26 мая
independent.co.uk: Китай приглашает иностранных студентов с "безусловными предложениями" после того, как Трамп запретил им посещать Гарвард
Китай выступил с “безусловными предложениями” для иностранных студентов Гарварда на фоне продолжающегося конфликта американского университета с администрацией Дональда Трампа. Администрация Трампа на прошлой неделе лишила Гарвард права принимать иностранных студентов, предоставив иностранным студентам выбор: либо перевестись в другие университеты, либо потерять свой юридический статус. Федеральный судья в пятницу временно заблокировал это решение и назначил слушания на 29 мая.
Запрет, вступивший в силу в 2025/2026 учебном году, был введен после того, как администрация заявила, что Гарвард поощряет антисемитизм и координирует свои действия с Коммунистической партией Китая. Этот шаг затронет около 1300 китайских студентов, которые составляют примерно пятую часть международного контингента Гарварда.
Министр образования Гонконга Кристин Чой призвала университеты в китайском финансовом центре принимать “выдающихся студентов со всего мира”.
“Что касается иностранных студентов, на которых распространяется политика приема в Соединенные Штаты, бюро по образованию обратилось ко всем университетам Гонконга с просьбой принять меры по упрощению процедур для студентов, имеющих на это право", – говорится в заявлении г-жи Чой.
Образовательное бюро сообщило, что связалось с Гарвардским клубом Гонконга, чтобы предложить поддержку студентам, пострадавшим от переезда.
“Мы продолжим внимательно следить за потребностями студентов, на учебу которых повлияли изменения в глобальном образовательном ландшафте”, – заявили в бюро, добавив, что рассмотрят меры поддержки в рамках роли города как "международного образовательного центра".
Министр образования сказала, что университеты Гонконга используют правительственные меры, в том числе смягчают максимальные ограничения для иностранных студентов, чтобы привлечь учащихся в город.
Гонконгский университет науки и технологий (Hong Kong University of Science and Technology) в пятницу пригласил иностранных студентов Гарварда продолжить обучение в городском университете.
Университет заявил, что готов “предоставить безоговорочные предложения, упрощенные процедуры приема и академическую поддержку, чтобы облегчить переход для заинтересованных студентов”.
Тем временем Трамп потребовал, чтобы Гарвард предоставил его администрации “имена и страны” всех своих иностранных студентов. Согласно последним данным, предоставленным университетом, в таком списке будет около 6793 имен.
“Почему Гарвард не заявляет, что почти 31% его студентов – иностранцы, и все же эти страны, некоторые из которых вовсе не дружелюбны к Соединенным Штатам, ничего не платят за обучение своих студентов и никогда не собирались этого делать”, – заявил он на своей странице в социальной сети Truth Social.
Администрация ранее предупреждала, что федеральное финансирование Гарвардского университета окажется под угрозой, если оно не будет соответствовать требованиям президента, которые включали прекращение программ по обеспечению разнообразия, проведение аудита “разнообразия точек зрения” и роспуск пропалестинских демонстраций.
Профессора и сотрудники Гарварда выступили в поддержку своих иностранных студентов, а администрация университета заявила, что стремится к тому, чтобы студенты могли остаться.
27 мая
cgtn.com: В Китае состоялся турнир по боксу между роботами-гуманоидами
В городе Ханчжоу китайской провинции Чжэцзян состоялся первый боксерский поединок между человекоподобными роботами, сообщает Медиакорпорация Китая (CMG). Под управлением четырех команд операторов на ринг вышли роботы G1, разработанные китайским стартапом Unitree Robotics. По итогам боя, состоящего из трех раундов, появился первый в мире чемпион – человекоподобный робот по боксу.
По словам члена правления Unitree Robotics Ван Цисиня, данное соревнование направлено на демонстрацию уровня обновления алгоритмов роботов и уровня научных исследований и разработок в области программного обеспечения. Кроме того, мероприятие было предназначено для проверки конструкций роботов.
Напомним, в апреле текущего года в Пекине прошел первый в мире полумарафон с участием роботов-гуманоидов. После 2 часов 40 минут 24 секунд бега Тiangong Ultra высотой 1,8 м и весом 55 кг пересек финишную линию первым и стал чемпионом. Во время бега он поддерживал скорость 7-8 км в час.
