Об этом стало известно в рамках прошедшего в столице Международного Конгресса библиотекарей Казахстана.
Как уточнила руководитель службы фонда редких книг и рукописей Национальной академической библиотеки РК Алия Кожабекова, "редкий фонд" НАБ РК нуждается в реставрации и особых условиях хранения книг. Для этого необходим специальный центр, где будут соблюдены все стандарты по влажности, температуре, сохранности, консервации и реставрации, а также биологическая и химическая лаборатория. Возможно, он будет открыт уже в этом году.
"Мы, как и все мировые библиотеки, страдаем от нехватки площади. Здание у нас небольшое – всего 15 тысяч квадратных метров, а библиотека все разрастается", - говорит руководитель службы.
Недавно в НАБ был передан фонд Музея книги, закрывшегося в Алматы. Музей формировался в 1976 году, поэтому в нем были сконцентрированы практически все памятники письменности Казахстана. Алия Кожабекова признается, что это очень удачное приобретение для национальной библиотеки, но то, в каком состоянии были переданы эти книги – повергает в шок.
"Они хранились в подвале какой-то фабрики. Был период, когда все религиозные книги запрещались, и, чтобы как-то сохранить, их хоронили вместе с покойниками. Потом эти книги выкапывали и передавали в музей, но запах остался… Когда мы получили книги из музея, они были покрыты сажей, пылью, хранились в картонных папках, которые для них губительны, потому что повышенная кислотность материала разъедает бумагу. Книги должны проходить обработку от грибков, бактерий, плесени. Процентов 70 редких книг у нас заклеены скотчем, а это страшно агрессивный материал. Чтобы удалить его, не повредив книгу, нужна химическая лаборатория".
В Национальной академической библиотеке редкие и ценные книги хранят при нужном режиме температуры, влажности, света. Но никак не реставрируют.
Центр реставрации, как оказалось, есть только в Алматинской Национальной библиотеке. Однако, как признаются в столичном НАБ, отправлять книги туда они не могут по одной простой причине - в бюджете на это не заложены средства.
Сегодня в фонде Национальной библиотеки Астаны хранится около 20 тысяч редких и ценных книг и рукописей. Жемчужина коллекции - Тафсир, рукописная книга пояснений к Корану, начатая, по мнению экспертов, в VIII веке и законченная в XIV – XV. Еще одна диковина - "Стратегия ведения войны" из императорской библиотеки Китая, начертанная на бамбуковых дощечках (сама книга датируется IX веком, а обложка - VI столетием). Поражает воображение огромная "Книга китайских замыслов, извлеченная из оригинальных трудов Персии, Индии, Китая и Японии, собранная и нарисованная многоуважаемым художником мсье Дюком, посвященная его светлости". Это собрание литографий предназначалось в дар Людовику XV. Таких книг в мире всего три экземпляра: один в Лувре, другой в частной коллекции, третий в НАБ РК. Также там хранятся памятники казахстанской письменности, которые в разные периоды опиралась на арабскую графику, на латинскую графику, на алфавит "төте жазу", созданный Ахметом Байтурсыновым в 1912 году. А также множество рукописей на арабском, общетюркском, чагатайском языках.
В "редкий фонд" отбирают книги по определенным критериям: которые старше 1940 года, которые сохранились в ограниченном числе экземпляров, например, если тираж был уничтожен цензурой, а также книги с автографами известных авторов и необычно изданные.
Редкие книги и рукописи из такого фонда, как объяснили в национальной библиотеке, доступны пока только для исследований по предоставлению письма от читателя, или от руководителя научного проекта, если это касается студента.
"Если речь идет о специалистах, – кандидатах наук, докторах наук, докторах PhD или тех, кто учится в докторантуре – для них вход свободный", - объясняет Алия Кожабекова.
В то же время, бесценные редкости будут оцифрованы и выложены в свободный доступ в интернет, в Казахстанскую Национальную электронную библиотеку (КазНЭБ). Сегодня содержание этой библиотеки составляет более 29 тысяч электронных документов: это книги, изданные по государственной программе "Культурное наследие", редкие книги, имеющие отношение к истории и культуре Казахстана, современные научные работы, авторефераты и другие документы. Ценно то, что пользоваться порталом КазНЭБ можно без авторизации.
Одна из главных проблем сохранения редких книжных фондов в стране - это, считает Алия Кожабекова, отсутствие единой базы данных о древних памятниках письменности: "Мы не знаем, что где есть".
"Совершенно недавно у нас был такой случай: в рамках библиотечного туризма мы ездили в Южный Казахстан и были в селе Карнак. Это знаменитое село недалеко от Туркестана, оно упоминается во многих исторических источниках, начиная с XII века. Там было медресе, где учились Машхур Жусуп, Шортанбай Канайулы и другие мыслители, писатели, ученые. В селе Карнак сохранилось много памятников письменности, в основном духовного содержания. Но проблема в том, что мы не можем их даже увидеть и не знаем, где они находятся", - отмечает она.
Предположительно, многие ценные рукописи сохранились в руках частных лиц. Известно, к примеру, что несколько лет назад Коран из Карнака был продан в Европе, на аукционе Сотбис. За большую сумму, эта цифра даже не упоминается. Люди понимают, что это ценность и не хотят их показывать.
Все эти книги, по словам Алии Кожабековой, капризные, поэтому должны храниться в определенных условиях. Температура не должна превышать 21 градус, а влажность воздуха должна быть от 45 до 50 процентов. Если выше – образуются грибки, ниже – книги начинают ломаться.
"Это должно быть все-таки народным достоянием… Речь не идет о том, чтобы их отбирать, мы были готовы оплатить людям самолет и проживание лишь для того, чтобы они просто показали эти книги и увезли обратно, но ничего не вышло. Мы бы хотели, чтобы эти памятники не пропали, не исчезли за рубежом, чтобы их можно было отреставрировать", заключила она.
Ксения Татаринова