8%.
В случае отказа от посещения музыкальных концертов высокая цена вошла в тройку основных причин и является лидирующей (38,7%). В то время как для спортивных мероприятий, стендап-концертов и парков развлечений основной причиной является отсутствие интереса к мероприятию или месту, времени или возможности посещать его в городе проживания.
Как в случае с библиотеками, так и с публичными лекциями и цирками лидирующей причиной является отсутствие интереса к данному виду досуга. При этом высокая цена занимает второе место среди причин отказа от посещения публичных лекций (31%) и цирков (35,8%).