В Китае наблюдается стремительный рост индустрии робототехники. Согласно отчету об индустрии роботов-гуманоидов, опубликованному в 2024 году на Всемирной конференции по искусственному интеллекту в Шанхае, объем рынка роботов-гуманоидов в Китае в том же году составил около 2,76 млрд юаней. Ожидается, что к 2029 году он увеличится до 75 млрд юаней, что составит 32,7% от мирового рынка.
bbc.com: Китайская компания Volvo Cars сократит 3000 рабочих мест
Шведский автопроизводитель Volvo Cars заявляет, что сократит около 3000 рабочих мест в рамках своих мер по сокращению расходов.
Фирма заявляет, что увольнения в основном затронут офисные должности в Швеции, на которые приходится около 15% ее сотрудников – белых воротничков.
В прошлом месяце Volvo Cars, принадлежащая китайской группе Geely Holding, объявила о "плане действий" по реорганизации бизнеса стоимостью 18 миллиардов шведских крон (1,9 миллиарда долларов; 1,4 миллиарда фунтов стерлингов).
Мировая автомобильная промышленность сталкивается с рядом серьезных проблем, включая введение президентом США Дональдом Трампом 25-процентных пошлин на импортные автомобили, удорожание материалов и замедление продаж в Европе.
Исполнительный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон указал на "сложный период", с которым столкнулась отрасль, в качестве причины увольнений.
"Объявленные сегодня действия были непростыми решениями, но они являются важными шагами по мере того, как мы создаем более сильную и устойчивую компанию Volvo Cars", – говорится в его заявлении.
Ранее в этом месяце компания сообщила, что ее мировые продажи в апреле упали на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
28 мая
cgtn.com: Китай анонсировал безвиз для граждан Саудовской Аравии, Омана, Кувейта и Бахрейна
Китай анонсировал введение безвизового режима для граждан еще четырех стран. С новыми правилами журналистов ознакомила официальный представитель МИД КНР Мао Нин.
Официальный представитель МИД КНР Мао Нин:
"С 9 июня 2025 года по 8 июня 2026 года в тестовом режиме будет действовать безвизовый режим для обладателей обычных паспортов из Саудовской Аравии, Омана, Кувейта, Бахрейна. Они смогут приезжать в Китай без виз на срок не более 30 дней с деловыми, туристическими, частными или гостевыми целями. Учитывая введение взаимного безвиза с Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром в 2018 году, теперь безвизовая политика распространяется на все государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Мы приглашаем всех совершать больше спонтанных путешествий в Китай".
carnewschina.com: Chevrolet готовится покинуть Китай
Еще один известный бренд собирается покинуть китайский рынок. Бывший автогигант SAIC-GM, китайско-американское совместное предприятие, сталкивается с сокращением доли рынка и готовится внести “стратегические коррективы” в три своих бренда (Chevrolet, Buick, Cadillac) в Китае, чтобы остановить убытки.
Продажи Chevrolet в Китае снижаются уже шесть лет подряд. Согласно данным China EV DataTracker, в 2018 году в Китае было продано более 640 000 автомобилей, в то время как в 2023 году было продано всего 168 588 единиц. Но это не было пределом – 2024 год сильно ударил по Chevrolet, поскольку продажи компании упали на 68,7%, до 52 774 автомобилей.
И это, возможно, еще не предел. В 2025 году (январь-апрель) Chevrolet продала 5314 автомобилей, что на 75,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это составляет в среднем 1300 автомобилей в месяц, причем на долю Chevry Monza приходится 80% продаж. Согласно расчетам CarNewsChina, это на 97,6% ниже среднего показателя в 54 300 автомобилей в месяц в 2018 году.
Согласно сообщению китайского издательства Zaker, все проекты Chevrolet, которые не входят в программу SORP (начало регулярного производства), были отложены на неопределенный срок (читай = отменены), включая модели с внутренними кодовыми названиями C223, C1YC-2 и D2UC-2 ICE. В отчете отмечается, что все продукты, находящиеся в массовом производстве, скоро достигнут EOP (окончания производства).
Предполагалось, что C223 будет полностью электрическим внедорожником (Trail EV), C1YC-2 – флагманским внедорожником, а D2UC-2 ICE - это новое кодовое название Chevrolet TrailBlazer. Все эти адаптированные для Китая модели были готовы к выпуску на китайский рынок к концу 2023 года, однако из-за проблем Chevy в Китае они не были запущены, и проект в конечном итоге был закрыт.
В ответ на недавнее сообщение генеральный директор SAIC-GM Лу Сяо заявил, что “слухи о том, что бренд Chevrolet уйдет из Китая, являются фейковыми новостями”, и пообещал, что “мы не откажемся от Chevrolet”.
29 мая
Синьхуа: В Китае замедлился рост заболеваемости COVID-19
В Китае наблюдается замедление роста случаев заражения COVID-19, в большинстве регионов провинциального уровня достигнут пик заболеваемости или отмечается тенденция к снижению. Об этом сообщило в среду Государственное управление по контролю и профилактике заболеваний КНР.
Как отметили в ведомстве, патогенность доминирующих штаммов вируса и клиническая тяжесть заболевания остаются в основном неизменными.
Результаты мониторинга показывают, что уровень заражения COVID-19 в южных регионах провинциального уровня выше, чем в северных, при этом клинические случаи преимущественно протекают в легкой или бессимптомной форме.
Количество обращений в поликлиники для пациентов с повышенной температурой и число тяжелых случаев не превышают предыдущих пиковых значений и не оказывают заметного влияния на обычный порядок работы медицинских учреждений.
С начала марта в Китае фиксировался низкий уровень заболеваемости гриппом и другими острыми респираторными инфекционными заболеваниями, в то время как число случаев COVID-19 постепенно росло.
reuters.com: Китай заявляет, что обеспокоен расследованием ЕС в отношении китайских шин
Министерство торговли Китая заявило в четверг, что Китай будет защищать законные права и интересы китайских фирм, когда его спросили о начале Европейским союзом расследования предполагаемого демпинга шин в Китае.
Китай "очень обеспокоен" таким шагом ЕС и призывает блок вступить в диалог и консультации с Китаем, чтобы решить проблемы друг друга, заявил представитель министерства на регулярном брифинге для прессы.
cnbc.com: В Китае разгорается ценовая война за электромобили. Что стоит за большими скидками?
Конкуренция на китайском рынке электромобилей только усилилась, что имеет последствия для национальной экономики и даже мирового автомобильного рынка. На прошлой неделе компания BYD объявила о многочисленных скидках — некоторые из них составляют почти 30% и более — на несколько недорогих моделей, работающих только на аккумуляторах, и гибридных моделей. Цена бюджетного компактного автомобиля Seagull снизилась до 55 800 юаней (7750 долларов).
“На этот раз действия BYD заставили отрасль изрядно понервничать”, – сказал Чжун Ши, аналитик Китайской ассоциации автомобильных дилеров, в переводе CNBC.
“Недавняя ценовая конкуренция на автомобили подчеркивает, что дисбаланс спроса и предложения продолжает подпитывать дефляцию”, – заявил в среду в своем отчете главный экономист Morgan Stanley по Китаю Робин Син.
На китайском рынке электромобилей уже в течение последних двух лет идет ценовая война, частично подпитываемая Tesla. Но на этот раз традиционные автопроизводители, в том числе государственные, испытывают значительные трудности, поскольку на долю новых энергетических транспортных средств приходится около половины новых легковых автомобилей, продаваемых в Китае.
На прошлой неделе председатель правления Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюнь предупредил о “вечном подъеме” в автомобильной промышленности Китая, который еще только предстоит пережить, сравнив быстрорастущую индустрию электромобилей с раздутым сектором недвижимости в стране. Откровенный руководитель частного автомобильного сектора дал интервью китайскому изданию Sina, опубликованное 23 мая.
В Китае средняя розничная цена на автомобиль упала примерно на 19% за последние два года и составила около 165 000 юаней (22 900 долларов), согласно отчету Nomura, опубликованному на этой неделе, со ссылкой на отраслевые данные исследовательского института Autohome Research Institute.
В отчете говорится, что снижение цен на гибридные автомобили или автомобили с увеличенным радиусом действия было гораздо более значительным – на 27% за последние два года, в то время как цены на автомобили, работающие только на аккумуляторах, снизились на 21%. В отчете отмечается, что цены на традиционные автомобили, работающие на топливе, были ниже среднего на 18%.
Для сравнения, средняя цена нового автомобиля в США в апреле составила 48 699 долларов, что почти на 1% больше, чем двумя годами ранее, согласно расчетам CNBC на основе данных Cox Automotive. Средняя цена электромобиля в прошлом месяце была еще выше – 59 255 долларов.
Последний раунд снижения цен BYD не затронул более дорогие модели компании стоимостью около 200 000 юаней, такие как флагманский электрический седан Han. Агентство Reuters сообщило, что новейшая модель Han, выпущенная в феврале, по его расчетам, была примерно на 10% дешевле своей предыдущей версии.
В последние несколько месяцев высшее руководство Китая все чаще призывает к усилиям по борьбе с непроизводительной конкуренцией в бизнесе, известной как “инволюция”. Этот термин упоминался в годовом отчете премьер-министра о работе в марте и на заседании регулятора рынка на прошлой неделе, на котором содержался призыв к “всестороннему устранению ‘инволюционной” конкуренции".
Однако масштабные усилия по производству недорогих электромобилей в Китае и последующее стремление автопроизводителей выйти на другие рынки усилили опасения по поводу их влияния на автомобильную промышленность других стран.
Европейский союз ввел пошлины на импорт электромобилей китайского производства после проверки компаний на предмет использования государственных субсидий при их производстве. США также ввели 100%-ные пошлины на электромобили китайского производства, перечеркнув надежды на то, что эти автомобили могут выйти на второй по величине автомобильный рынок в мире.
Но в ЕС тарифы оказали ограниченное влияние. По данным JATO Dynamics, в апреле BYD впервые превзошла Tesla по продажам в Европе. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, продажи Tesla в Европе в этом месяце упали на 49%.
30 мая
cgtn.com: В Китае принимают допмеры для трудоустройства молодых специалистов
Вскоре после того, как выпускники вузов получат дипломы, в КНР начнется пиковый сезон на рынке труда. Крупные китайские технологические компании заранее активизировали свои усилия по стабилизации и расширению рабочих мест, рассматривая большое количество заявок от молодых специалистов.
Китайский интернет-гигант Tencent, разработчик мобильной коммуникационной системы WECHAT, этой весной запустил крупнейший в своей истории план по трудоустройству молодых специалистов. На прохождение стажировки в компании в течение ближайших трех лет выделено 28 000 мест.
Руководитель отдела подбора персонала компании Tencent Ло Хайбо:
"Разработка крупномасштабных проектов требует от нас поиска новых талантов. Нестабильная международная ситуация и последующая корректировка структуры национальной экономики оказали давление на трудоустройство молодых специалистов. Мы должны взять на себя социальную ответственность".
В 2025 году компания Tencent наберет 10 000 стажеров, 60 процентов из них будут работать в технической сфере. Согласно предварительным данным, число выпускников колледжей и вузов в Китае в этом году превысит 12 миллионов – на 430 000 больше, чем в прошлом году. Крупные компании, реагируя на ситуацию, обещают расширить возможности трудоустройства и усилить профессиональную подготовку молодых специалистов. Чтобы помочь снизить нагрузку на бизнес, правительство КНР представило новые руководящие принципы, направленные на повышение качества работы государственных служб занятости. Эксперты заявляют, что в ближайшее время будут предприняты дополнительные усилия для оказания помощи выпускникам колледжей и вузов в трудоустройстве и иные меры, позволяющие сделать переход от студенческой жизни к полноценной работе максимально эффективным и безболезненным.
reuters.com: Китай сигнализирует о смягчении позиции в отношении ограничений на экспорт редкоземельных элементов
Китай заявил, что будет и дальше сотрудничать с другими странами в вопросах контроля за экспортом редкоземельных элементов, поскольку из-за дефицита производители автомобилей и полупроводников в Европе и Индии находятся под угрозой закрытия.
Китай, который контролирует более 90% мировых мощностей по переработке редкоземельных магнитов, используемых во всем, от автомобилей и истребителей до бытовой техники, в начале апреля ввел ограничения, обязывающие экспортеров получать лицензии в Пекине.
Хотя было выдано несколько лицензий, в том числе некоторым поставщикам Volkswagen, индийские автопроизводители заявляют, что они не получили ни одной и будут вынуждены прекратить производство в начале июня.
"Мы готовы укреплять диалог и сотрудничество в области экспортного контроля с соответствующими странами и регионами и остаемся приверженными поддержанию стабильности глобального производства и цепочек поставок", – заявил в пятницу официальный представитель министерства иностранных дел Линь Цзянь, отвечая на вопрос о мерах контроля.
Китайские государственные СМИ сообщили в среду, что страна может ослабить ограничения на экспорт редкоземельных элементов для китайских и европейских полупроводниковых компаний после встреч представителей промышленности и министерства торговли, на которых был поднят вопрос о дефиците.
Ранее на этой неделе газета New York Times сообщила, что Соединенные Штаты приостановили продажу некоторых критически важных технологий Китаю, включая запчасти для государственного производителя самолетов COMAC, в ответ на введенные Китаем ограничения на экспорт важнейших полезных ископаемых.
31 мая
Синьхуа: Китай и страны ШОС расширяют сотрудничество в области искусственного интеллекта
На форуме был представлен "План создания Центра прикладного сотрудничества в области ИИ "Китай-ШОС". Центр откроет двери для всех стран – членов ШОС с целью обеспечения инклюзивного доступа к технологиям искусственного интеллекта.
Участники форума выразили готовность совместно расширять сотрудничество в сфере прикладных решений, развивать цифровую экономику и углублять инновационное взаимодействие, направляя "интеллектуальные дивиденды" на обеспечение качественного развития.
"Сотрудничество в области ИИ – одно из наиболее динамичных направлений взаимодействия в ШОС", – заявил заместитель генерального секретаря организации Олег Копылов.
По его словам, в рамках ШОС будет укрепляться взаимосвязанность инфраструктуры ИИ, совершенствоваться экосистема технологий, синхронизироваться промышленное развитие и углубляться академические обмены.
reuters.com: Автопроизводители предупреждают, что китайские редкоземельные магниты могут привести к остановке производства
Руководители мировых автопроизводителей бьют тревогу по поводу надвигающейся нехватки редкоземельных магнитов из Китая, которые используются во всем, от двигателей стеклоочистителей до антиблокировочных тормозных датчиков, что может привести к закрытию автомобильных заводов в течение нескольких недель.
В ранее не публиковавшемся письме от 9 мая должностным лицам администрации Трампа глава торговой группы, представляющей General Motors, Toyota, Volkswagen, Hyundai и других крупных автопроизводителей, высказал неотложные опасения.
"Без надежного доступа к этим элементам и магнитам поставщики автомобилей не смогут производить критически важные автомобильные компоненты, включая автоматические коробки передач, дроссельные заслонки, генераторы переменного тока, различные двигатели, датчики, ремни безопасности, динамики, фары, моторы, усилитель рулевого управления и камеры", – написал Альянс автомобильных инноваций администрации Трампа.
В письме, которое также было подписано Ассоциацией поставщиков транспортных средств MEMA, добавлялось, что без этих необходимых автомобильных компонентов остановка работы автомобильных заводов в США была бы лишь вопросом времени.
"В тяжелых случаях это может привести к необходимости сокращения объемов производства или даже к остановке конвейеров по сборке автомобилей", – заявили в концернах.
Китай согласился снять ограничения на экспорт редкоземельных магнитов для американских компаний, но продвигается недостаточно быстро, чтобы предоставить доступ ключевым отраслям промышленности США. "Мы не видели поступления некоторых из этих важнейших минералов так, как предполагалось". Китай, который контролирует более 90% мировых мощностей по переработке магнитов, используемых во всем, от автомобилей и истребителей до бытовой техники, в начале апреля ввел ограничения, обязывающие экспортеров получать лицензии в Пекине.
Экспорт редкоземельных магнитов из Китая в апреле сократился вдвое, поскольку компании столкнулись с непрозрачным процессом подачи заявок на получение разрешений, для получения которых иногда требуются сотни страниц документов.
В пятничном посте в социальных сетях президент Дональд Трамп обвинил Китай в нарушении условий соглашения, достигнутого в этом месяце, о временной отмене тарифов и других торговых ограничений.
Посольство Китая в Вашингтоне в ответ заявило, что именно США злоупотребляют экспортным контролем в полупроводниковом секторе.
Читайте по теме:
Китай просит США не раскачивать лодку, борьба за авторынок ЕС и новые чипы