Начать с создания информационного союза стран производителей и стран потребителей энергоресурсов предлагает китайская сторона.
С такой инициативой выступил председатель китайской нефтяной и химической корпорации Sinopec group Ван Юй Пу на конференции «Энергобезопасность в Евразийском регионе: новый механизм сотрудничества», прошедшей в рамках форума Kazenergy-2015. И эксперты, и участники рынка неоднозначно оценили перспективы этого начинания.
- Продвижение сотрудничества по линии «Один пояс – один путь» требует создание регионального рынка нового типа – общего евразийского нефтегазового рынка. С включением в него региональных рынков северо-восточной и юго-восточной Азии, постепенном развитии информационной открытости. В частности, необходим обмен информацией по запасам в хранилищах, а также их последующем обмене и реализации, – заявил Ван Юй Пу.
По его мнению, в практическом плане можно было бы постепенно, но последовательно принять следующие меры. Во-первых, создать под эгидой органов планирования евразийских стран информационную структуру по вопросам энергетики, отвечающую за сбор информации в нефтегазовой отрасли, политическое прогнозирование и анализ рыночной ситуации, включая вопросы планирования и строительства инфраструктуры. Ведя дело к постепенному формированию информационного союза стран производителей и потребителей энергоресурсов.
Во-вторых, при условии уважения суверенитета и интересов сторон двигаться к открытию нефтегазовых рынков в рамках многостороннего интеграционного механизма. А именно содействовать упрощению процедур инвестирования и торговли в отрасли.
В-третьих, использовать площадки Евразийского форума Kazenergy и Шанхайской организации сотрудничества для проведения регулярных встреч высокого уровня с участием представителей энергетических компаний Европы и Азии, а также финансовых структур, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и фонд «Шелковый путь».
По словам главы Sinopec group, «в данный момент мировые цены на нефть продолжают колебаться на низких уровнях. В этих новых условиях расширение сотрудничества в рамках проекта «Один пояс – один путь» отвечает общим потребностям государств-участников, как обладающих богатыми ресурсами стран, так и стран- потребителей». Ван Юй Пу полагает, что, исходя из ситуации на рынке, а именно состояния спроса и предложения, следует сделать основной упор на массированном строительстве систем транспортировки, нефтегазовых коридоров. Кроме того, он считает важным стимулировать региональную интеграцию рынков промышленности и финансов, сформировать единую систему информационно-аналитической безопасности, создавать условия для межгосударственных коммуникаций, беспрепятственной торговли и финансовых транзакций.
- В этой связи я предлагаю следующее. В целях стимулирования сотрудничества в рамках проекта «Один пояс – один путь» требуется создать масштабный транспортный коридор для доставки энергоносителей, то есть совместными усилиями строить железные дороги, нефтегазопроводы, транспортные узлы, создавать единую инфраструктуру, учитывающую как потребности рынков, так и возможности транспортных коридоров, а также интересы стран-потребителей как в Европе, так и Азии. Систему, которая обеспечит защищенность рынка энергоресурсов, как для стран поставщиков, так и гарантии поставок для стран потребителей, – заявил председатель Sinopec group.
Предложение коллеги поддержал и вице-президент PetroChina Люй Гуньсиунь. Уверенность в успехе такой инициативы китайские нефтяники видят в энергетической самодостаточности региона Евразии.
- Если говорить о коммерческих запасах, то восточный участок Шелкового пути приходится на регионы, где расположена самая большая часть мировой системы традиционных углеводородов, – продолжил Ван Юй Пу.
Согласно его данным, по состоянию на 2014 год запасы нефти и природного газа в странах, расположенных вдоль маршрута Шелкового пути, составляли примерно 57,8% и 75,5% соответственно от мировых запасов. Если посмотреть на объемы добычи в этих странах, то в прошлом году было добыто 58,3% от мировой добычи нефти и 53,3% от мировой добычи газа. Если же оценивать потребление, то в 2014 году страны Шелкового пути экспортировали 63,3% от общего объема мировой торговли нефти и 68% от общего объема рынка газа.
- Если брать сферу нефтегазового оборудования, то в 2014 году масштабы вложений и инвестиций в инженерно-техническое обслуживание достигли 200 миллиардов долларов, что составило более 40 процентов от объемов мирового рынка. На долю стран Шелкового пути приходится добрая половина мировых нефтегазовых ресурсов. В течение ближайших 20 лет ожидается укрепление такого положения. Страны Шелкового пути испытывают потребности во взаимодополняющем сотрудничестве и обладают для этого прочной основой. В регионе имеются как богатые нефтегазовыми ресурсами государства, так и страны, ставшие на сегодня ключевыми мировыми рынками потребления нефти и газа. То есть страны обладают взаимодополняющими возможностями в области ресурсов, капиталов и технологий, диверсификации экспорта, – считает Ван Юй Пу.
В качестве примера он привел сотрудничество Казахстана и Китая:
- К концу 2014 года китайские нефтяные предприятия инвестировали в 25 совместных проектов в Казахстане свыше 30 миллиардов долларов. Сформирована ценностная индустриальная цепочка, включая разведку и освоение нефтяных и газовых месторождений, строительство нефтепроводов и нефтепереработку, торговлю и сбыт, инженерно-техническое обслуживание.
По мнению главы китайской компании, регион обладает наилучшими возможностями и динамикой для развертывания глобального сотрудничества в нефтегазовой сфере.
Его коллега из PetroChina Люй Гуньсиунь в свою очередь рассказал о перспективах газового сотрудничества. Так, по газопроводу Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай в прошлом году было поставлено около 30 млрд кубометров газа.
- Мы планируем построить трубопровод D. Мы называем его четвертым трубопроводом. Он будет проходить через Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан в Китай. Строительство уже началось. Мощность газопровода составит 30 миллиардов кубометров газа, – заявил Люй Гуньсиунь .
Что касается сроков введения его в строй, то он пояснил, что «обычно строительство трубопроводов занимает примерно 5 лет». При этом отметил, что материнская компания PetroChina CNHC продолжает переговоры с «Газпромом» о строительстве газопровода «Алтай». Особо подчеркнув при этом, что сегодняшние цены на нефть, от которых зависит вычисляемая по формуле цена газа, не оказывают существенного влияния на переговоры.
- Необходимо строить планы с долгосрочной точки зрения. Поэтому нет смысла учитывать низкие цены на нефть. Мы не считаем их преимуществом, – заявил Люй Гуньсиунь.
Между тем, специальный представитель президента России по взаимодействию со странами-экспортерами газа, председатель совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков на форуме Kazenergy-2015 сообщил:
- В целом мы видим большие перспективы в развитии поставок газа на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, доля стран АТР в мировом потреблении первичной энергии в прошлом году достигла 46 процентов. Мы предполагаем, что к 2020 году их доля в структуре нашего газового экспорта увеличится с 7 до 19 процентов, с последующим ростом до 41 процента в 2035 году. При этом, европейский газовый рынок остается главным экспортным рынком для нашего газа, и мы наращиваем надежность поставок в западном направлении путем диверсификации экспортных маршрутов за счет реализации проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
Однако, Зубков достаточно скептически оценивает возможность создания единого рынка газа. По его словам, есть объективные препятствия. Обычно природный газ продается еще в недрах, на долгосрочной основе. Его добыча планируется уже с учетом известных объемов предстоящих поставок. Эти две особенности газовых контрактов вытекают из физических свойств природного газа и того объективного экономического фактора, что условия его транспортировки, хранения весьма ограничивают возможности потребителей и производителей накапливать и хранить его объемы в зависимости от конъюнктуры.
- Мы полагаем, что в ближайшие тридцать лет разделение мировых центров добычи и центров потребления газа сохранится. Торговля газом сможет оставаться взаимовыгодной только на условиях равного распределения рисков между всеми участниками для поддержания паритетов безопасности спроса и безопасности предложения. Для нас основа безопасности спроса – это рыночная конкуренция между природным газом и другими видами первичных энергоносителей на основе их потребительских качеств и честных конечных цен, не искаженных дискриминационными или протекционистскими мерами, – озвучил кредо «Газпрома» председатель совета директоров.
И добавил, что основы безопасности поставок – это обеспечение непрерывности инвестиционных циклов в газовой отрасли, начинающихся с гарантии оплаты газа покупателями. Механизмом решения всех этих взаимозависимых вопросов «Газпром» по-прежнему видит долгосрочные контракты с преобладанием нефтепродуктовой привязки в структуре цены газа. По мнению спецпредставителя президента РФ, при всех своих недостатках, даже в период низких нефтяных цен, такой способ ведения международной торговли газом позволяет планировать долгосрочные инвестиции и поддерживать баланс ответственности сторон в случае существенного изменения рыночных факторов путем адаптации к рынку и его условиям.
- Конечно, мы не против других подходов к ведению газового бизнеса, но они должны быть взвешенными и взаимовыгодными, – считает Виктор Зубков.
Эксперты также скептически отнеслись к возможности создания в ближайшей перспективе единого евразийского рынка нефти и газа.
- Как могут волк и овца договориться о создании НКО «Здоровая еда»?! – недоумевает руководитель азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев. – Планы развития энергорынка существуют не первый год. Их генеалогия восходит к энергетическому клубу ШОС. Однако принципиально непонятно, как в одном альянсе будут состоять потребители и производители. Поэтому Пекину еще предстоит наполнять идею конкретикой. Пока что это выглядит как идея «за все хорошее против всего плохого». Непонятно, как евразийский рынок будет принципиально отличаться от мирового. Разница может быть в валюте расчетов, то есть в юане, и в бирже.
Схожего мнения придерживается и экс-министр экономики Казахстана, советник генерального директора Научно-исследовательского института технологий добычи и бурения «Казмунайгаз», ранее «КИНГ» Жаксыбек Кулекеев.
- Я не вижу в ближайшей перспективе вариантов для создания полномасштабного рынка нефти и газа в Евразии. Прежде всего потому, что это невыгодно странам производителям. В этом случае придется выравнивать внутренние цены на нефть и газ, а учитывая высокую энергоемкость экономик и России, и Казахстана, это поставит компании в неравные конкурентные условия, – ответил он на вопрос Аtameken.info.
Александр Константинов