Клиникам дадут ограниченную свободу в закупе лекарств

4599

В скором времени медицинские организации страны получат возможность закупать лекарства, минуя Единого дистрибьютора – но по ценам, не превышающим расценки этой структуры. 

Клиникам дадут ограниченную свободу в закупе лекарств

Определенную свободу в вопросах закупа лекарств медицинским организациям министерство здравоохранения и социального развития решило предоставить по двум причинам: во-первых, под систему единого закупа стали подпадать не только государственные, но и частные клиники – а от командования частными деньгами государство старается отойти во всех отраслях экономики. А, во-вторых, единый дистрибьютор за время своего существования успел стать мишенью для критики медорганизаций, которые уверены, что найдут дешевле и качественнее.

"По вопросам цен на лекарства: очень много было нареканий именно на единого дистрибьютора, будто они закупают по повышенным ценам, - говорит министр здравоохранения и социального развития Казахстана Тамара Дуйсенова. – Чтобы этого не было, мы воспользовались опытом британских коллег: начиная с 2015 года устанавливаем предельные цены на закуп лекарств не только в зависимости от тех цен, которые есть в Казахстане, но и с учетом цен, которые имеются в России и в Белоруссии, а также используем еще шесть международных "библиотек" фармпрепаратов. И с прошлого года мы этот механизм референтного ценообразования включили, когда закупали лекарства на 2016 год", - добавляет она.

В этом же году с использованием того же самого механизма "расширенного поиска" с учетом предельных цен уже закуплено 90 % препаратов на следующий, 2017 год. А вот с закупом на 2018 год, возможно, торопиться в следующем году не будут. Потому что медорганизации могут получить свободу в закупе медпрепаратов: по словам министра, соответствующие изменения в нормативно-правовые акты республики уже отправлены на рассмотрение межведомственной комиссии. "Закуп также останется, амбулаторное лекарственное обеспечение, которое мы предоставляли бесплатно, также будет оставаться, и мы будем их закупать, - говорит Тамара Дуйсенова. - Нужно понимать, что СК-Фармация – это площадка для закупа медицинских препаратов, где могут все медорганизации собрать свою потребность, и сказать: "Давайте, вместе закупим, когда больше масштаб, тогда больше и экономия, и возможность покупать качественный препарат с доказательной базой". Поэтому такая возможность у медицинских организаций остается, но, если медицинская организация скажет – мы можем сами закупать по цене, соответствующей установленным нами предельным ценам, - то тоже никаких вопросов нет", - утверждает она.

Тем не менее, считает глава ведомства, дорогостоящие препараты медорганизациям лучше продолжать покупать у Единого дистрибьютора. "Выбор за организациями, с учетом возможной экономии средств, - отмечает она. - Но выбирать лекарства медорганизации будут только из казахстанского национального формуляра, потому что там полный перечень именно тех препаратов, которые соответствуют требованиям", - назвала она второе ограничение для самостоятельной закупки. При этом медорганизации получают возможность снабжать минздравсоцразвития информацией о том, какие из внесенных в национальный формуляр препаратов, мягко говоря, не совсем соответствуют месту под солнцем на казахстанском рынке. 

"Качество теперь выходит на первый план, и мы теперь будем смотреть предложения медорганизаций, какие препараты соответствуют их клиническим направлениям, а какие – нет. И по ним будем работать как с отечественными производителями, так и с иностранными коллегами", - говорит Тамара Дуйсенова. Она напомнила, что ранее в Казахстане существовало несколько различных лекарственных списков, включая государственный реестр, куда входили  все виды различных фармпрепаратов, зарегистрированных в Казахстане. "Потом был республиканский лекарственный формуляр, областные, формуляры медицинских организаций. И наличие 6 различных списков путало, делало процессы непрозрачными, иногда позволяло включать туда препараты, не имеющие доказательной базы, - признала министр. - И в течение последних  двух лет мы много таких препаратов исключили, когда сформировали казахстанский национальный формуляр, который представлен всем медорганизациям", - добавляет она.

При этом, если до 2014 года государство не ставило перед производителями вопроса о том, что лекарственные препараты должны соответствовать стандартам GMP, то, начиная с 2015 года, такое требование появилось. Правда, для отечественных производителей – с отлагательным характером. "Сегодня все ввозимые препараты в Казахстан должны соответствовать этому стандарту, только тогда они будут регистрироваться, и сегодня наш Национальный центр по экспертизе лекарственных средств работает именно так, - говорит Тамара Дуйсенова. - Таким образом, мы приостановили возможность вхождения на казахстанский рынок лекарств, не соответствующих международным стандартам. В отношении отечественных производителей – до 1 января 2018 года все должны привести продукцию в соответствие с этими стандартами. И тут есть хорошая динамика – если в 2011 году у нас всего лишь два производителя соответствовали стандарту, на сегодня – 21 производитель соответствует, 46 площадок соответствуют уже международным стандартам, и есть план работы – как мы двигаемся с отечественными производителями до этой даты. Это касается не только фармпроизводителей, но и дистрибьюторов, складов, аптек. С 1 января 2018 года у нас ни у кого проблем в отношении несоответствии надлежащим фармпрактикам не должно быть среди участников рынка", - заключила она.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться