Баннер втб
RU KZ
Рекламный баннер Dell
Китай заезжает в Казахстан на гибридных автобусах

Китай заезжает в Казахстан на гибридных автобусах

09:53 11 Октябрь 2017 9859

Китай заезжает в Казахстан на гибридных автобусах

Автор:

Олег И. Гусев

Первые испытания экологичного пассажирского транспорта с комбинированной энергоустановкой начнутся в конце года в Караганде.

Китайский завод станет первым из иностранных производителей, кто проведет тестирование подобной техники в условиях резко континентального климата Центрального Казахстана. Об этом abctv.kz заявили представители компании Zhengzhou Yutong Group ltd Ли Хайфенг и Вонг Ингбо. Испытания нового автобуса с дизельным и электрическим двигателями начнутся в конце текущего года и продлятся от двух месяцев до полугода.

Главное преимущество гибридного автобуса – это снижение расхода топлива и вредных выбросов, что достигается полной автоматизацией управления работой двигателей с помощью бортового компьютера.

Автоматика своевременно отключает дизельный двигатель при снижении скорости ниже 30 км/ч, причем с возможностью немедленного возобновления движения уже на электродвигателе, исключительно на запасенной в накопителе электроэнергии. А также использует кинетическую энергию движущегося автомобиля при торможении для зарядки накопителя при работе электродвигателя в режиме электрогенератора. В городском цикле эксплуатации гибридный автобус до 40% времени работает в режиме электромобиля.

Ведущие мировые производители автомобилей и пассажирского транспорта весьма давно озаботились не столько снижением вредного воздействия своей продукции на окружающую среду, сколько ужесточающимися экологическими требованиями.

Правительство КНР, например, планирует сделать электрификацию транспорта национальной стратегией. Это позволит придать новый импульс развитию автомобильной промышленности и сделать ее инновационной, отмечает ресурс Clean Technica. В частности, предполагается, что уже в 2018 году не менее 8% всех произведенных авто должны быть гибридами, электромобилями или «альтернативными». В 2019 году – уже 10%, а в 2020-м – 12%.

Большинство крупных автопроизводителей, среди которых Volvo, Toyota, Ford, Nissan, BMW, Peugeot, выпускают модели автомобилей с гибридным двигателем, отличающиеся повышенной экономичностью и экологичностью. Выпускают гибриды и российские «НефАЗ», «ЛиАЗ» и группа «ГАЗ».

«Ах, куда вы удалились?»

История гибридных автобусов в РК весьма туманна: она началась в мае 2017 года, маем же и закончилась, когда в конце месяца ряд казахстанских СМИ со ссылкой на сайт cnhindustrial.com  сообщили, что «компания IVECO BUS доставила первую партию автобусов в рамках контракта на 210 единиц Urbanway и Urbanway Hybrid в город Астану (Казахстан). Автобусы Urbanway для города Астаны производятся на заводе IVECO BUS в г. Анноне (Франция), а их окончательная сборка осуществляется в Костанае на предприятиях, принадлежащих партнеру и дистрибьютору компании IVECO BUS – ТОО «СарыаркаАвтоПром» («САП»). «САП» занимается также техническим обслуживанием парка автотранспортных средств марки IVECO BUS, эксплуатируемого в настоящее время в городе Астане, и обеспечивает техническую и сервисную поддержку автобусов Urbanway, благодаря чему все они функционируют максимально эффективно и экологически безопасно на протяжении всего срока своей службы».

Чуть раньше,15 мая 2017 года, на сайте газеты «Костанайские новости» вышла статья «Премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву показали автобусы, которые будут обслуживать гостей международной специализированной выставки ЕХРО 2017", где директор департамента пассажирского транспорта ТОО «Астана LRT» (фирма-заказчик) Бейбут Есжанов сделал следующее заявление:

«ТОО «СарыаркаАвтоПром» – завод-изготовитель, которому мы заказали солидную партию автобусов. Эти автобусы соответствуют всем международным стандартам. В них предусмотрена возможность посадки и высадки людей с ограниченными возможностями. Кроме того, они адаптированы под все климатические условия столицы. Из 423 автобусов 20 являются гибридными, в них альтернативой дизельному топливу может быть электричество».

Следует отметить, что больше об этих гибридных автобусах Urbanway Hybrid ни на сайте ЕХРО 2017, ни на сайте заказчика ТОО «Астана LRT» (который должен был их эксплуатировать), ни вообще в казахстанском сегменте Интернета упоминаний не нашлось.

Поэтому вопрос, кто же стал первопроходцем в освоении гибридного транспорта в Казахстане, так и остается открытым.

Где-где?

Китайский производитель выбрал для зимних испытаний Караганду по двум причинам. Во-первых, по словам Ли Хайфенга, карагандинское ТОО «Автобусный парк № 3» является одним из самых крупных покупателей автобусов Yutong в РК: 139 единиц с 2013 года, и первый из этих проданных четыре года назад автобусов уже прошел по дорогам РК 1,1 миллиона километров.

«Автобусный парк № 3» очень хорошо их эксплуатировал, и показал, что на наших автобусах можно долго работать без больших ремонтов. Их уровень команды управления и технического обслуживания самый высокий, не хуже, чем в Европе или Сингапуре, что оценило наше руководство. И главное, они нам подсказывали, что нужно улучшить и как усовершенствовать наши модели», – подчеркнул Ли Хайфенг.

А во-вторых, такая высокая оценка производителем технического уровня карагандинских специалистов как раз и стала второй причиной для нынешнего визита.

«Поэтому мы хотим расширить наше сотрудничество, и новое поколение гибридных автобусов мы хотим испытать именно в Караганде на маршрутах и на базе Автобусного парка № 3. Тем более что этот образец мы проектировали по их техническим требованиям и суровым климатическим условиям Центрального Казахстана», – отметил китайский представитель.

На экспериментальной модели будут установлены два двигателя – дизельный и электрический, что позволит экономить до 30-40% топлива. И что еще очень важно для такого промышленного центра – на столько же и сокращаются выбросы выхлопных газов (углекислый газ и оксид азота) в атмосферу.

«На скорости до 30 км/ч, в том числе на остановках, светофорах, пробках, работает только электродвигатель. При скорости выше 30 км/ч работают оба двигателя и подзаряжается батарея, или суперконденсатор. Электрооборудование будет иметь почти максимальный класс защиты IP67 – полная пыленепроницаемость и защита от протекания», – заявил Ли Хайфенг.

Еще один немаловажный момент – автобус будет «низкопольным», то есть без ступенек, что очень удобно для детей, пожилых людей и инвалидов.

На вопрос abctv.kz о стоимости такой модели директор ТОО «Автобусный парк № 3» Артур Григорян ответил, что цена возрастет не радикально.

«Цена такого гибридного автобуса будет порядка 130-140 тысяч долларов, что на 20-30 тысяч выше дизельного варианта. Европейские аналоги стоят гораздо дороже. Поскольку любая новая техника требует новых навыков, завод-производитель проведет обучение нашего специалиста. В свою очередь, мы готовы развиваться и работать по новым технологиям. Для нас это шаг вперед и собственный вклад в «зеленую» экономику. Причем если карагандинские власти вернутся к субсидированию пассажирских перевозок, то мы готовы в рамках программы обновления своего автопарка ежегодно покупать до 50 таких машин». 

Зимние испытания гибридного автобуса Yutong начнутся в конце нынешнего года и продлятся от двух до шести месяцев. В следующем году эта модель будет тестироваться в Алматы и Астане. После чего, обобщив все результаты, компания, по словам Ли Хайфенга, внесет в нее необходимые коррективы, чтобы этот гибридный автобус подходил для всех регионов Казахстана.

Олег И. Гусев